Профилактика детской агрессивности. Для педагогов и родителей
статья по психологии (младшая, средняя, старшая группа)

Лепехина Анастасия Дмитриевна

В рекомендациях для педагогов и родителей описаны влияние агрессивного поведения детей дошкольного возраста на формирование личности ребенка, возможные действия, направленные на профилактику агрессивного поведения дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_detskoy_agressivnosti.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

Агрессивное поведение детей – это сложная проблема для всего общества в целом, не только для родителей, педагогов, воспитателей и психологов.

Психологи отмечают, что агрессивное поведение начинает формироваться в очень раннем возрасте, когда на пути желаний ребенка возникают препятствия. Обычно выделяют три фактора, которые провоцируют возникновение агрессивного поведения – психологический, биологический и социальный.

К. Гельвеций писал, что жестокость – это результат страха, слабости и бессердечия. И здесь следует добавить, что агрессивность детей – это результат страха, бессердечия и жестокости взрослых. Агрессивность всегда является следствием неблагополучия и связана с межличностными и внутри личностными конфликтами, заниженной самооценкой и социометрическим статусом. Чувствуя свою не признанность, изолированность и не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится добиться признания среди сверстников и зачастую добивается обратного результата.

Нередко агрессивность является частью протеста малыша против принуждения, авторитарности, агрессии со стороны взрослых. Резко изменившееся поведение, появление капризности, агрессивности, упрямства, как правило, свидетельствует о неудовлетворенности основных потребностей ребенка (в признании, в любви и уважении, безопасности, включенности в жизнь семьи и коллектива, самостоятельности). Агрессивность может быть бессознательным переносом выражения гнева, обиды, детского унижения с объектов внутреннего мира ребенка на его окружение.

«Вся гамма детских переживаний, все формы эмоциональных связей, усвоенных с детства, вот где нужно искать источник детской агрессивности», - писал Дж. Боулби.

Однако не стоит рассматривать это понятие лишь в отрицательном смысле, агрессивность – это одна из характеристик активности и адаптивности личности. Детская агрессивность появляется на свет в момент рождения ребенка и является естественной реакцией на преграды, стоящие на пути к удовлетворению потребностей и желаний.

Агрессия, в каких бы формах она не проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведёт к драматическим последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на появление детской агрессивности одно из наиболее распространённых явлений у родителей и воспитателей. Актуальность данной темы выражается в том, что в последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков. К сожалению, исторически сложилось так, что проблема детской агрессивности в отечественной психологии не получила должного развития, более того, в течение долгих лет эта тема была практически закрытой. Детская агрессия изучалась только в связи с разрешением конфликтов, так как в науке главенствовала установка, что агрессивные реакции могут возникнуть только у педагогически запущенных детей. Однако в детском саду часто можно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Воспитателям приходится нелегко с такими детьми: они не знают, как поступить с агрессивным ребёнком.

В последнее время повышенная агрессия детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Однако, у определённой категории детей агрессия, как устойчивая форма поведения, не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем окружающим и самому себе.

В раннем и дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков. Постепенно под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения.

Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов: кризисы семейного воспитания, увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка, средства массовой информации, компьютерные игры, регулярно пропагандирующие культ насилия.

Тема агрессивности всегда вызывала интерес психологов. Ей посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (Р. Бэрон.Д. Ричардсон, А. Берковитц, А. Бандура и др.), но при этом, недостаточно психологической литературы, содержащей практические рекомендации по коррекции агрессивности, а также закреплению навыков конструктивного поведения.

Следует отметить, что растёт интерес к коррекции агрессивного поведения в самых разных аспектах нашей жизни, вызванный тем, что зачатки агрессивного поведения могут быть подвержены профилактике и коррекции, особенно, если эта коррекция проводится, начиная с дошкольного возраста.

Существует достаточное количество методов профилактики агрессивного поведения дошкольников, это: драмотерапия, фототерапия, маскотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, изо терапия и др. виды арт-терапии. Однако большое значение в развитии здорового ребенка имеют прикосновения и физические упражнения. Мы созданы для того, чтобы двигаться, испытывать друг друга в пространстве и времени вне слов. В последние годы значение физических форм игры уменьшилось. Возможности для детей участвовать в силовых играх сократились, а в некоторых общественных кругах сложилось негативное отношение к таким играм и возникло сомнение в их полезности. Появилась даже теория о связи развития здоровой физической формы и вредной агрессией. Поэтому во многих местах для игр укоренился менталитет - «руки прочь». Из-за распространенной в последнее время этой философии неприкосновенности личного пространства теряются возможности для естественных связей и саморегуляции. Другими словами, прикосновение или объятия, похлопывание по спине или игривое прикосновение – этого в России стало гораздо меньше, чем в других странах. Кроме того, в школах и центрах, где дети проводят большую часть времени, прикосновения не поощряются. Более того, активные игры, борьба, кувыркания по большей части запрещены. Хотя эта тенденция, скорее всего, не изменится в ближайшее время, есть вещи, которые родители могут сделать для того, чтобы такие важные аспекты стали частью наших отношений и ритуалов. Во-первых, давайте кратко рассмотрим три важных физических аспекта социально - эмоциональной связи. Прикосновение Кожа самый большой орган тела и прикасание к ней жизненно важно для здорового развития. В своей книге «Прикосновение» Эшли Монтагу утверждает, что «прикосновение в десять раз сильнее словесного или эмоционального контакта... мы забываем, что прикосновение является не только основным для нашего вида, но и ключом к нему». Прикосновение жизненно важно для выражения заботы и связи, и важно для развития здоровой привязанности. Активные физические игры Активные, даже грубые физические игры, такие, например, как борьба или акробатика подразумевают физический контакт и связаны как с эмоциональной регуляцией, так и с физической агрессией в раннем детстве. В то время как матери занимаются мягкими физическими играми, именно отцы являются инициаторами грубых физических игр, например борьбы, акробатики и т.д. Исследователи обнаружили связь между грубыми физическими играми и агрессией в раннем детстве, если отец не доминирует, а подчиняется в играх. Такого соотношения не существует, если отец играет доминирующую роль в паре. Важно отметить, что влияние активной физической игры на развитие саморегулирования моделировалось в формате «отец-ребенок». Если отец сохранял роль ведущего и поддерживающего обучение в области физического взаимодействия, а не ведомого, то грубая физическая игра с течением времени способствовала психологической адаптации ребенка. Экранное время Один из аспектов потери физической связи проявляется в форме замены. Связанные ритуалы и некоторые аспекты игры были заменены на двойное экранное время. Важным моментом здесь является не значение экранного времени, а значение того, чего не происходит в это время, что упущено. Время, проведенное в просмотрах, - это время вдали от игр и социального взаимодействия. Телевидение и другие новейшие технологии никуда не денутся и вопрос не в технологиях, а в том, как они влияют или не влияют на социально-эмоциональное развитие в целом. Хотя исследования еще находятся на ранних стадиях, исследователи уже обнаружили негативное влияние телевидения на развитие исполнительных функций и социальных навыков. Исполнительные функции имеют решающее значение для социального поведения и регулирования эмоций. Одно из исследований показало, что телевидение может негативно влиять на социальное поведение детей, непосредственно влияя на когнитивные, познавательные способности, которые, в свою очередь, могут проявляться в плохом социальном поведении. Исследование показало, что даже просмотр детских программ негативно влияет на исполнительные функции. Проще говоря, прикосновение, физическая игра и отношения происходят во времени и пространстве и являются активными процессами.

Таким образом, для коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, можно и нужно подбирать различные методы терапии, но возможно приведённые выше соображения дадут больше положительных результатов. Мелочи имеют значение и складываются со временем в нечто большое. Даже если прикосновение не является языком любви для вас и вашего ребенка, оно по-прежнему является важным выражением любви и заботы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины возникновения и профилактика детской агрессивности

В статье говорится о проблеме детской агрессивности. Раскрыты причины возникновения. Представлены игры для агрессивных детей по работе с гнвом, даны рекомендации, правила и принципы взаимодействия с а...

Профилактика детской агрессивности.

Статья рекомендована педагогам и родителя детей младшего дошкольного возраста....

ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Серьезные изменения социально-экономического, идеологического характера в нашей стране, происходящие в последнее десятилетие побуждают и отечественных ученых  по-новому взглянуть на проблему агре...

Профилактика детской агрессивности

Статья адресована родителям и содержит практические рекомендации по профилактике детской агрессивности...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ.

Памятка для родителей ,используется при проведении родительского собрания , или как материал для буклета....

Памятка для родителей "Профилактика детской агрессивности"

В данной памятке автор рассматривает основные меры профилактики детской агрессии в дошкольном и младшем школьном возрасте....