Психологический тренинг для педагогов детского сада «Работа без опасений, сохраняем ресурсы для новых достижений»
материал

Голубева Наталья Леонидовна

Цель: мобилизация внутренних сил педагогического коллектива для плодотворной работы.

Задачи:

  1. Научить педагогов наблюдению и анализу за эмоциональным состоянием своим и коллег, относиться нормально (адекватно) и не бояться его.
  2. Обучить простым стратегиям преодоления тревожного, эмоционально-неустойчивого состояния.
  3. Формирование умений саморегуляции и саморазвития эмоциональной сферы личности.
  4. Формирование позитивного отношения к себе и окружающим.

Время проведения: 60 минут

 

Ход занятия:

  1. Организационный

Приветствие. Сообщение темы тренинга. Обсуждение групповых правил.

Правила:

- доверительный стиль общения;

- высказывания от своего имени;

- искренность в общении;

- конфиденциальность всего происходящего в группе;

- активное участие в происходящем;

- уважение к говорящему;

- «здесь и сейчас».

Игра «Здравствуйте».

Цель:

Дать возможность участникам поприветствовать друг друга, переключиться на ситуацию «здесь и сейчас».

Содержание:

         Психолог предлагает встать всем участникам, передвигаться по залу, приветствуя каждого коллегу по сигналу:

  1. 1 хлопок в ладоши – помахать рукой коллеге, улыбаясь и обращаясь по имени;
  2. 2 хлопка - поздороваться с коллегой за руку, улыбаясь и обращаясь по имени;
  3. 3 хлопка - поздороваться с коллегой прикасаясь плечом к плечу коллеги, улыбаясь и обращаясь по имени.

После того, как все сядут, психолог предлагает каждому посмотреть друг на друга и проанализировать, не остался ли кто-нибудь без его приветствия. Если найдутся такие пары, которые не поздоровались, им предлагается поприветствовать друг друга. Затем можно спросить участников об их настроении и приступить к дальнейшей работе.

  1. Мотивационный

Игра с мячом «Хорошо - плохо».

Пример:

Психолог (бросает мяч участнику): «Хорошо, что мы сегодня все здесь собрались, потому что будет много полезной информации!»

Участник (передает мяч следующему участнику): «Плохо, что будет много полезной информации, потому что много информации сложно усвоить!»

  1. Практический

Психолог предлагает пройти тест «ОТ ТРЕВОЖНОСТИ ДО СТРЕССА»

Сегодняшняя жизнь, как известно, весьма богата стрессовыми ситуациями. Их немало в жизни любого человека. Стрессовая ситуация может возникнуть на ровном месте, а может вырасти из накопившейся тревожности. Стрессоустойчивость во многом зависит от психического здоровья: чем оно стабильнее, тем менее опасен враг. Некоторые ученые отмечают, что женщины в силу их природной гибкости оказываются в большей степени подготовленными к тому, чтобы пережить стрессовую ситуацию без тяжелых последствий для нервной системы. Однако «менее опасная» тревожность способная день за днем отравлять жизнь, для многих из нас – настоящий бич.

Проверьте с помощью данного теста, какого ваше психическое состояние на сегодняшний день.

  1. Тяжело ли тебе обратиться с просьбой о помощи?

а) да, всегда (3 очка)

б) очень часто (2 очка)

в) иногда (0 очков)

г) никогда (0 очков)

2. Подолгу ли ты переживаешь из-за неприятностей?

а) да, всегда (5 очков)

б) иногда (2 очка)

в) очень редко (0 очков)

г) никогда (0 очков)

3. Думаешь ли ты о своих проблемах даже в свободное время?

а) очень часто (5 очков)

б) часто (4 очка)

в) иногда (2 очка)

г) очень редко (0 очков)

д) никогда (0 очков)

4. Если у человека что-то не получается, возникает ли у тебя желание сделать это вместо него?

а) да, всегда (5 очков)

б) очень часто (4 очка)

в) иногда (2 очка)

г) очень редко (0 очков)

д) никогда (0 очков)

5. Если тебе что-то объясняют с излишними подробностями, можешь ли ты перебить, не дослушав?

а) да, всегда (4 очка)

б) часто (3 очка)

в) в зависимости от обстоятельств (2 очка)

г) редко (1 очко)

д) нет (0 очков)

6. Сколько времени ты способна потратить вечером исключительно на себя?

     а) более 3 часов (0 очков)

     б) 2-3 часа (0 очков)

     в) 1-2 часа (0 очков)

                 г) меньше 1 часа (2 очка)

д) ни минуты (4 очка)

7. Можно ли о тебе сказать, что ты вечно спешишь?

 

а) да, это так (5 очков)

б) часто спешу (4 очка)

в) как и все (1 очко)

г) только в исключительных случаях (0 очков)

д) никогда (0 очков)

8. Бывает ли, что во время разговора твои мысли витают где-то далеко?

                 а) очень часто (5 очков)

б) часто (4 очка)

в) бывает (3 очка)

г) очень редко (0 очков)

д) никогда (0 очков)

9. Не кажется ли тебе порой, что люди говорят о пустых и скучных вещах?

а) очень часто (5 очков)

б) часто (4 очка)

в) иногда (1 очко)

г) редко (0 очков)

д) никогда (0 очков)

10. Трудно ли тебе отказаться от вкусной еды

а) да, всегда (3 очка)

б) часто (2 очка)

в) иногда (0 очков)

г) редко (0 очков)

д) никогда (0 очков)

11. Приходится ли тебе делать несколько дел одновременно

 а) да, всегда (5 очков)

 б) часто (4 очка)

 в) иногда (3 очка)

 г) редко (1 очко)

 д) никогда (0 очков)

12.Нервничаешь ли ты, стоя в очереди

а) очень часто (4 очка)

б) часто (3 очка)

 в) иногда (2 очка)

 г) очень редко (1 очко)

 д) никогда (0 очков)

13. Долго ли ты колеблешься перед принятием важного решения

а) всегда (3 очка)

 б) очень часто (2 очка)

 в) часто (1 очко)

 г) очень редко (3 очка)

 д) никогда (0 очков)

14. Любишь ли ты давать советы

а) да, всегда (4 очка)

 б) очень часто (2 очка)

 в) иногда (1 очко)

 г) редко (0 очков)

 д) никогда (0 очков)

15. Как ты говоришь

а) торопливо, скороговоркой (3 очка)

 б) быстро (2 очка)

 в) спокойно (0 очков)

 г) медленно (0 очков)

 д) важно (0 очков)

 

ПОДСЧЕТ ОЧКОВ. Суммируй результаты.

ОТ 45 до 63 очков. Твоя гипертревожность может привести к стрессу. И в этом нет ничего неожиданного. Кажется, что тебя назначили главной хранительницей всех существующих на свете проблем. Переживаний по пустякам для тебя не существует, поскольку то, что для другого пустяк, для тебя – катастрофа вселенского масштаба. Ты взвалила на себя непомерный груз не только своих, но и чужих забот. Маленькое облачко в твоем воображении неминуемо приобретает очертания грозной тучи. Изменить что-либо тебе очень сложно. Ты полагаешь, что стоит тебе перестать беспокоиться – тут же что-нибудь случится. Советуем тебе срочно что-то поменять в своей жизни! Научись отличать настоящие проблемы от надуманных, не принимай близко к сердцу все происходящее вокруг. Если какое-то событие не имеет к тебе лично отношения, не вмешивайся – выход будет найден и без тебя. Постарайся в свою жизнь добавить радостные акценты: со временем ты избавишься от чрезмерной тревожности и обретешь уверенность в своих силах.

            ОТ 20 до 44 очков. На ровном месте ты вряд ли станешь искать повод для тревоги или волнений. Да и на мелкие неприятности не всегда обратишь внимание, если какая-то ситуация застанет тебя врасплох, ты будешь долго переживать. Бывает и так, что несколько недоразумений ты увязываешь в полосу невезения и начинаешь ждать неприятностей. При этом в их число попадают и дождь за окном, и пыль на мебели, и позже обычного пришедший автобус. Тревога подкрадывается незаметно, и вот ты уже переполнена отрицательными эмоциями и готова в любой момент взорваться. А не проще ли научиться прерывать цепочку событий, которым ты по собственной инициативе приклеиваешь ярлык «неудачных», в самом начале и тем самым сохранить душевное равновесие.

            До 19 очков. Тебе удается сохранять спокойствие практически в любой ситуации. Более того, ты иногда оказываешься единственной, кто способен, не драматизируя события, найти выход, если случается нечто из ряда вон выходящее. Твой потенциал мобилизируется в критические моменты, позволяя тебе оставаться уверенной в собственных силах. Конечно, ты живой человек – срывы бывают и у тебя. Но чтобы решить накопившиеся проблемы, тебе достаточно некоторое время побыть в спокойном, уединенном месте. Тебе удается достаточно быстро восстановить свои силы, чтобы вновь стать для окружающих уверенной в себе на все 100.

            0 очков. Если твои ответы искренни, то единственная опасность для тебя на сегодняшний день – чрезмерное спокойствие и, конечно же, скука.

Психолог: Профессия педагога требует стрессоустойчивости и высокого самоконтроля, который мы формируем в наших воспитанниках.

Предлагаю вспомнить некоторые моменты из Кодекса этики педагога и ответить на вопросы:

  1. Кодекс служит:

а) основой для формирования должной морали в сфере образования, уважительного

отношения к педагогической и воспитательной работе в общественном сознании;

б) выступает как институт общественного сознания и нравственности сотрудников

 образовательного учреждения, их самоконтроля;

в) не соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения.

  1. Сотрудники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) не осуществлять свою деятельность в пределах полномочий, предоставленных сотруднику образовательного учреждения;

б) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

в) проявлять корректность и внимательностъ в обращении со всеми участниками

обрзовательного процесса гражданами и должностными лицами;

г) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном

исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситyаций, "способных нанести ущерб их репутации, или авторитету образовательного учреждения.

  1. В общении с участниками образовательного процесса гражданами и коллегами со стороны сотрудника образовательного учреждения недопyстимы:

а) любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам, пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) допустим пренебрежительньный тон, грубость, заносчивость, некорректность замечаний, предъявление непрaвомерных, незаслуженных обвинений;

в) угрозы, оскорбительные высказывания или реплики, действия, препятствующие

нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение, приветствуются.

  1. Внешний вид сотрудника образовательного учреждения при исполнении им должностных обязанностей должен:

а) соответствовать общепринятому деловому стилю;

б) соответствовать спортивному стилю;

в) соответствовать домашнему стилю.

  1. Соблюдение сотрудником норм Кодекса учитывается при:

а) проведении аттестаций,

б) формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности,

в) при наложении дисциплинарных взысканий.

Психолог. Положительные эмоции, чувства, ощущения – это залог хороших результатов работы и качества жизни.

            Педагоги испытывают стресс. Сегодня физиологи разобрались в механизме воздействия стресса на организм. Стресс вызывает в коре головного мозга стойкий очаг возбуждения. Причем его интенсивность настолько велика, что он подчиняет себе всю деятельность организма. Сигналы, идущие из головного мозга, готовят организм к серьезным мышечным нагрузкам. Так, под действием сложной цепочки физиологических процессов надпочечники усиливают образование адреналина и других активных веществ, так называемых гормонов стресса. Вот они-то заставляют наше сердце биться чаще и сильнее, повышают кровяное давление, учащают дыхание, изменяют состав крови.

            Стресс играет важную роль в возникновении множества разных болезней.

            - Результатом стресса являются различные желудочно-кишечные заболевания, и в первую очередь язвенные болезни желудка и 12-перстной кишки.

            - В ответ на стресс возникают нарушения сердечного ритма, спазмы коронарных сосудов, кровоизлияния, могут возникнуть заболевания сердца.

            - Стресс пагубно влияет на работу нервной системы. Именно поэтому человек, подвергшийся его воздействию, становится замкнутым, заторможенным, у него ухудшается память и внимание.

            - Стресс подавляет работу иммунной системы. В результате мы болеем чаще, дольше и тяжелее. Организм человека не может сопротивляться бактериям и вирусам.

            - Чрезвычайно страдают от стресса мышцы. У человека в состоянии стресса мышцы постоянно напряжены, тогда как в норме это должно происходить только во время физической нагрузки. Постоянное напряжение мышц негативно влияет на все жизненно важные органы, нервную систему, кожу и костно-суставный аппарат человека.

            Частое дыхание при стрессовой ситуации приводит к недостатку кислорода, поступающему в головной мозг, что ведет к плохому самочувствию. Следовательно, низкая концентрация внимания и памяти пагубно отражаются на процессе работы.

Если в вашем стрессовом состоянии виноват какой-то человек, то

  • Постарайтесь увидеть позитивные намерения другого человека (определите причины, заставившие его так поступить с вами). Даже если вы уверены в своей правоте, это не значит, что у вашего обидчика нет своей правды.
  • Откажитесь от «зеркальной» реакции и дайте человеку договорить, не перебивая его. Не платите ему той же монетой, не обрушивайте на него те же нотации и критику, что и он на вас.
  • Проявите к нему понимание и эмпатию. Воспринимайте своего партнёра как человека, чьё поведение очень точно иллюстрирует фразу «благими намерениями вымощена дорога в ад». Именно от вас зависит, станет ли всё по-другому, если в ответ на колкости и раздражение вы ответите спокойствием, выдержкой и дружелюбием, а то и вовсе «погладите» его «по душе».

 

  Если ваше стрессовое состояние вызвано какими-то другими причинами, то

  • Постарайтесь адекватно посмотреть на проблему (подойти к ней с разных сторон: критически, творчески, позитивно, философски).

Чтобы это сделать, надо владеть способами воздействия на внутренние состояния.

 

Способы воздействия на внутренние состояния:

I. Изменение физического состояния (дыхания, мимики, жестов)

1. Первым делом расслабьтесь. В этом вам поможет простое упражнение

«Дыхание» (делайте быстрый вдох и медленный выдох. Выдох в два раза длиннее вдоха)

2. Просто улыбнитесь, даже, если не хочется.

Тренировочное упражнение.

Изобразите улыбку грустную, злорадную, блаженную, восторженную.

Если хотите изменить своё внутреннее состояние в лучшую сторону, улыбайтесь восторженно или блаженно.

3. Старайтесь говорить медленно, движения делать плавные.

 

II.Использование чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных)

  1. Постарайтесь вспомнить что-то очень приятное для вас. Вспомните то состояние радости и удовлетворения, в котором вы находились. Соберите воедино эти минуты своей жизни, найдите время прожить их ещё раз хотя бы мысленно.
  2. Если у вас есть любимый герой из кинофильма или книги, то представьте, как бы на вашем месте поступил он, или чтобы он вам посоветовал в данной ситуации.
  3. Послушайте любимые мелодии и потанцуйте, можно в одиночестве. Рекомендуют слушать классическую музыку или народные мелодии. Из музыкальных инструментов лечебное воздействие оказывает орган.
  4. Преобразуйте свою эмоцию. Для этого нужно представить, как она выглядит, что из себя представляет, и уничтожить её или договориться с ней жить мирно.
  5. Сделайте какую-нибудь безделушку или слепите, или нарисуйте.
  6. Воспринимайте мир, как мир добра и красоты. Это создаёт гармонию внутри себя.
  1. Рефлексия

Упражнение «Шляпа пожеланий»

Каждый пишет на полоске бумаги приятное пожелание, складывает её и кладёт в шляпу. Затем каждый из участников достаёт из шляпы для себя пожелание.

Вопросы психолога:

Что понравилось?

Что чувствовали? Чего хотелось бы? Спасибо всем за участие!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для педагогов детского сада

«Работа без опасений,

сохраняем ресурсы для новых достижений»

Цель: мобилизация внутренних сил педагогического коллектива для плодотворной работы.

Задачи:

  1. Научить педагогов наблюдению и анализу за эмоциональным состоянием своим и коллег, относиться нормально (адекватно) и не бояться его.
  2. Обучить простым стратегиям преодоления тревожного, эмоционально-неустойчивого состояния.
  3. Формирование умений саморегуляции и саморазвития эмоциональной сферы личности.
  4. Формирование позитивного отношения к себе и окружающим.

Время проведения: 60 минут

Пока все усаживаются, пускается список. Каждый участник отмечает галочкой ту причину, которая больше всего его травмирует на работе.

Список причин, травмирующих педагогов

1

Взаимоотношения с руководством

2

Сложный микроклимат в коллективе (конфликты)

3

«Трудные» воспитанники

4

Взаимоотношения с родителями

5

Постоянная нехватка времени

6

Большое количество документации и ненужной бумажной работы

7

Социометрический статус в коллективе (отверженный и непринятый)

8

Неумение сказать «нет», отказаться от дополнительной «авральной» работы

9

Особенности характера, которые вас самих не устраивают, (застенчивость, агрессивность, медлительность и т. д.)

10

Низкая зарплата

Ход занятия:

  1. Организационный

Приветствие. Сообщение темы тренинга. Обсуждение групповых правил.

Правила:

- доверительный стиль общения;

- высказывания от своего имени;

- искренность в общении;

- конфиденциальность всего происходящего в группе;

- активное участие в происходящем;

- уважение к говорящему;

- «здесь и сейчас».

Игра «Здравствуйте».

Цель:

Дать возможность участникам поприветствовать друг друга, переключиться на ситуацию «здесь и сейчас».

Содержание:

        Психолог предлагает встать всем участникам, передвигаться по залу, приветствуя каждого коллегу по сигналу:

  1. 1 хлопок в ладоши – помахать рукой коллеге, улыбаясь и обращаясь по имени;
  2. 2 хлопка - поздороваться с коллегой за руку, улыбаясь и обращаясь по имени;
  3. 3 хлопка - поздороваться с коллегой прикасаясь плечом к плечу коллеги, улыбаясь и обращаясь по имени.

После того, как все сядут, психолог предлагает каждому посмотреть друг на друга и проанализировать, не остался ли кто-нибудь без его приветствия. Если найдутся такие пары, которые не поздоровались, им предлагается поприветствовать друг друга. Затем можно спросить участников об их настроении и приступить к дальнейшей работе.

  1. Мотивационный

Игра с мячом «Хорошо - плохо».

Пример:

Психолог (бросает мяч участнику): «Хорошо, что мы сегодня все здесь собрались, потому что будет много полезной информации!»

Участник (передает мяч следующему участнику): «Плохо, что будет много полезной информации, потому что много информации сложно усвоить!»

  1. Практический

Психолог предлагает пройти тест «ОТ ТРЕВОЖНОСТИ ДО СТРЕССА»

Сегодняшняя жизнь, как известно, весьма богата стрессовыми ситуациями. Их немало в жизни любого человека. Стрессовая ситуация может возникнуть на ровном месте, а может вырасти из накопившейся тревожности. Стрессоустойчивость во многом зависит от психического здоровья: чем оно стабильнее, тем менее опасен враг. Некоторые ученые отмечают, что женщины в силу их природной гибкости оказываются в большей степени подготовленными к тому, чтобы пережить стрессовую ситуацию без тяжелых последствий для нервной системы. Однако «менее опасная» тревожность способная день за днем отравлять жизнь, для многих из нас – настоящий бич.

Проверьте с помощью данного теста, какого ваше психическое состояние на сегодняшний день.

  1. Тяжело ли тебе обратиться с просьбой о помощи?

а) да, всегда (3 очка)

б) очень часто (2 очка)

в) иногда (0 очков)

г) никогда (0 очков)

2. Подолгу ли ты переживаешь из-за неприятностей?

а) да, всегда (5 очков)

б) иногда (2 очка)

в) очень редко (0 очков)

г) никогда (0 очков)

3. Думаешь ли ты о своих проблемах даже в свободное время?

а) очень часто (5 очков)

б) часто (4 очка)

в) иногда (2 очка)

г) очень редко (0 очков)

д) никогда (0 очков)

4. Если у человека что-то не получается, возникает ли у тебя желание сделать это вместо него?

а) да, всегда (5 очков)

б) очень часто (4 очка)

в) иногда (2 очка)

г) очень редко (0 очков)

д) никогда (0 очков)

5. Если тебе что-то объясняют с излишними подробностями, можешь ли ты перебить, не дослушав?

а) да, всегда (4 очка)

б) часто (3 очка)

в) в зависимости от обстоятельств (2 очка)

г) редко (1 очко)

д) нет (0 очков)

6. Сколько времени ты способна потратить вечером исключительно на себя?

     а) более 3 часов (0 очков)

     б) 2-3 часа (0 очков)

     в) 1-2 часа (0 очков)

                 г) меньше 1 часа (2 очка)

д) ни минуты (4 очка)

7. Можно ли о тебе сказать, что ты вечно спешишь?

а) да, это так (5 очков)

б) часто спешу (4 очка)

в) как и все (1 очко)

г) только в исключительных случаях (0 очков)

д) никогда (0 очков)

8. Бывает ли, что во время разговора твои мысли витают где-то далеко?

                 а) очень часто (5 очков)

б) часто (4 очка)

в) бывает (3 очка)

г) очень редко (0 очков)

д) никогда (0 очков)

9. Не кажется ли тебе порой, что люди говорят о пустых и скучных вещах?

а) очень часто (5 очков)

б) часто (4 очка)

в) иногда (1 очко)

г) редко (0 очков)

д) никогда (0 очков)

10. Трудно ли тебе отказаться от вкусной еды

а) да, всегда (3 очка)

б) часто (2 очка)

в) иногда (0 очков)

г) редко (0 очков)

д) никогда (0 очков)

11. Приходится ли тебе делать несколько дел одновременно

 а) да, всегда (5 очков)

 б) часто (4 очка)

 в) иногда (3 очка)

 г) редко (1 очко)

 д) никогда (0 очков)

12.Нервничаешь ли ты, стоя в очереди

а) очень часто (4 очка)

б) часто (3 очка)

 в) иногда (2 очка)

 г) очень редко (1 очко)

 д) никогда (0 очков)

13. Долго ли ты колеблешься перед принятием важного решения

а) всегда (3 очка)

 б) очень часто (2 очка)

 в) часто (1 очко)

 г) очень редко (3 очка)

 д) никогда (0 очков)

14. Любишь ли ты давать советы

а) да, всегда (4 очка)

 б) очень часто (2 очка)

 в) иногда (1 очко)

 г) редко (0 очков)

 д) никогда (0 очков)

15. Как ты говоришь

а) торопливо, скороговоркой (3 очка)

 б) быстро (2 очка)

 в) спокойно (0 очков)

 г) медленно (0 очков)

 д) важно (0 очков)

ПОДСЧЕТ ОЧКОВ. Суммируй результаты.

ОТ 45 до 63 очков. Твоя гипертревожность может привести к стрессу. И в этом нет ничего неожиданного. Кажется, что тебя назначили главной хранительницей всех существующих на свете проблем. Переживаний по пустякам для тебя не существует, поскольку то, что для другого пустяк, для тебя – катастрофа вселенского масштаба. Ты взвалила на себя непомерный груз не только своих, но и чужих забот. Маленькое облачко в твоем воображении неминуемо приобретает очертания грозной тучи. Изменить что-либо тебе очень сложно. Ты полагаешь, что стоит тебе перестать беспокоиться – тут же что-нибудь случится. Советуем тебе срочно что-то поменять в своей жизни! Научись отличать настоящие проблемы от надуманных, не принимай близко к сердцу все происходящее вокруг. Если какое-то событие не имеет к тебе лично отношения, не вмешивайся – выход будет найден и без тебя. Постарайся в свою жизнь добавить радостные акценты: со временем ты избавишься от чрезмерной тревожности и обретешь уверенность в своих силах.

        ОТ 20 до 44 очков. На ровном месте ты вряд ли станешь искать повод для тревоги или волнений. Да и на мелкие неприятности не всегда обратишь внимание, если какая-то ситуация застанет тебя врасплох, ты будешь долго переживать. Бывает и так, что несколько недоразумений ты увязываешь в полосу невезения и начинаешь ждать неприятностей. При этом в их число попадают и дождь за окном, и пыль на мебели, и позже обычного пришедший автобус. Тревога подкрадывается незаметно, и вот ты уже переполнена отрицательными эмоциями и готова в любой момент взорваться. А не проще ли научиться прерывать цепочку событий, которым ты по собственной инициативе приклеиваешь ярлык «неудачных», в самом начале и тем самым сохранить душевное равновесие.

        До 19 очков. Тебе удается сохранять спокойствие практически в любой ситуации. Более того, ты иногда оказываешься единственной, кто способен, не драматизируя события, найти выход, если случается нечто из ряда вон выходящее. Твой потенциал мобилизируется в критические моменты, позволяя тебе оставаться уверенной в собственных силах. Конечно, ты живой человек – срывы бывают и у тебя. Но чтобы решить накопившиеся проблемы, тебе достаточно некоторое время побыть в спокойном, уединенном месте. Тебе удается достаточно быстро восстановить свои силы, чтобы вновь стать для окружающих уверенной в себе на все 100.

        0 очков. Если твои ответы искренни, то единственная опасность для тебя на сегодняшний день – чрезмерное спокойствие и, конечно же, скука.

Психолог: Профессия педагога требует стрессоустойчивости и высокого самоконтроля, который мы формируем в наших воспитанниках.

Предлагаю вспомнить некоторые моменты из Кодекса этики педагога и ответить на вопросы:

  1. Кодекс служит:

а) основой для формирования должной морали в сфере образования, уважительного

отношения к педагогической и воспитательной работе в общественном сознании;

б) выступает как институт общественного сознания и нравственности сотрудников

 образовательного учреждения, их самоконтроля;

в) не соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения.

  1. Сотрудники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) не осуществлять свою деятельность в пределах полномочий, предоставленных сотруднику образовательного учреждения;

б) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

в) проявлять корректность и внимательностъ в обращении со всеми участниками

обрзовательного процесса гражданами и должностными лицами;

г) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном

исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситyаций, "способных нанести ущерб их репутации, или авторитету образовательного учреждения.

  1. В общении с участниками образовательного процесса гражданами и коллегами со стороны сотрудника образовательного учреждения недопyстимы:

а) любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам, пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) допустим пренебрежительньный тон, грубость, заносчивость, некорректность замечаний, предъявление непрaвомерных, незаслуженных обвинений;

в) угрозы, оскорбительные высказывания или реплики, действия, препятствующие

нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение, приветствуются.

  1. Внешний вид сотрудника образовательного учреждения при исполнении им должностных обязанностей должен:

а) соответствовать общепринятому деловому стилю;

б) соответствовать спортивному стилю;

в) соответствовать домашнему стилю.

  1. Соблюдение сотрудником норм Кодекса учитывается при:

а) проведении аттестаций,

б) формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности,

в) при наложении дисциплинарных взысканий.

Психолог. Положительные эмоции, чувства, ощущения – это залог хороших результатов работы и качества жизни.

        Педагоги испытывают стресс. Сегодня физиологи разобрались в механизме воздействия стресса на организм. Стресс вызывает в коре головного мозга стойкий очаг возбуждения. Причем его интенсивность настолько велика, что он подчиняет себе всю деятельность организма. Сигналы, идущие из головного мозга, готовят организм к серьезным мышечным нагрузкам. Так, под действием сложной цепочки физиологических процессов надпочечники усиливают образование адреналина и других активных веществ, так называемых гормонов стресса. Вот они-то заставляют наше сердце биться чаще и сильнее, повышают кровяное давление, учащают дыхание, изменяют состав крови.

        Стресс играет важную роль в возникновении множества разных болезней.

        - Результатом стресса являются различные желудочно-кишечные заболевания, и в первую очередь язвенные болезни желудка и 12-перстной кишки.

        - В ответ на стресс возникают нарушения сердечного ритма, спазмы коронарных сосудов, кровоизлияния, могут возникнуть заболевания сердца.

        - Стресс пагубно влияет на работу нервной системы. Именно поэтому человек, подвергшийся его воздействию, становится замкнутым, заторможенным, у него ухудшается память и внимание.

        - Стресс подавляет работу иммунной системы. В результате мы болеем чаще, дольше и тяжелее. Организм человека не может сопротивляться бактериям и вирусам.

        - Чрезвычайно страдают от стресса мышцы. У человека в состоянии стресса мышцы постоянно напряжены, тогда как в норме это должно происходить только во время физической нагрузки. Постоянное напряжение мышц негативно влияет на все жизненно важные органы, нервную систему, кожу и костно-суставный аппарат человека.

        Частое дыхание при стрессовой ситуации приводит к недостатку кислорода, поступающему в головной мозг, что ведет к плохому самочувствию. Следовательно, низкая концентрация внимания и памяти пагубно отражаются на процессе работы.

Если в вашем стрессовом состоянии виноват какой-то человек, то

  • Постарайтесь увидеть позитивные намерения другого человека (определите причины, заставившие его так поступить с вами). Даже если вы уверены в своей правоте, это не значит, что у вашего обидчика нет своей правды.
  • Откажитесь от «зеркальной» реакции и дайте человеку договорить, не перебивая его. Не платите ему той же монетой, не обрушивайте на него те же нотации и критику, что и он на вас.
  • Проявите к нему понимание и эмпатию. Воспринимайте своего партнёра как человека, чьё поведение очень точно иллюстрирует фразу «благими намерениями вымощена дорога в ад». Именно от вас зависит, станет ли всё по-другому, если в ответ на колкости и раздражение вы ответите спокойствием, выдержкой и дружелюбием, а то и вовсе «погладите» его «по душе».

  Если ваше стрессовое состояние вызвано какими-то другими причинами, то

  • Постарайтесь адекватно посмотреть на проблему (подойти к ней с разных сторон: критически, творчески, позитивно, философски).

Чтобы это сделать, надо владеть способами воздействия на внутренние состояния.

Способы воздействия на внутренние состояния:

I. Изменение физического состояния (дыхания, мимики, жестов)

1. Первым делом расслабьтесь. В этом вам поможет простое упражнение

«Дыхание» (делайте быстрый вдох и медленный выдох. Выдох в два раза длиннее вдоха)

2. Просто улыбнитесь, даже, если не хочется.

Тренировочное упражнение.

Изобразите улыбку грустную, злорадную, блаженную, восторженную.

Если хотите изменить своё внутреннее состояние в лучшую сторону, улыбайтесь восторженно или блаженно.

3. Старайтесь говорить медленно, движения делать плавные.

II.Использование чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных)

  1. Постарайтесь вспомнить что-то очень приятное для вас. Вспомните то состояние радости и удовлетворения, в котором вы находились. Соберите воедино эти минуты своей жизни, найдите время прожить их ещё раз хотя бы мысленно.
  2. Если у вас есть любимый герой из кинофильма или книги, то представьте, как бы на вашем месте поступил он, или чтобы он вам посоветовал в данной ситуации.
  3. Послушайте любимые мелодии и потанцуйте, можно в одиночестве. Рекомендуют слушать классическую музыку или народные мелодии. Из музыкальных инструментов лечебное воздействие оказывает орган.
  4. Преобразуйте свою эмоцию. Для этого нужно представить, как она выглядит, что из себя представляет, и уничтожить её или договориться с ней жить мирно.
  5. Сделайте какую-нибудь безделушку или слепите, или нарисуйте.
  6. Воспринимайте мир, как мир добра и красоты. Это создаёт гармонию внутри себя.
  1. Рефлексия

Упражнение «Шляпа пожеланий»

Каждый пишет на полоске бумаги приятное пожелание, складывает её и кладёт в шляпу. Затем каждый из участников достаёт из шляпы для себя пожелание.

Вопросы психолога:

Что понравилось?

Что чувствовали? Чего хотелось бы? Спасибо всем за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я и другие". Занятие с элементами тренинга для педагогов детского сада.

Занятие нацелено на укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости, взаимопомощи....

Тренинг с педагогами Детского сада № 57 ОАО "РЖД" - "ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ"

В настоящее время это очень актуальная тема, особенно в системе образования. Данную работу следует рассматривать как комплекс теоретических и организационных вопросов по теме "Профилактика эмоцио...

Занятие с элементами психологического тренинга для воспитателей детского сада.

Представленный план-конспект занятия с элементами психологического тренинга для воспитателей детского сада предназначен для работы психолога с педагогами ГБДОУ для профилактики эмоционального выгорани...

Тренинг для педагогов детского сада: «Влияние установок и стереотипов на личность педагога»

Цель:  осознание влияния установок и стереотипов на личность педагога, его профессиональную деятельность....

Психологический тренинг с педагогами детского сада "Гиперактивный ребенок"

Психологический тренинг с педагогами детского сада "Гиперактивный ребенок"...

Тренинг для педагогов детского сада: «Эффективное общение педагогов и родителей»

Цель: формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников.Задачи:- ознакомить педагогов с основами психологии общения; - развивать умение ...