Диагностика тревожности у детей дошкольного возраста
тест по психологии (старшая группа)

Куртямова Марина Иосифовна

Тест Тэммл Дорки Аммен

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_trevozhnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика тревожности

у детей дошкольного возраста


Методика: Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен

Цель: определение общего уровня тревожности ребенка.

Тест позволяет выявить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций общения с другими людьми. Тревожность, кроме того, рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне.

Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к конкретной ситуации, дает косвенную информацию о характере его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

 Указанный тест предназначен для детей 4-7 лет с нормальным развитием и с отклонениями в психическом развитии.

Экспериментальный материал, состоящий из 14 рисунков, интересен как в практическом, так и в теоретическом отношении. На каждом рисунке из известных тестов изображена некоторая типичная для жизни ребенка дошкольного возраста ситуация.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунках изображены девочки) и для мальчика (на рисунках - мальчики). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом печальное. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок,   дает инструкцию. Для избежания персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется названия лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Тест проводится индивидуально с каждым ребенком; результаты заносятся в протокол. На основании полученных данных вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему их числу.

число негативных выборов

ИТ = -------------------------------- х 100%

Общее число выборов

По индексу тревожности дети подразделяются на три группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50 %);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50 %);

в) низкий уровень тревожности (ИТ до 20 %).

Наряду с количественным, тестом предусматривается и качественный анализ тревожности. Анализируется каждый ответ ребенка, после чего делается вывод относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 6,4 (Одевание) и 6,6 (Укладывание спать в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим ИТ. Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок. Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый и в ситуациях, моделирующих повседневные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"

Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"- победитель  Областного конкурса авторских программ по психологии 2007-2008 учебного года в номинации "Детский мир". Основная ...

Тревожность у детей дошкольного возраста. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления.

Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в  повышенной склонности к опасениям, беспокойству.Дошкольный возраст является периодом...

Эффективные методики для диагностики тревожности у детей дошкольного возраста.

Эффективные методики для диагностики тревожности у детей дошкольного возраста....

Эффективные методики для диагностики тревожности у детей дошкольного возраста.

Эффективные методики для диагностики тревожности у детей дошкольного возраста.Цветовой тест М. ЛюшераОбласти применения. Данная методика может быть использована:при исследовании уровня комфортнос...

Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики

laquo;Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из ...

Мониторинг. Диагностика уровня знаний: Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

Мониторинг.Диагностика уровня знаний: Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возрастаДиагностика театрализованной деятельности детей, посещающих кружок «...

Методическое пособие «Диагностика уровня тревожности у детей дошкольного возраста»

Методическое пособие состоит из сборника различных диагностик, с помощью которых можно определить уровень тревожности у детей дошкольного возраста. Может быть полезно воспитателям и психологам, а такж...