ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по психологии (подготовительная группа)

Зименкова Юлия Александровна

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Зименкова Ю.А.

МБДОУ Выездновский детский сад №1

В современном мире одной из актуальных проблем является проблема здоровья, его сохранения и укрепления. Под термином «здоровье» Всемирная организация здравоохранения подразумевает «состояние полного физического, психического и социального благополучия» [4]. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «охрана и укрепление физического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [3].

Здоровьесберегающая технология является одним из средств решения  рассматриваемой проблемы в дошкольном возрасте. Рассмотрим более подробно песочную терапию, которая является одним из видов коррекционной технологии.

Песочная терапия направлена на проявление в естественной форме через игру своих желаний, страхов, обид, злости, волнения и сомнений. При помощи песка и миниатюрных фигурок дошкольник может пережить травмирующие ситуации в безопасном пространстве и найти конструктивные способы решения жизненных задач, а также получить новые поведенческие модели в игровой форме [1].

В процессе терапевтической работы происходит гармонизация психоэмоционального фона, поскольку песок заземляет негативные эмоции и наполняет жизненной энергией. Взаимодействуя с песком, дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Песочная терапия позволяет снизить колличество страхов и уровень тревожности, уменьшить проявление отрицательных эмоций. Также описываемая технология оказывает влияние на развитие речи, мышления, кинестетической чувствительности, мелкой моторики, познавательных способностей и творческих способностей детей дошкольного возраста [2].

Песочная терапия подходит для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР). Особенностью этих дошкольников является слабая эмоциональная устойчивость, нарушения самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и провоцирующий ее характер, трудности приспособления к детскому коллективу, частая смена настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Из-за недостаточности развития вербального аппарата и бедности представлений дети с ЗПР часто не могут выражать свои переживания.

Применение песочной терапии способствует развитию эмоционального интеллекта, снижению уровня тревожности и агрессивности, формированию умения владеть своим поведением и устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, созданию условий для формирования адекватной самооценки, снятию эмоционального напряжения, формированию способности управлять своими эмоциями и поведением.

Работа с кинетическим песком начинается со знакомства с тактильными ощущениями. Песком можно делать самомассаж: перетирать его между ладонями и пальцами, глубоко зарывать руки в песок. Затем переходят к таким упражнениям как: «походить» пальчиками по песку, поиграть как на пианино, выполнить зигзагообразные движения пальчиками и ладонями, ребром ладони, «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.

Разравнивать песок можно ладонями или пальцами. Пальцами можно проделывать отверстия в песке, рисовать на нем. Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами.

Можно использовать различные упражнения и игры: «Необыкновенные следы» (ребенок рисует следы животных пальцами или кулачками, например, следы медвежат, зайцев, змейки, жучков), «Найди отличие» (ребенок рисует картинку, показывает ее взрослому и отворачивается, в это время педагог дорисовывает картинку, ребенок поворачивается и называет, что изменилось), «Археология» (ребенок должен найти игрушку, закопанную в песке, и по открывающимся частям рассказать, что он раскопал).

Далее переходят к предметному конструированию с песком. Например, можно проиграть жизнь в деревне или городе, построив соответствующий ландшафт. Все песочные картины должны сопровождаться рассказами.

Развитие коммуникативных навыков возможно при организации групповой игры с песком. Целесообразно собирать группу из 2-4 дошкольников. Можно использовать следующие игры:«Отпечатки наших рук», «Песочный дождик», «Необыкновенные следы», «Песочный круг», «Узоры на песке», «Моя семья», «Мои друзья», «Найди шарик», «Угадай, что спрятано в песке», «Дойди по дорожке», «Дорожка из счетных палочек», «Веселые раскопки», «Разговор руками», «Кто в домике живет».

Таким образом, песочная терапия как фактор здоровьесбережения направлена на укрепление психического здоровья детей дошкольного возраста. Также песочная терапия имеет большое значение для развития познавательных процессов, влияет на становление всех сторон личности дошкольника, формирует гуманное и искреннее отношение к людям и всему живому.

Литература:

  1. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – М.: 2009г.
  2. Сачкович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: «Речь»,  2006г.
  3. ФГОС ДО [URL]: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
  4. https://www.who.int/ru/about/governance/constitution


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Статья " Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"

В статье говорится о применении песочной терапиии в работе с детьми дошкольного возраста....

Влияние песочной терапии на развитие речи детей дошкольного возраста

Влияние песочной терапии на развитие речи детей дошкольного возраста, это статья, которая позволит узнать о методе песочной терапии, как достуном приёме развития речи дошкольника. Методы развития ...

Статья "Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"

Автор: Кокарева Юлия Александровна,воспитатель ГБОУ школа №655 отделение ДОД Приморского района г. Санкт-Петербург Игры с песком для детей дошкольного возраста – это не просто увлекательный...

Физкультминутки как фактор здоровьесбережения детей дошкольного возраста.

Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения,слуха,мышцы кистей рук и всего туловища,часто длительно на...

Песочная терапия в речевом развитии детей дошкольного возраста

Использование песочной терапиив совместной деятельности с детьми по речевому развитиюПесочная терапия.Играть с песком можно не только на улице.Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ разви...