Консультация "Психологическая готовность ребенка к школе"
консультация по психологии

Зобнина Татьяна Петровна

Что играет важную роль в подготовке ребенка к школе?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация "Психологическая готовность ребенка к школе"

Что играет важную роль в подготовке ребенка к школе?

В каждой семье наступает важный, волнительный период – подготовка ребенка к школе. Волнует вопрос, что можно сделать, чтобы переход из дошкольного детства на первую ступеньку обучения в школе оказался плавным и безболезненным для ребенка?

Многие уверены, что подготовленный к школе ребенок должен уметь бегло читать, считать, писать.… Но это не правильное представление.  Важную роль играет психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность - сформированность различных сфер психической деятельности: познавательной, мотивационной, волевой, эмоциональной.

Эмоциональная сфера.

Эмоции и чувства — это переживание человеком своего отношения к людям, к поступкам и явлениям. Некоторые дети старшего дошкольного возраста испытывают негативные эмоции по отношению к урокам и вообще обучению в школе. Причины тому разные:

1. Родители, занимаясь с ребенком, не всегда могут правильно выбрать темп, объем заданий, и тогда ребенок, переутомившись, боится предстоящей нагрузки и, как следствие, отказывается заниматься.

2. Почти ежедневно обсуждают предстоящее обучение в школе, что вызывает у ребенка тревогу и неуверенность в своих силах.

3. Некоторые формируют у него неправильное отношение к школьной оценке. Стремясь, стать «большими», дети требуют от взрослых ставить за выполненные задания «пятерки» и «четверки». В школе они сталкиваются с другой ситуацией — оценки могут не оправдать ожидания — и дети разочаровываются в учебе.

4. Требуют дисциплины при выполнении объемных заданий.

А важно: научить ребенка понимать собственные чувства и эмоции, выражать их словами и уметь понимать и принимать не только победы, но и поражения. Став примером, для будущего первоклассника, важно говорить о своих переживаниях в связи с семейными или профессиональными заботами, рассказывать и показывать, как можно  справляться с трудностями, что в этом помогает.

Волевая сфера

Любые действия человека носят произвольный или непроизвольный характер. Произвольные действия осуществляются под контролем сознания, они требуют определенных усилий, направленных на достижение поставленной цели. Непроизвольное поведение представляет собой импульсивные и неосознанные действия, которые не направлены на достижение цели.

Главная функция воли — сознательная регуляция поведения и деятельности человека, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия, стоящие на пути к цели.

Будущему школьнику необходимы - дисциплинированность, способность регулировать и соотносить свои желания с жизненными ситуациями. Если у ребенка не развиты волевые качества, ему трудно будет усидеть на уроке в течение 45 минут. Для развития волевых качеств важно научить ребенка:

- обращать внимание на обязательность точного выполнения инструкций, как в игре, так и в жизни;

- ежедневно утром (или с вечера) готовить вместе с ребенком список дел на весь день или зарисовать его.

- поиграть в молчанку: в течение 2-3 минут предложите ему не разговаривать.

- играть в игры: «Да и нет не говори», «Запретное движение», бланковые задания и др.

   Мотивационная сфера

Уже в четыре года ребенок начинает осознавать свои желания и потребности, они неоднозначны по степени своей важности для него. Появляются устойчивые интересы и предпочтения. У ребенка складывается индивидуальная мотивационная система.

На пороге школы у детей становятся значимым и мотив достижения успеха (и даже в какой-то степени конкуренции, соперничества), и мотив избегания неудачи. И тот, и другой мотив может стать стимулом развития и обучения ребенка. И если в четыре года ребенка привлекает сам процесс игры, если он будет заинтересован новой информацией, то в возрасте пяти-шести лет его привлекает уже не только процесс, но и результат игры, похвала взрослого, возможность оказаться лучше сверстников. Несомненно, лучше для ребенка, если окружающая его развивающая и социальная среда будет способствовать закреплению в его мотивационной системе программы на достижение успеха. Все дети, обладающие разными возможностями, одинаково нуждаются в поддержке, одобрении, уверенности родителей в их победе. Каждому ребенку важно понимать для чего, кого он идет в школу - для получения знаний, своего будущего.

Познавательные психические процессы: ощущение, восприятие,  внимание, память, мышление.

Ощущения и восприятие

Сенсорная (чувственная) информация — то, на что каждый опирается в жизни. Должны быть развиты виды чувствительности (зрительная, слуховая, обонятельная, вестибулярная, температурная и т. д.). Необходимо обращать внимание ребенка на то, что он видит, слышит, прикасается, нюхает и др. Все это необходимый «фундамент» не только эффективной подготовки ребенка к школе, но и успешности в жизни.

Внимание. Память. Мышление

Внимание — это направленность сознания на определенный объект. Для будущего первоклассника  важны - устойчивость, объем, концентрация, переключаемость, распределение внимания. Помогут игры:

Концентрация - «Кто больше услышит», «Найди отличия», «Срисовывание» и др.

Устойчивость - «Зачеркни цифры», «Переплетённые линии», Лабиринты,

Способность к распределению внимания - «Найди и зачеркни», «Найди пары»,

Объём внимания - «Выложи кружочки», «Найди 2 одинаковых»

Переключаемость внимания - «Зачеркни», «Хлопни в ладоши», «Найди 5 отличий»

Управление своим вниманием — шаг к улучшению памяти.

Память — это способность человека запоминать то, что он видит, слышит, говорит, делает, хранить эту информацию и воспроизводить ее в нужный момент.

Условия для развития памяти ребенка:

1. Понимание того, что необходимо усвоить, насколько понятен ему материал.

2. Включить в работу больше видов памяти: образную, эмоциональную, двигательную, словесную и др. Это поможет ребенку запомнить информацию, используя тот вид памяти, который «удобен» ребенку.

3. Сильные эмоции препятствуют запоминанию, особенно для гиперактивного ребенка.

4. Заученный материал лучше повторять с ребенком время от времени, чтобы он не забывался.

5. Укреплять память надо с помощью систематических упражнений.

Мышление

Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Для того чтобы развивать мышление, необходимы организованность, хорошо развитые внимание и память.

Развитое мышление, это способность ребенка сравнивать, анализировать, находить причинно-следственные связи, закономерности расположения или развития объектов, объяснять свой выбор.

Чем станет для ребенка школа, во многом зависит от близких ему людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...