Мастер-класс для педагогов ДОУ «Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми дошкольного возраста на примере колоды «Монстрики чувств»
консультация по психологии

Алексеева Ольга Валерьевна

Метафорические карты – отличный метод работы с детьми дошкольного и младшего школьного  возраста. Увидев на столе психолога красивые изображения, ребенок наверняка проявит к ним интерес. В целом МАК воспринимаются детьми как игра, что облегчает процесс работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_pro_mak_karty.docx140.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми дошкольного возраста на примере колоды «Монстрики чувств»

подготовила Алексеева О.В.,

педагог-психолог МБДОУ «Детский сад «Снежинка»

Цель: показать техники работы с МАК – картами в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

- продолжать знакомить педагогов ДОУ с инновационными формами работы (техники МАК)

- познакомить с техниками работы с МАК-картами

- развивать воображение, мышление, творческие способности педагогов

- способствовать сплочению коллектива

- продолжать проводить работу, направленную на снятие эмоционального напряжения.

Ход мероприятия:

1. Мини-лекция по введению в тему.

Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это проективная психологическая методика. Она помогает лучше узнать самого себя и скорректировать психологическое состояние. Эти карты дают совет и подсказывают, где содержатся наши ресурсы — внешние или внутренние силы, которые мы можем использовать себе во благо.

Метафорические карты – отличный метод работы с детьми дошкольного и младшего        школьного        возраста.        Увидев        на        столе        психолога красивые изображения, ребенок наверняка проявит к ним интерес. В целом МАК воспринимаются детьми как игра, что облегчает процесс работы.

Начинать применять МАК с детьми можно примерно с 4,5 лет (когда у ребенка уже формируется воображение и есть развитая речь, так как нужно подробно описать то, что видно на карте). До этого возраста метафорические карты могут выступать в роли вспомогательного инструмента: красивой картинки, которую нужно описать так, как получается.

Следует отталкиваться от индивидуальных особенностей ребенка и помнить, что для полноценной психологической работы с МАК необходимы речь и воображение (так как в основе метода – метафора). По этим же причинам, если у ребенка есть диагноз (нарушение речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы) – работа с МАК может быть затруднена. Поэтому важно пробовать и помнить про целесообразность применения этого метода – если ребенок «не берет» его, лучше использовать другое направление (например, арт-терапию).

МАК в работе с детьми в первую очередь помогают выявить и скорректировать эмоциональные трудности, детско-родительские отношения, проработать страхи и тревожность.

Основные принципы применения МАК в работе с детьми:

▪        Запрос на работу формируется как со стороны психолога (проведенной диагностики, наблюдения, плана работы и так далее), так и со стороны родителей и других педагогов, наблюдающих ребенка. Таким же образом

запросы корректируются (в сотрудничестве не только с ребенком, но и с родителями, и с другими педагогами)

▪        Не внедрять МАК на первой консультации / сессии, первично – установление контакта между психологом и ребенком

▪        Сотрудничать с родителями ребенка и держать их в курсе используемых методов, прояснять их суть и пользу

▪        Дать возможность ребенку заметить карты и проявить к ним интерес (например, разложить на столе, обязательно картинками вверх)

▪        Знакомство с картами и пояснение («сейчас я покажу тебе красивые картинки, из которых ты выберешь ту, которая больше всего понравится»). Инструкция должна быть простой и понятной – без упоминания подсознания, проекций и так далее

▪        Не используется большое количество карт в колоде (максимум 20-30)

▪        Абстрактные колоды для работы с дошкольниками не подходят

▪        Работа преимущественно в открытую (все изображения видны) – когда ребенок уже познакомится с методом, можно попробовать техники с форматом «вслепую»

▪        Начинать с выбора и описания одной карты (сделать пробную сессию), затем, ориентируясь на ребенка, можно увеличивать количество карт

▪        Психолог также направляет ребенка с помощью вопросов, не интерпретируя выбранные карты за него

▪        Если ребенок затрудняется отвечать, психолог может предлагать выбор (например: «как думаешь, герой карты злится, грустит или радуется?»), но ведущая роль остается за ребенком, уходить в сторону интерпретации психолога нельзя

▪ Этап рефлексии обязателен! Вопросы: «Что мы сегодня делали?»,

«Помнишь, какую карту ты выбрал?», «Какую историю ты сочинил?», «Как ты себя чувствуешь теперь?»

▪ С детьми этап «петли в реальность» (соотнесения выполненных техник с запросом и реальной жизнью) пропускается, так как ребенку трудно соотнести игру (сказку) и реальность. Исключение составляют техники, в которых есть прямая аналогия («выбери героя, который похож на тебя»). В то же время здесь действует принцип индивидуальности: если речь о младших школьниках, с ними «петлю в реальность» можно пробовать. Кроме того, некоторые дошкольники и сами это делают: проговаривают, что в выбранной карте похоже на них, могут ли они поступать как герой карты и так далее. Поэтому есть смысл ориентироваться на ребенка

▪ Если ребенок отказывается от работы с МАК, заставлять ни в коем случае нельзя – лучше предложить что-то другое, а в следующий раз попробовать другую колоду МАК

 

▪ Не        использовать        только        МАК,        а        работать        комплексно, сочетая различные методы

Подходящие колоды для работы с детьми:

▪        «Мурчастье» (К. Довлатов)

▪        «Роботы» (Т. Ушакова)

▪        «Мастерская сказок» (Т. Зинкевич-Евстигнеева, А. Зинкевич)

▪        «Ежкины сказки» (Е. Морозовская)

▪        «Совы» (И. Пельтцер)

▪        «Монстрики чувств»

▪        «Морена» (В. Мар)

▪        «Персонита» (М. Эгетмейер)

До начала работы колоды необходимо просматривать на предмет изображений, которые могут смутить или напугать ребенка (ориентируясь именно на его индивидуальные особенности – например, если вы знаете, что есть фобия насекомых).

2. Практическая часть.

Сегодня мы с вами познакомимся с колодой МАК-карт, которая называется «Монстрики чувств» и научимся применять ее в работе с детьми.

МАК - колода "Монстрики чувств"

Карточки можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы в психотерапии и психокоррекции и других областях психологического консультирования, где возникает необходимость работы с чувствами и эмоциональными состояниями.https://sun9-77.userapi.com/impg/yv55-dQKiG1zRlJbqF_t5YBsDd0tHVBWfC2k6w/JW-Ytw7OJ4U.jpg?size=807x605&quality=96&sign=be92306e3f6ba0422e3285fd9d0b6747&c_uniq_tag=KMS2U896g4RXqvECmfl95jTS2WVpQQMwjTeZN5c7Wyw&type=album

Карты успешно применяются в разрешении конфликтов, в парном консультировании, при работе с эмоциональными нарушениями, психосоматическими симптомами, а также с детьми и подростками в качестве инструмента для развития эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта. Спектр возможностей использования карт довольно широк и зависит от креативности и мастерства того, кто их применяет в своей работе.

Техники работы с детьми.

«Когда я это чувствую?»

Психолог раскладывает карты из колоды «Монстрики чувств на столе в закрытую. Вы видите, перед собой карты из колоды «Монстрики чувств». Они представлены в закрытом виде. Ваша задача в закрытую выбрать любую из этих карт (участники выбираю карту). Отлично. Теперь давайте перевернём наши карты и посмотрим, что за чувство там спряталось (участники по очереди называют чувства).

Это упражнение можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста. В дополнение можно попросить детей озвучить, когда они испытывают это чувство (можно попробовать и это проговорить с участниками). Для этого упражнения можно использовать любые колоды, где есть чувства и эмоции.

 «Сказка о злости»

Цель: развитие представлений о злости

Психолог предлагает ребенку сочинить сказку о злости. Сначала выбрать саму злость (в открытую из карт колоды) и описать ее (как она выглядит, где живет, кто вокруг нее, почему она злится и так далее). Затем придумать ей историю – с чего все началось и можно ли как-то «помочь» злости исправиться.

Для детей 4-7 лет достаточно общего рассказа.

Для детей старше 7 лет можно добавлять героев и сюжетные линии по типу «что будет, если», а также использовать карты из разных колод для создания «злого» пространства.

 «Выложи историю»

Цель: развитие логического мышления, воображения, речи.

Психолог предлагает ребенку подобрать из колоды от трех до пяти карт, выложить из них историю и последовательно ее рассказать.

«Что пропало?»

Цель: развитие внимания, памяти

Психолог выкладывает перед ребенком 4-5 карт (чем старше ребенок, тем больше карт) и просит их запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, психолог убирает одну карту. Ребенку нужно вспомнить карту, которая пропала – и максимально подробно ее описать. Упрощенный вариант: сразу найти пропавшую карту в колоде.

«Подбери пару»

Цель: развитие ассоциативного мышления, воображения, логики

Психолог предлагает ребенку побыть «творцом» и собрать необычные пары из карт. Правил сочетания нет, важно собрать те пары, которые видит сам ребенок – а также ответить на вопрос, почему он объединил в пару именно эти карты.

3. Заключительный этап.

Вот такой интересный метод работы можно показать детям. Данная техника способствует развитию эмоционального интеллекта дошкольников, развитию его речи, воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Применение технологии В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста».

Мастер – класс на тему: «Применение технологии В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста».Разработали: Воспитатели: Сидорова Яна Николаевна...

Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми дошкольного возраста

В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста метафорические ассоциативные карты являются эффективным и незаменимым инструментом. На сегодняшний день с успехом используются целый ряд детских ко...

Мастер-класс. Тема:" Рисование крупой. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Крупа – прекрасный материал для поделок, подходит даже для совсем маленьких деток, ведь здесь не нужно ничего вырезать. Крупа хорошо помогает в развитии у детей моторики, координации...

Мастер-класс "Су-Джок-терапия как один из методов оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс знакомит со здоровьесберегающей технологией, основанной на использовании шариков и пружинок Су-Джок в работе с дошкольниками....

«Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста, как инструмент всестороннего развития»

laquo;Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста, как инструмент всестороннего развития»...

Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми дошкольного возраста.

Проективные карты, также называемые метафорическими ассоциативными и психотерапевтическими картами, появились как самостоятельный жанр в 1975 году. Созданные в сотрудничестве художника и психоте...