Алгоритм сопровождения безречевого ребенка в условиях общеразвивающего ДОУ.
статья по психологии (средняя группа)

Даннаый материал будет полезен педагогам-психологам ДОУ. В статье имеется карта наблюдения за поведением ребенка в условиях детского сада, которая поможет определить речевые нарушения и начать вовремя коррекцию. А также примерный план работы с ребенком с учетом особенностей безречевых детей.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение

«Детский сад №142»

Алгоритм сопровождения безречевого ребенка в условиях общеразвивающего ДОУ.

Подготовила: педагог-психолог

МДОАУ №142

Кролик Елена Григорьевна

Оренбург, 2023 г.

В последние годы число детей, имеющих задержки речевого развития различного генеза значительно возросло. Так, Карелина И.Б. приводит следующие данные: за последние 20 лет из 23963 ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет нормальное речевое развитие имели лишь треть! 63% детей имели различные речевые нарушения достаточно сложные - алалия, дизартрия, 6% - дети с психическими и сенсорными нарушениями.

К безречевым относят детей с различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, имеющих ранний детский аутизм, интеллектуальную недостаточность, нарушение слуха, ДЦП, моторную и сенсорную алалию, анартрию (тяжелая степень дизартрии).

Говоря об алгоритме работы с неговорящими детьми в условиях общеразвивающего детского сада, прежде всего остановимся на моменте (этапе), когда ребёнок поступает в дошкольное учреждение. Это, как правило, период от 1,5 до 3 лет, который связан с процессом адаптации. Этот период мы, как специалисты сопровождаем и уже в процессе наблюдения за детьми, при работе с семьёй (анкетирование, прогноз адаптации, консультации с родителями) можем увидеть детей, которые не имеют вербальных средств общения. И берём их на контроль до окончания периода адаптации, так как сама стрессовая ситуация в этот период, может из ребёнка, который очень активно общается дома с родными, сделать ребёнка «неговорящим» в период адаптации.

По завершении этого периода, как правило, воспитатели и родители уже могут, наблюдая за ребёнком сделать выводы о его текущем речевом развитии. И здесь, мы как специалисты, проводя диагностические исследования с целью определения актуального уровня психического развития обращаем внимание на детей, которые испытывают трудности в усвоении ООП, при этом у ребёнка практически отсутствуют вербальные средства общения. И если есть подозрение на ЗРР, можно использовать метод наблюдения для оценки потребности в коррекционных воздействиях со стороны педагога-психолога, т.е. провести дополнительную оценку развития речи в ходе стартовой диагностики.

  Предлагаю вашему вниманию, бланки карт наблюдения, которые вы заполняете совместно с воспитателями и родителями.  (автор эксперт журнала «Справочник педагога-психолога Ольга Пронина).

Карта наблюдения за ребенком в условиях детского сада.

        заполняет воспитатель        заполняет педагог-психолог

Психофизиологическая готовность речевого аппарата

1.У ребенка не возникает проблем, когда он переживает и проглатывает пищу; его речь внятная

2. У ребенка периодически возникают сложности, когда он пережевывает и проглатывает пищу, его речь невнятная «каша во рту»

3.Рот ребенка часто открыт, у него повышенное слюноотделение, возникают сложности, когда он пережевывает пищу; речь крайне неразборчива

Примечание

Объем словаря

1.Ребенок использует фразы из 4 и более слов, применяет в речи вопросительные слова; посторонний человек может понять его речь

2. В речи ребенка преобладают фразы из 2-3 слов, он использует в речи названия основных цветов, частей тела  

3.Ребенок использует в речи простые фразы из 2 слов

Примечание

Разнообразие словаря

1.Ребенок использует в речи не только существительные, он активно называет свойства предметов, действия

2.Ребенок использует в активной речи свойства предметов и действия, то есть прилагательные и глаголы, в ограниченном количестве, редко

3.Ребенок не описывает свойства предметов и действия, а только называет людей, предметы или объекты

Примечание

Объем речевой памяти

1.Ребенок может пересказать сюжет мультфильма, сказки

2.Когда ребенок пересказывает мультфильм или сказку, он может пропустить некоторые события, но вспоминает их, если задавать наводящие вопросы

3.Ребенок не может связно пересказать сюжет мультфильма, сказки

Примечание

        Произвольность управления речью

1.Ребенок может регулировать свою речь, то есть по своему желанию или просьбе другого человека говорить быстро или медленно, громко или тихо

2.Ребенок не всегда справляется с произвольным регулированием речи в ситуациях эмоциональной нестабильности – когда стесняется, расстроен

3.У ребенка плохо развита произвольность речи

Примечание

Активность в освоении речи

1.Ребенок проявляет интерес к новым словам, повторяет новые слова, пытается выяснить их значение

2.Ребенок запоминает новые слова только в случае, когда окружающие дети и взрослые употребляют их многократно

3.Ребенок не проявляет интереса к новым словам, не задает вопросов об их значении, не стремится использовать их в своей речи

Примечание

Развитие восприятия речи

1.Ребенок может описать увиденную ситуацию простыми предложениями

1.Ребенок с трудом описывает увиденную ситуацию, не может окончить описание, забывает часть событий

3.Ребенок не общается с другими детьми, избегает контакта глаз

Примечание

Развитие коммуникативных навыков

1.Ребенок охотно вступает в речевой контакт с окружающими детьми и знакомыми взрослыми

2.Ребенок не всегда идет на контакт, долго сидит один в группе; порой не вступает в речевой контакт, даже если другие дети инициируют общение

3.Ребенок не общается с другими детьми, избегает контакт глаз

Примечание

Понятийная сторона речи

1.Ребенок хорошо понимает речь других людей, адекватно реагирует на просьбы, может ответить на вопрос или отчитаться в том, как выполнил просьбу

2.Ребенок не всегда оперативно и адекватно реагирует на речевое обращение других людей, может долго раздумывать, прежде чем выполнить просьбу, выполняет ее не всегда правильно

3.Ребенок не понимает когда к нему обращаются с вопросом или просьбой

Примечание

Чтобы провести наблюдение, раздайте карты наблюдения воспитателям, чтобы те заполнили свою часть (первые три пункта). При подозрении, что речевые проблемы ребёнка возникли временно, например, в период адаптации, раздайте родителям карты наблюдения в условиях семьи и уточните результаты обследования.

При обработке результатов, если в первом столбце больше 60% отметок, риска развития ЗРР нет, если во втором столбце больше 60% отметок, риск развития ЗРР есть, если в 3 столбце больше 60 % отметок, есть признаки ЗРР.

Представляю вашему вниманию памятку, которая поможет вам определить речевые нарушения и начать вовремя коррекцию.

Речевые нарушения: как определить и начать коррекцию

Речевые нарушения – это стойкие отклонения в развитии речевых функций ребенка: от ошибок в звукопроизношении и грамматике до отсутствия фразовой речи в 2-3 года.

Основные симптомы: позднее появление или отсутствие речевых реакций, нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слова, аграмматизмы, часто отсутствие стремления к речевому контакту, непонимание подтекста и метафор, эхолалии.

В каком возрасте появляется: от 0 до 3 лет в виде отставания от нормы любых речевых навыков, то есть восприятия звуков, лепета, гуления, появления слов и фраз либо качественных нарушений речи, уровня общей осведомленности ребенка.

Основные методы психодиагностики: наблюдение, анамнез, пробы для оценки артикуляции, фонематического слуха, пассивной речи, уровня общей осведомленности ребенка.

Основные методы коррекции: развивать фонематическую сторону речи, голос, дыхание, мелкую моторику, коммуникативную сторону речи, стимулировать речевые умения.

При каких симптомах направлять к другим специалистам: при любых речевых нарушениях направьте ребенка к логопеду, педиатру. При дополнительных нарушениях в развитии направьте ребенка:

  • к лору, если есть нарушения звукопроизношения, ребенок не реагирует, когда к нему обращаются;
  • психиатру и дефектологу при признаках задержки мыслительной деятельности;
  • неврологу, если признаки нарушений ЦНС.

Следующим этапом в работе, если мы выявили неговорящего ребёнка, считаю необходимой работу с семьёй. Прежде всего в ходе консультации, выяснить тревожит ли родителей ситуация с развитием речи их ребёнка. Собрать или уточнить анамнез развития малыша. Рассказать родителям о нормах речевого развития и нацелить на совместную работу с ребёнком. Рекомендовать обратится к неврологу для обследования и назначения лечения. Затем, если по прошествии времени улучшений нет, динамика отсутствует рекомендовать пройти ТПМПК для получения рекомендаций по организации обучения и воспитания ребёнка.

Как правило, если родители идут на контакт, то неговорящий ребёнок поступает по направлению ТПМПК в ДОО коррекционного направления, исходя из диагноза.

 В случае если, родители категорически отказываются идти на ТПМПК, то собираем ППК и в рамках заседания в присутствии родителей ещё раз говорим об актуальном развитии ребёнка, его сильных и слабых сторонах, о необходимости комплексного подхода в преодолении трудностей.

Чтобы правильно построить коррекционную работу с дошкольниками с нарушениями речи, нужно придерживаться следующих принципов:

эмоциональный комфорт – создание эмоционально-позитивного опыта от речевого взаимодействия, безопасность среды, поддержка ребенка;

многопрофильная помощь – при необходимости привлекайте к работе других специалистов;

раннее начало занятий влияет на прогресс улучшений;

развитие мелкой моторики;

поэтапность и доступность – подбирайте занятия в зоне ближайшего развития ребенка.

Предлагаю вниманию вариант плана работы с ребёнком с учётом особенностей безречевых детей.

Направления работы

Цель

Примеры заданий

Индивидуальная диагностика развития ребенка

Выявить количественные и качественные показатели речевого, познавательного и личностного развития ребенка

-показ простых бытовых предметов: изучение словаря: что это, для чего нужно;

-покажи предмет: возможность узнать предмет на картинке по его устному названию;

-дай картинку, где нарисован предмет, действие; назови: пассивный, экспрессивный словарь;

-найди картинку, на картинках предметы в единственном и нескольких экземплярах: определить разницу между единственным и множественным числами-изобрази звук животного: звукоподражание;

-повтори за мной: звукоподражание, различение слогов

Развитие фонематической стороны речи

Стимулировать развитие слухового гнозиса, звукоразличения и звукоподражания

-повтори звук;

-узнай один из трех звуков;

-фонетические игры: угадай по звуку, что в непрозрачной коробочке, например, крупа, маленькая игрушка, спички, песок или угадай по звуку животное, по голосу человека, по музыке мультик и т. д.

-соедини два звука (м….а; к…и);

-перепрыгни через скакалку столько раз, сколько звуков я скажу;

-пройди столько шагов, сколько звуков я издам;

-найди игрушку, название которой начинается с буквы…;

-закончи слово: ма…/ма, кош…/ка;

-найди потерявший звук. Используйте слова из известных песен и сказок, но не произносите первые буквы, ребенок должен дополнить: Олобок, Урочка Яба;

-закрой фишкой звук в начале или конце слова; ставьте фишки на схему слова

Развития голоса и дыхания

Стимулировать базу для правильного развития речи и оптимизации эмоционального состояния в освоении речи

-подуй на шарик: ребенок дует на шарик из бумаги или легкого пенопласта, чтобы шарик докатился до нужного места на столе или специальной шкале;

-подуй на карандаши;

-кораблики: управляйте движением бумажных корабликов в тазу с водой дыханием и дуновением;

-мыльные пузыри: надувайте с ребенком и дуйте на них, чтобы управлять их движением;

-произнеси звук/слог/слово все громче, все тише – ребенок учится управлять голосом;

-скажи с разной интонацией – расширяйте диапазон голоса ребенка;

-буря в стакане: предложите ребенку дуть через трубочку на воду в стакане;

-нюхаем цветы: глубокий вздох, задерживаем дыхание, выдох через рот;

-задуй свечу – глубокий вдох и резкий выдох ртом;

-гласная на выдохе: ребенок делает глубокий вдох и произносит долгую гласную букву на выдохе: ААА, ИИИ;

-листопад: вырезаем листья с ребенком листья из цветной бумаги, дуйте на них, чтобы двигались по столу;

-проколотый мяч: произносить ШШШШШ, СССССС;

-скажи громче соседа/тише соседа (одно слово или слог)

Развитие мелкой моторики

Стимуляция двигательных и речевых отделов коры мозга, развитие навыков мелких точных движений, косвенное воздействие на развитие речи

-растяжка/расслабление канцелярской резинки между разными парами пальцев (можно в парах детей);

-перекатывание между ладонями предмета (карандаша);

-поиск мелкой игрушки, спрятанной в песке (обычный или кинетический песок);

-вырезание, кромсание, разрезание ножницами (разные виды движений, разная фактура – ткань, бумага, картон);

-нанизывание – бусины или макароны на шнурке;

-обведение фигур: предложите ребенку обвести сначала плоские фигуры, например, линейки, потом, объемные, например, стакан;

-любые конструкторы, кубики шнуровки, бизиборды, рисование пальцами, пальчиковая гимнастика, театр теней пальцами;

-эспандер;

-самомассаж и массаж шариками су-джок

Стимуляция речевых умений

Повышать уровень звукового анализа, формировать диалоговую (разговорную речь), обогащать словарь

-назови предмет по картинке или по его описанию, например, вкусная, красная, спелая;

-Незнайка: скажите ребенку, что к нам в гости пришёл Незнайка, он все путает, поправь его: самолет прыгает, кошка летает, дождь ползает и т. д.;

-один – много, большой – маленький, изменяйте слова по числу, суффиксу, например, кот, коты, котенок, дом, дома, домик;

-игры с глаголами: предложите игру, кто что делает, например, лягушка – квакает, прыгает, ловит комаров; врач – лечит, смотрит, делает операции;

-чьи это вещи: используйте картинки с персонажами и их имуществом: бабушка в очках, платке, с вязанием, и отдельно, имущество, вопрос по имуществу: чей это платок. Ребенок по возможности отвечает полным предложением: это платок бабушки;

-что я вижу, что я слышу, что будет потом, что было после: предложите ребенку надеть «волшебные очки» и разглядывать картинку, а потом дать свои ответы, подсказки: рисунок глаз – что вижу, ухо – что слышу, нос – какие запахи, знак вопроса – до, после;

-составь рассказ по картинке, по серии картинок

Развитие коммуникативной стороны речи

Стимулировать мотивацию к речевому взаимодействию, развивать коммуникативные навыки

-юла: заведите юлу, каждый раз перед тем, как завести ее произносите «еще», или «заведи еще». Поставьте юлу перед ребенком, положите на нее руку, но не заводите. Сразу заведите, как только он обратится вербально, и повторите свои слова;

-надуйте шарик и держите его перед ребенком, но не давайте, пока не попросит словом, словами. Если тянется, но не просит, произнесите подсказку «дай, дай, шарик» и дайте, когда использует слово, слова

-посмотрите с ребенком в зеркало и скажите его и свое имя. Комментируйте от имени ребенка: «меня зовут…», «я…имя ребенка». Попросите кого-то из детей спросить ребенка, как его зовут. Если надо, помогите ответить, произнесите имя или фразу «меня зовут…», «я…»;

-инопланетное приветствие. Известная игра, дети изобретают приветствие друг друга в виде какого-либо «инопланетного» жеста, при этом произносят «привет»;

-«лев, рычи, поезд, стучи». В ответ на задание «лев, рычи» дети рычат громче друг друга, в ответ на «поезд, стучи». – стучат громче остальных, это стимулирует контакт;

-костюмированные игры: предложите ребенку изобразить любимого персонажа, принять его облик, и общаться, как он это делает;

- магазин – один ребенок «покупатель», он описывает предмет, его свойства, особенности, второй «продавец» - угадывает, что это, если угадал, совершает покупку;

-ситуативные разговоры с детьми, заводите, спрашивайте, перефразируйте и повторяйте ответ, вводите традицию речевого общения, даже если ребенок еще не отвечает;

-минута разговора: несколько раз за занятие просите детей разделиться на пары и минуту друг другу что-то говорить, вначале дети могут просто издавать звуки.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афонькина, Ю.А. Технология комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования / Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова. – Мурманск, 2010. – 8 с.
  2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: «Книголюб». 2014.
  3. Карелина И.Б. К22 «Комплексная абилитация неговорящих детей раннего возраста»: – Монография. – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2017. – 156 с.
  4. Нищева, Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет: Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 240 с.
  5. Танцюра С.Ю., Мартыненко С.М. Психологическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2019.
  6. Танцюра С.Ю., Мартыненко С.М., Басангова Б.М., Игровые упражнения для развития речи у неговорящих детей: Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2019.
  7. Пронина О. Документ месяца: карта наблюдения за ребенком при подозрении при ЗРР [Текст] /Пронина//Справочник педагога-психолога детский сад.-2022№8.-с.24-32.
  8. Фокина А. Цикл статей «Эксперт по ОВЗ». План работы с ребенком, когда нарушения затрагивают речь. [Текст] /А.Фокина//Справочник педагога-психолога детский сад. 2022. №8.-с.24-32.
  9. Фокина А. Памятка для педагога-психолога. Речевые нарушения: как определить и начать коррекцию [Текст] /А.Фокина//Справочник педагога-психолога детский сад.-2023.№1.с.48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм взаимодействия специалистов сопровождения для ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в ДОО.

В презентации описана модель взаимодействия всех участников педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях инклюзивного образования в дошкольной образовательной орган...

Сопровождение агрессивного ребенка в условиях ДОУ

Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Воспитатели отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, воспитатели пр...

Педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях стандартизации дошкольного образования (из опыта работы)

В статье описан опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, опираясь на духовно-нравственные и социокультурные ценности...

"Сопровождение гиперактивного ребенка в условиях детского сада"

Информация будет интересна педагогам-психологам детских садов....

Алгоритм сопровождения педагогом ДОУ семьи , воспитывающей ребенка с ОВЗ

В статье показан алгоритм взаимодействия педагога и семьи, воспитывающей ребенка ОВЗ....