Семинар-практикум для педагогов «Экстренная допсихологическая помощь после травматического события»
учебно-методический материал по психологии

Гололобова Людмила Арменаковна

Рассмотрение вопросов оказания педагогами экстренной допсихологической помощи детям после травматического события позволяет ознакомится  с эмоциональными реакциями детей на травматическое событие а также  с техниками и способами стабилизации эмоционального состояния ребенка, находящегося в кризисном состоянии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon seminar_dopsihologicheskaya_pomoshch_mbdou_1213.ppt2.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМИНАР-практикум для педагогов ЭКСТРЕННАЯ ДОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСЛЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ

Слайд 2

ПЛАН СЕМИНАРА Введение Оценка собственного состояния (пре-тестирование) Информационное сообщение «Реакции детей и техники помощи» Упражнения в парах «Установление контакта» Адреса помощи, дидактические и методические материалы Подведение итогов, эффективность семинара По мотивам материалов Ермолаевой Анны Валериевны, заместителя руководителя Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации МГППУ, и Гейденрих Ларисы Александровны, педагога-психолога ГБУ РО ЦППМ и СП

Слайд 3

НУЛЕВОЙ ЭТАП получение первичной информации об эмоциональном состоянии пострадавшего и о своем собственном состоянии Не пытайтесь помочь ребенку/подростку, если не уверены в своей безопасности. Не переоценивайте собственные способности и при необходимости обращайтесь за помощью к профильным специалистам. Если вы чувствуете, что не готовы оказать несовершеннолетнему помощь, вам страшно, неприятно разговаривать с обучающимся, не делайте этого. Знайте, это нормальная реакция, и вы имеете на нее право. Ребенок всегда чувствует неискренность по позе, жестам, интонациям, и попытка помочь через силу все равно будет неэффективной.

Слайд 4

ОЦЕНИТЕ СВОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ГОТОВНОСТЬ ОБЩАТЬСЯ И ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ ПО 10-БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ

Слайд 5

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ Снижение степени интенсивности переживания Поиск продуктивных способов выражения эмоций Принятие обратившегося и его состояния. Оказание поддержки, формирование жизнестойкости и повышение ценности жизни

Слайд 6

РЕАКЦИИ ДЕТЕЙ И ТЕХНИКИ ПОМОЩИ Тревога Раздражение Злость Гнев, агрессия Нервная дрожь Плач Истерика Страх Апатия

Слайд 7

ТРЕВОГА - отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределенности, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия КАК проявляется ЧТО делать ЧТО НЕ делать ЗАЧЕМ мы это делаем Внутреннее напряжение, проявляющееся вербально (невербальные проявления уточняем вопросами) Тревога, как правило, не имеет объекта, она связана с возможной ситуацией Вербализировать чувства, задавать уточняющие вопросы, чтобы понять причины тревоги Если тревога связана с ситуацией, то предложить обратившемуся продуктивные действия, связанные с происходящим Тревогу в текущий момент снимаем техниками работы с тревогой Не убеждать, что тревожиться незачем, особенно если это не так Не оставлять одного. В ситуациях повышенной тревожности ребенку лучше не быть одному. Быть с ним до снижения симптомов тревожности Помогаем справиться с тревогой, чтобы она не длилась долго, вытягивая из обратившегося силы, лишая возможности отдыха, парализуя его деятельность

Слайд 8

ПЛАЧ, СЛЕЗЫ —эмоциональная реакция, позволяющая выразить переполняющие эмоции КАК проявляется ЧТО делать ЧТО НЕ делать ЗАЧЕМ мы это делаем Обратившийся за психологической помощью плачет, подавлен, нет активности в • Постарайтесь выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами, можно просто сесть рядом, дать почувствовать, что вы ему сочувствуете и сопереживаете. Можно просто держать человека за руку • Если работаем над чувствами, не пытаться останавливать слезы поведении • Если общение на проработку эмоций - дать выплакаться; если на проработку запроса - • Не убеждать не плакать Помогаем осуществить эмоциональную разрядку Слезы приносят облегчение переключаем (дыхание, вода, отвлечение) Выражать поддержку обратившемуся (я- сообщения) Активное слушание, поощрение высказываниям, использование паравербальных компонентов • Не считать слезы проявлением слабости. Принятие обратившегося и его чувств через слезы

Слайд 9

ИСТЕРИКА —способ реагирования психики на травмирующие события КАК ЧТО ЧТО ЗАЧЕМ проявляется делать НЕ делать мы это делаем • Рекомендовать ребенку • Если обратившимся является родитель, то не совершать (родителям) уединиться Ребенок бурно выражает свои эмоции, выплескивая их на окружающих: • Применять приемы активного слушания, перефразирование неожиданных действий (встряхивания, обливания, пощечины) Помогаем разрядить, • Обращаться по имени • Не спорить, не вступать в активный выплеснуть негативные эмоции - кричит, одновременно • Говорить мало, спокойно, диалог, пока не пройдет реакция плачет. короткими простыми фразами • Не считать, что ребенок намеренно Истерика заряжает окружающих • Если не подпитывать истерику, то через 10-15 минут наступает упадок сил привлекает к себе внимание • Не обесценивать и не подавлять реакции фразами: «успокойся», • Дать ребенку отдохнуть «возьми себя в руки», «так нельзя»

Слайд 10

СТРАХ — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием КАК ЧТО ЧТО ЗАЧЕМ проявляется делать НЕ делать мы это делаем Поверхностное дыхание, снижение самоконтроля поведения Отвлекать на спокойные задачи (чтение книг, музыка и пр.) Снимать ситуативную • Не оставлять одного при ощущении небезопасности Опасен страх оцепеняющий, блокирующий мысли или тревожность, приводящую к страху методами переключения внимания • Не пытаться убедить, что страх неоправданный Помогаем справиться со страхом: чем быстрее обратившийся справиться со действия ребенка • Дышать глубоко и ровно, • Не обесценивать страх « не думай об этом», «это глупости», «так не бывает» и пр. страхом, тем меньше вероятность, что он возможно применение дыхательных техник • Проявить заинтересованность, понимание. Активное слушание закрепится на долгое время

Слайд 11

НЕРВАЯ ДРОЖЬ - может проявляться при агрессии, плаче, страхе, истерике ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С НЕРВНОЙ ДРОЖЬЮ: 1. Уточните у ребенка: ощущает ли он дрожь во всем теле или в какой-то части тела. 2. Объясните, что это нормальная реакция на стресс. 3. Рекомендуйте усилить дрожь, используйте технику «Тряска» 4. Мотивируйте отдохнуть, полежать, поспать

Слайд 12

АПАТИЯ — отсутствие стремления к какой-либо деятельности, отсутствии отрицательного и положительного отношения к действительности, отсутствии внешних эмоциональных проявлений КАК ЧТО ЧТО ЗАЧЕМ проявляется делать НЕ делать мы это делаем Реакция сниженной эмоциональной, интеллектуальной, поведенческой активности. Речь вялая с паузами. Безразличие к окружающему. • Задавать односложные вопросы: «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь пить?» • Не говорить резко, не Помогаем в комфортном Найти комфортное место для продолжения разговора с ребенком Поддерживать возможность испытывать негативные эмоции выдергивать обратившегося из этого состояния • Не обесценивать реакции режиме осознать произошедшее и вернуться в продуктивное состояние Апатия может длиться от нескольких часов до нескольких недель (тяжело обратившегося: «так нельзя», «ты должен», «соберись» Предотвращаем возможное появление аутодеструктивных • Для стабилизации состояния в текущий момент консультации предложить самомассаж пальцев, мочек ушей тенденций проходит без проработки эмоционального состояния)

Слайд 13

КАК ЧТО ЧТО ЗАЧЕМ проявляется делать НЕ делать мы это делаем Гнев, злость, раздражение, выражающиеся в словах или действиях Действия направлены на консультанта, на окружающих, на себя Говорить спокойно Постепенно снижать темп и громкость речи Принятие чувств обратившегося «Я понимаю, что тебе хочется все разнести» Задавать уточняющие вопросы «Как ты думаешь, что лучше сделать, это или это?» Дать возможность отреагировать эмоции (дыхание, физическая активность и пр.) Не считать, что агрессия обратившегося проявляется у него постоянно и является его чертой Не спорить, не переубеждать обратившегося (даже если он не прав) Не обесценивать и не подавлять реакции фразами: «успокойся», «возьми себя в руки», «так нельзя» Принимаем право обратившегося на такую эмоциональную реакцию. Если обращается родитель, то проговариваем, что агрессия только косвенно направлена на них, она направлена на обстоятельства, в которых сейчас отказался ребенок Ребенку помогаем выразить эмоциональную боль (вербализация, отражение) АГРЕССИЯ – активная энергозатратная реакция, физические, эмоциональные или психологические действия или угрозы действий, оказывающие влияние на другого человека.

Слайд 14

АГРЕССИЯ является более широким и общим понятием, содержащим любую форму враждебного или негативно-активного взаимодействия, направленного на достижение определенной цели. Агрессия может проявляться в физической, вербальной или пассивной формах. Если агрессия носит только вербальный характер, ее не стоит останавливать. Если гнев носит активный физический характер, его необходимо направить в конструктивное русло. В случае активной агрессии можно удерживать ребенка, обняв его со спины.

Слайд 15

ТЕХНИКИ РАБОТЫ Дыхательные упражнения (квадрат) Глазодвигательные упражнения (например, снежинка) Поиск предметов одного цвета, «на одну букву» Техника 5-4-3-2-1 Заземление Напряжение, расслабление

Слайд 16

Дыхание по КВАДРАТУ ПОМОЩЬ ПРИ ПАНИКЕ И СТРЕССЕ

Слайд 17

Упражнение «СНЕЖИНКА» при панических атаках и стрессе движения (повторять 10 раз каждое): снизу-вверх; слева-направо (возвращаясь через движение справа-налево); по диагонали слева сверху к нижнему углу вправо; по диагонали справа сверху к нижнему левому углу.

Слайд 18

Техника "Заземление 5-4-3-2-1« Цель техники : переключить фокус внимания с тревожных мыслей на реальность, снять напряжение и стресс в моменте, замедлиться и успокоиться. 5 — Найдите пять вещей, на которых сможете остановить взгляд 4 — Почувствуйте четыре сенсорных ощущения 3 — Прислушайтесь к трем различным звукам 2 — Сконцентрируйте внимание на двух запахах 1 — Найдите одну вещь со вкусом

Слайд 19

ПРАКТИКУМ. УПРАЖНЕНИЯ В ПАРАХ УЧАСТНИКИ РАЗБИВАЮТСЯ НА ПАРЫ (распределяют между собой номер1 и номер 2) Предложенную или выбранную ситуацию необходимо разыграть в парах (1ый номер – ребенок, 2ой номер – педагог). Педагог должен установить контакт с ребенком, поддержать его. Время диалога - 3 минуты. Та же или новая ситуация за 3 минуты разыгрывается в тех же парах, но теперь 2ой номер – ребенок, 1ый номер – педагог). Общее обсуждение упражнения – что мешало установить контакт? Что более всего расположило ребенка? Что помогало диалогу? Что препятствовало? Рекомендации ведущего по установлению контакта. Подведение итогов практикума: появилась ли уверенность? Что дали упражнения?

Слайд 20

ГБУ РО ЦППМиСП город Ростов-на-Дону, ул. 13-я линия № 23; пн. - пт. 9:00 - 17:30, тел: 8 (863) 251-14-10 МБУ ЦППМСП города Ростова-на-Дону город Ростов-на-Дону, пр. Ленина, 44/2; пн. - пт. 9:00 - 17:30, тел: 8 (863) 245-52-23

Слайд 21

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОЦЕНИТЕ СВОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ГОТОВНОСТЬ ОБЩАТЬСЯ, ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ ПО 10-БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ ПОДЕЛИТЕСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ И МЫСЛЯМИ О СЕМИНАРЕ (по кругу) ВЫСКАЖИТЕ ПОЖЕЛАНИЯ ДРУГ ДРУГУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуальных психокоррекционных занятий с детьми в кризисной ситуации, после травматического события.

Программа индивидуальных психокоррекционных занятий с детьми в кризисной ситуации, после травматического события. Тючкова Ольга Олеговна, педагог-психолог.Пояснительная запискаПрограмма предназна...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум с родителями на тему: «Родительская помощь! Какой она должна быть?»

Цель: Совершенствование чувства родительства (любви, ответственности) и повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания собственного ребенка.Задачи:1.     А...

Семинар – практикум Тема: «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями».

Семинар – практикум Тема: «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями». ...

Семинар-практикум «Формирование математических способностей детей с помощью развивающих игр»

Подготовила и провела:Воспитатель старшей группыАрефьева Е.А. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающ...

Как помочь ребенку после травматического события

В детстве многие из нас переживают самые различные травматические события. На ребёнка воздействуют и события, в которых он не принимал непосредственного участия. Так например, просмотр телевизионного ...

экстренная допсихологическая помощь

Книга адресована педагогам...