Семинар - тренинг для педагогов, специалистов в ДОУ «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
материал по психологии

Известно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как "синдром эмоционального выгорания". "Эмоционально выгоревшие" педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это - дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

А теперь ответьте себе на вопросы:

- Часто ли вы просыпаетесь утром и чувствуете, что у вас нет ни желания, ни сил идти на работу?

- Часто ли вы думаете о том, как закончится рабочий день и как настанут выходные?

- Часто ли вы берете работу на дом, а потом не можете заставить себя ее делать?

Если вы ответили «Да» хотя бы на один вопрос – у вас есть признаки эмоционального выгорания.

Сегодня, на нашем мини - тренинге мы попытаемся понять, что же такое "синдром эмоционального выгорания" и как ВЫ можете помочь себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение «БАТОН»

 

(раздаются листочки с изображением батона)

Теперь следующее. У вас изображен, выберите, тот, который нравится.

Отрежьте тот кусочек от этого батона, который вы отдаете РАБОТЕ. Ровно столько занимает ваша работа. (подпишем этот кусок словом РАБОТА).

Следующее – сколько занимает ваша СЕМЬЯ! Отметьте сколько, вы отдаете своей семье, помните у каждого свой рисунок, и своя жизнь. (подпишем словом семья).

ЗДОРОВЬЕ! Если вы уделяете время своему здоровью, может вы вообще не уделяете. Может и нет такого куска.

Самообразование! В широком смысле этого слова, какие-то курсы, семинары, конференции, вебинары, научная профессиональная литература, общение с коллегами, профессиональное сообщество и т.д. Т.Е. как вы повышаете свое профессиональные знания, как их расширяете, как вы это понимаете.

Увлечения! это и Ваше хобби, есть ли в вашей жизни место, для ваших дел, для любых занятий, увлечений. У кого осталось место для увлечений, ВОТ У КОГО они ЕСТЬ, это просто замечательно!

Поднимите руки, пожалуйста, у кого осталось время на увлечения, хобби, ваше личное время. (Посчитать сколько таких педагогов в аудитории). Возможно похлопать им.

!!!!! Помните, чем меньше удовольствий в жизни, тем труднее переносить трудности и стрессы.

Переходим ко второму батону. А теперь распределите все эти критерии ИДЕАЛЬНО, как бы вы хотели. Независимо от обстоятельств сегодня!

В этом упражнении – спрятался БАЛАНС РЕАЛЬНЫЙ И ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ!

Подумайте каждый для себя, что ВЫ можете сделать для того чтобы то идеальное сочетание стало реальным, чтобы оно осуществилось?

По мнению великого классика Л.Н. Толстого, качество жизни человека определяется количеством радости в ней. Вспомните себя в детстве, как правило, вы искренне радовались жизни и не подозревали, что со временем можете потерять этот дар. Мы часто в себе подавляем улыбку. Замещаем ее сомнениями, страхом, обидами, раздражением. Мы становимся такими важными, серьезными и скучными, радость угасает на ваших лицах. Радость — это главное топливо осознанной жизни, это сосредоточение смыслов и ценностей.

 

Упражнение «Приемы саморегуляции»

 

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя при помощи слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Эффекты саморегуляции:

-        эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

-        эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

-        эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Способы саморегуляции:

-        смех, улыбка, юмор;

-        размышления о хорошем, приятном;

-        различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

-        рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

-        мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

-        «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

-        вдыхание свежего воздуха;

-        чтение стихов;

-        высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

             

Упражнение «Ресурсный мешочек»

 

Ароматерапия – это один самых древних способов воздействия на здоровье и психическое состояние человека. В психологии ароматерапия применяется для купирования стрессов и снятия напряжения.

Каждому из Вас я собрала ресурсный мешочек. В нем есть бодрящие пряности, которые будут напоминать своими ароматами о том, что все для вас необходимое всегда с вами.

Кофе – стимулирует иммунную систему и активизирует работу мозга. Иногда достаточно вдыхать кофейный аромат для того, чтобы самочувствие стало лучше. Запах зерен расслабляет и успокаивает.

Корица - избавляет от чувства одиночества и страха.

Гвоздика - вызывает ощущение тепла, комфорта и умиротворения, снимает стресс и тревогу.

Я предлагаю выбрать мешочек, который подходит именно Вам.

Фон музыка (приятная мелодия).

 

Ритуал окончания занятия «Аплодисменты»

 

            Нашу встречу хочу завершить на положительной ноте.

            Инструкция: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

Возможно, в Вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком (проблем, неприятностей, неудач и т.д.) помните, что Вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше.

Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Фон музыка (финал).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_sindroma_emotsionalnogo_vygoraniya.pptx484.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Слайд 2

Упражнение «Батон»

Слайд 3

Упражнение «Приемы саморегуляции »

Слайд 4

Упражнение «Ресурсный мешочек»

Слайд 5

До скорого свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»...

Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

Тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"

В настоящее время, в процессе профессиональной деятельности в ДОУ мы довольно часто сталкиваемся со случаями эмоционального выгорания педагогов.В связи с актуальностью темы сохранения психологического...

Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Тема: «Развитие навыков профилактики стресса»

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое),...

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Тренинг  "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»...

Семинар-тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Цель: повышение эффективности работы педагоговчерез профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить  с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его про...