Психологический тренинг для педагогов «Кувшин ресурсов»
материал по психологии

Целью данного мероприятия является создание условий для активизации личностных ресурсов.

Задачи:

- Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;

- Формировать мотивацию к сохранению психологического здоровья;

 

- Развивать мотивацию на исследование своих ресурсных возможностей, раскрывать личностные ресурсы для положительного эмоционального настроя в трудных, стрессовых ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_trening_kuvshin_resursov.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для педагогов «Кувшин ресурсов»

Цель: создание условий для активизации личностных ресурсов.

Задачи:

- Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;

- Формировать мотивацию к сохранению психологического здоровья;

- Развивать мотивацию на исследование своих ресурсных возможностей, раскрывать личностные ресурсы для положительного эмоционального настроя в трудных, стрессовых ситуациях.

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, карточки с изображением кувшина, МАК «Ответ».

Ход мероприятия

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Любовь Александровна, и я очень рада сегодня видеть Вас на нашем психологическом тренинге, который называется «Кувшин ресурсов». Тема нашей встречи выбрана не случайно. Согласно ряду исследований профессия педагога входит в число наиболее стрессовых. Наша работа требует высокого самообладания, саморегуляции и огромных психологических резервов. Профессия педагога связана с большой потерей ресурса. И, если мы представим, что МЫ – это кувшин, и если из него только отливать, то он рано или поздно окажется пустым. Согласны? Поэтому кувшин с нашими ресурсами нужно постоянно восполнять. Сегодня мы будем с вами искать те источники, которые позволят нам наполнять наши кувшины.

Для начала поприветствуем друг друга, прошу вас выйти в центр зала, каждый из вас придумывает своё приветствие, и мы все здороваемся вашим способом. Приветствие не может повторяться, у каждого оно своё.

Вот мы с вами и поздоровались. А сейчас я бы хотела представить вам правила нашего тренинга, каждое правило, мы будем принимать вместе, если вы согласны с правилом - похлопайте, если не согласны - потопайте. Вы готовы?

1. Уважать друг друга (не перебивать, уважительно относиться друг к другу); Вы согласны?

2. Открытое общение (не боимся знакомиться, делиться своим мнением); Вы согласны?

3. Активность и юмор (проявляем себя, не подавляем положительные эмоции);

4. Конфиденциальность (всё, что говориться на мероприятии относительно участников, должно остаться здесь).

Замечательно, мы приняли правила нашего мероприятия и можем рассмотреть понятие  ресурсное состояние.

Ресурсное состояние — это совокупность показателей физического и психологического здоровья, которая проявляется в том, что у человека достаточно сил и желания для решения текущих задач, а также энергии, чтобы двигаться к намеченным планам.

Человек доволен собой и своей жизнью, позитивно смотрит в будущее. Другими словами, это гармония, наполненность, жизненный баланс.

Если отсутствует хотя бы один из этих компонентов, внутренние ресурсы стремительно истощаются. Человек ничего не успевает, чувствует подавленность, иногда физическую слабость.

В 1982 году проводились крупномасштабные исследования эмоционального выгорания. Огромную работу провели американские психологи Кристина Маслач и Светлана Джексон, разработав целую концепцию выгорания, и выделили три компонента, которые составляют синдром эмоционального выгорания.

Первый компонент – эмоциональное и физическое истощение.

К данному компоненту относятся раздражение, равнодушие, опустошенность, эмоциональное и психическое пресыщение. В данном случае человек, ранее с огромным энтузиазмом относившийся к своим обязанностям, коллегам и рабочему месту понимает, что работа уже не вызывает подобных эмоций и воодушевления. Эмоциональные ресурсы исчерпаны, наступает апатия, отторжение своего профессионального «я».

Упражнение «Я работаю над собой»

А сейчас я приглашаю вас ко мне, встаньте, пожалуйста, в одну линию. Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперёд, если отрицательный – стоите на месте.

- я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;

- я ежедневно совершаю пешие прогулки;

- у меня отсутствуют вредные привычки;

- я люблю себя побаловать, покупаю себе что-нибудь в магазине;

- я правильно питаюсь;

- я соблюдаю режим сна;

- я забочусь о своём здоровье.

Посмотрите, кто встал вперёд всех, вы молодцы, заботитесь о своём здоровье. А те, кто сделал недостаточно шагов, следует задуматься о том, как улучшить своё здоровье.

Таким образом, чтобы достичь ресурсного состояния на физическом уровне, нужно регулярно заниматься спортом. Для этого подойдет любой вид физической активности. Выбирайте, что вам больше нравится: бег, йога, скандинавская ходьба. Придерживаться принципов правильного питания и соблюдать питьевой режим, режим сна и отдыха.

Займите места за столом.

Упражнение «Похвалите себя»

Ответьте, пожалуйста, на вопрос, как давно вы себя хвалили? В активном ритме жизни многие из нас забывают остановиться и похвалить себя. Сейчас мы будем формировать мотивацию к сохранению своего психологического здоровья. Перед вами лежит белая карточка, нарисуйте на ней букет и напишите слова похвалы, насладитесь процессом под приятную музыку. Желающие могут поделиться тем, что у вас получилось. Какое чувство вы испытали при выполнении данного задания? Получившуюся карточку оставьте себе, чтобы помнить, что нужно хвалить себя.

Мы переходим ко второму компоненту  эмоционального выгорания – деперсонализация.

Для данного компонента характерен негатив к коллегам или подчиненным. Человек перестает видеть за каждым новым контактом личность, приходит равнодушие, формализм. В начале растущего эмоционального выгорания подобное поведение и переживания могут быть скрыты, но в процессе развития истощения все выходит на поверхность и зачастую приводит к конфликтам в семье и на работе, проявлениям цинизма, раздражительному общению с другими людьми.

Предлагаю выполнить упражнение «Незаконченные предложения про женщину».

Прочитайте и закончите предложения.

Упражнение «Незаконченные предложения про женщину»

Прочитайте и закончите предложения.

Жила-была Женщина

1. По утрам она просыпалась и думала________________________________.

2. Собираясь на работу, она__________________________________________.

3. На работе она___________________________________________________.

4. Весь рабочий день она мечтала_____________________________________.

5. А когда рабочий день заканчивался, она____________________________.

6. Придя домой, она_____________________________________________.

7. Засыпая, она думала____________________________________________.

8. А на самом деле она мечтала_____________________________________.

Прочтите, пожалуйста, по очереди любое предложение.

Это была проективная методика, когда человек описывает что-либо на подсознательном уровне, имея в виду свои переживания и мнения. Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство – дома вдумчиво перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось. Но обязательно переведите все на позитив.

Некоторые ответы на поставленные вопросы могут указывать на первые признаки профессионального выгорания.

Упражнение «Молекула»

Для выполнения следующего упражнения нужно встать, оно называется «Молекула». Сейчас мы свободно перемещаемся по залу, как только я скажу «Двухатомная молекула» вы образуете пары и проговариваете «Я великодушная! Хорошая» и любые добрые слова.

Переходим к третьему компоненту – снижение профессиональной продуктивности.

Человек негативно или равнодушно оценивает себя как профессионала своего дела даже при наличии крупных успехов в работе, говорит о недостаточности своих возможностей, умений и знаний, занижая тем самым свою самооценку, старается отгородиться от работы, снять с себя ответственность и переложить ее на чужие плечи.

Упражнение «Осознание ресурса своей работы»

Ответьте на вопросы:

1. Я горжусь своей работой, когда я…

2. Не хочу хвастаться, но в своей работе я…

Какие чувства, ощущения вызвало это упражнение?

Упражнение «Кувшин ресурсов»

На столе разложены картинки разных сосудов, выберите любой понравившийся. Наполните свои сосуды разными ресурсами, т.е. тем, что помогает восполнять силу и энергию после работы. Для этого необходимо раскрасить свои сосуды в разные цвета, и подписать какой цвет, что символизирует.

Какими ресурсами наполнен ваш сосуд? Часто ли вы ими пользуетесь?

Для поддержания ресурсного состояния необходим постоянный круговорот ресурсов, так как любая стрессовая ситуация или решение повседневных проблем истощают наши резервы. Круговорот означает, что человек способен получать, восстанавливать, сохранять, преумножать и перераспределять ресурсы, руководствуясь собственными ценностями. При таком подходе человек может адаптироваться к самым разным жизненным обстоятельствам.

Сегодня мы с вами работали с личностными ресурсами и рассмотрели компоненты синдрома эмоционального выгорания. Я думаю, каждый из вас смог пополнить свой «Кувшин ресурсов».

В завершение нашего мероприятия предлагаю вам воспользоваться ресурсными метафорическими картами «Ответ».

Перед тем как взять карту задайте вопрос: «В чём причина моего беспокойного состояния?» или «На что обратить внимание, чтобы поддержать себя?».

Уважаемые коллеги, если вам удалось пополнить свой «кувшин ресурсов», то пожалуйста возьмите из корзинки каплю голубого цвета и поместите её в кувшин на доске, если же вам не удалось пополнить свой «кувшин ресурсов», то возьмите каплю белого цвета. Для меня очень важно получить обратную связь.

Спасибо за участие в мерприятии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелат...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...

Из опыта работы педагога-психолога: Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»

- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности...

Тренинг для педагогов тема: «Ресурс педагога»

Цель: активизировать личностные ресурсы.Задачи:подвести педагогов к осознанию своих ресурсов, поиску источников восстановления, вдохновения;извлечение из памяти ресурсных воспоминаний....

Психологический тренинг для педагогов детского сада «Работа без опасений, сохраняем ресурсы для новых достижений»

Цель: мобилизация внутренних сил педагогического коллектива для плодотворной работы.Задачи:Научить педагогов наблюдению и анализу за эмоциональным состоянием своим и коллег, относиться нормально (адек...