«Конфликт и профилактические меры его предотвращения».
статья по психологии

Ведерникова Анастасия Евгеньевна

Конфликт (от лат. столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов или мнений двух или более людей 

Он имеет три признака: наличие личностного смысла для одного или обоих субъектов, наличие конфликтной ситуации, наличие инцидента или стечения обстоятельств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог-психолог

 МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 8

Ведерникова А.Е.

 «Конфликт и профилактические меры его предотвращения».

Одним из необходимых условий нашей жизни является общение с людьми. В процессе него часто возникают противоречия и различия во мнениях, поступках. Поэтому так же, как и общение, конфликты считаются частью нашей повседневной жизни.

Конфликт (от лат. столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов или мнений двух или более людей [5, с.155].

Он имеет три признака: наличие личностного смысла для одного или обоих субъектов, наличие конфликтной ситуации, наличие инцидента или стечения обстоятельств.

Существует много видов конфликтов, например по направленности, по природе, по источникам возникновения, по длительности протекания, по масштабу и степени выраженности.

Длительной период к нему присваивали лишь отрицательные значения, но на современном этапе стало понятно, что он необходим для нормального развития коллектива и человечества

Он несет в себе следующие функции:

Деструктивные функции

Конструктивные функции

 Негативное психическое состояние участников

 Временные потери. На 1 минуту конфликта приходится 12 минут после конфликтных переживаний

  Травмирование участников (неблагополучно развивающие конфликты с физическим насилием)

  Стресс и заболевания

 Нарушение системы межличностных отношений (вплоть до прекращения отношений)

 Снижается эффективность деятельности участников конфликта

 Отрицательное влияние на развитие личности

  Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.

Устраняет полностью или частично противоречие (более чем в 65 % случаев удается полностью разрешить противоречия)

 Позволяет более глубоко оценить индивидуально психологические особенности людей (примерно в 10- 15 % конфликтных ситуаций взаимоотношения оппонентов после завершения конфликта становятся лучше, чем были до)

  Позволяет ослабить психическую напряженность

 Служит источником развития личности, межличностных отношений (при успешном разрешении конфликта)

 Улучшение качества индивидуальной деятельности

 Повышение авторитета у окружающих (при отстаивании справедливых целей)

 Конфликт – способ самоутверждения, становления личности.

 Конфликт – средство активизации социальной жизни

 Высвечивание нерешенных проблем

 Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное

  Сплочение группы при поиске продуктивного решения проблем, при противоборстве с внешним врагом

 Оптимизация межличностных отношений

По мнению Зеркина, управление конфликтами включает в себя прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение конфликтов. [2,с.265]

Предупреждение конфликта в образовательной организации – педагогическая деятельность, направленная на недопущение его возникновения и негативного влияния на результаты обучения и воспитания. Оно связано с его прогнозированием. Основными способами прогнозирования являются: экстраполяция, моделирование предполагаемой конфликтной ситуации, опрос экспертов. Отправной точкой считается установление противоречия, обуславливающего возникновение проблемной ситуации, являющейся причиной возможного конфликта.

Само предупреждение конфликтов, как и любую систему можно разделить на определенные этапы и фазы.

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику. Соотношение фаз и этапов конфликта

Фаза конфликта

Этап конфликта

Латентный период (скрытый)

Возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации

Проявления конфликта

Субъекты осознают конфликтную ситуацию и готовы начать активное конфликтное взаимодействие

Активный период

Развитие открытого конфликта: инцидент, эскалация, сбалансирование противодействие, завершение конфликта.

Послеконфликтный период

Снижение «остроты» конфликтного взаимодействия

Предупреждение конфликтов является трудной задачей. И для эффективности данной работы необходимо ясно видеть трудности, которые встречаются на пути. Существует множество препятствий, снижающих способность предотвращать конфликты и направлять их развитие в выгодное русло [1, 115 с.]:

  1. Психологическое ограничение является природой разума и связано с природой психики, которая определяет как врожденной человеческое стремление к свободе и независимости.
  2. Поведенческое ограничение - наличие определенных принятых норм поведения, регулирующих человеческие отношения.
  3. Правовое ограничение является законным и связано с тем, что в странах с демократической культурой некоторые общечеловеческие моральные принципы приняли правовую основу.

Поэтому успешность предупреждения конфликтов может быть только в этих пределах: психологических, поведенческих и правовых требований регулирования человеческих отношений.

При возникновении конфликтных ситуаций их эффективное разрешение возможно при следующих условиях:

  • Наличие благоприятного социально-психологического климата;
  • Высокий уровень профессионализма педагога, его нравственные качества, его культура, возможности ораторского искусства, креативность, педагогический такт, развитый интерес к субъектам образовательного процесса и своей работе;
  • Уравновешенность субъектов образовательного процесса, адекватность самооценки, оптимизм, целеустремленность, самообладание, культура и техника речи, наличие опыта конструктивного решения конфликтов.

Для создания и поддержания некоторых условий в работе педагога-психолога необходимо в системе проводить профилактику эмоционального выгорания педагогов ДОУ, психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ. При возникновении конфликтов и необходимости участия в нем третьей стороной, использовать эффективные технологии и методы разрешения конфликтных ситуаций, таких как:

  • Технология - Медиация – технология, предполагающая четко обоснованный алгоритм действий и состоящая из 8 этапов: вступительное слово медиатора, презентация сторон, дискуссия сторон, «Кокус», общая сессия, соглашения, выход из медиации;
  • Метод сотрудничества;
  • Компромиссная стратегия.

Подводя итог, всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что управлять и разрешать конфликты – это искусство, которому не все научены.  Для разрешения и управления ими необходимо немало знаний, умений и усилий. На сами конфликты не стоит закрывать глаза, так как не разрешенные конфликты несут негативные последствия на работу коллектива в целом.

Источники:

  1. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации: учебник и практикум для вузов/ С.М. Емельянов -2-е из., испр. и доп. – М.: издательство Юрайт, 2020.-219 с.
  2. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2023.480 с.
  3. Зубова Л.В. Психология конфликта: учебное пособие/ Л.В Зубова; А.А. Кириенко4 Оренбургский гос.ун-т, - Оренбург: ОГУ, 2021.- 183 с.
  4. Козырев Г. Основы конфликтологии. М.: Форум, 2010.240 с.
  5. Любимова Г.Ю. Психология конфликта.-М.: Педагогическое общество России, 2004.-160 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План МБДОУ № 28 по организации профилактической деятельности предотвращения жестокого обращения с детьми дошкольного возраста

Создание условий для развития толерантности и бесконфликтного общения детей и взрослых, предупреждение насилия над детьми....

Профилактические мероприятия по предотвращению гибели детей на водных объектах и обучению культуре безопасности на водных объектах в зимне-весенний период

Профилактические мероприятия по предотвращению гибели детей на водных объектах и обучению культуре безопасности на водных объектах в зимне-весенний период ...

Консультация на тему: "Профилактические меры против короновируса".

1.Что такое короновирусы.2.Меры предосторожности.3.чем занять детей дома....

Профилактические меры от коронавирусной инфекции

Что такое COVID19(Коронавирус)? Дополнительные меры профилактики: ...

Консультация для родителей «Профилактические меры обеспечения пожарной безопасности в быту»

Консультация для родителей «Профилактические меры обеспечения пожарной безопасности в быту»...

Профилактическое занятие по предотвращению буллинга "Сказка о Серёже"

Профилактическое занятие по предотвращению буллинга "Сказка о Серёже"...