Статья "Психологическая помощь старшим дошкольникам из проблемных семей в совладении со стрессом"
статья по психологии (младшая группа)

Соболева Евгения Сергеевна

 В работе раскрыты основные подходы к изучению защитных механизмов и копинг-стратегий, психолого-педагогической поддержки детей из проблемных семей по формированию совладающего поведения. Проведено эмпирическое исследование, сделаны выводы об особенностях совладающего поведения старших дошкольников из проблемных семей и его связи выбора с эмоциональной сферой детей и характером детско-родительских отношений. Разработана и доказана эффективность программы психологической помощи старшим дошкольникам из проблемных семей в совладении со стрессом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая помощь старшим дошкольникам из проблемных семей в совладении со стрессом

Соболева Е. С

г.Москва

Студентка МГППУ, факультета «Экстремальная психология», кафедры экстренной помощи детям и родителям в системе образования.

Телефон: 89772828338

e-mail: dreamerjane@bk.ru

 

Аннотация

 В работе раскрыты основные подходы к изучению защитных механизмов и копинг-стратегий, психолого-педагогической поддержки детей из проблемных семей по формированию совладающего поведения. Проведено эмпирическое исследование, сделаны выводы об особенностях совладающего поведения старших дошкольников из проблемных семей и его связи выбора с эмоциональной сферой детей и характером детско-родительских отношений. Разработана и доказана эффективность программы психологической помощи старшим дошкольникам из проблемных семей в совладении со стрессом.

Abstract

The work reveals the main approaches to the study of protective mechanisms and copying strategies, psychological and pedagogical support for children from problem families in the formation of coping behavior. An empirical study was carried out, conclusions were made about the peculiarities of the coping behavior of senior preschoolers from problem families and its connection of choice with the emotional sphere of children and the nature of child-parental relations. The effectiveness of the psychological assistance program for senior preschoolers from problem families in coping with stress has been developed and proven.

Ключевые слова: копинг-стратегии, психическое состояние, защитные механизмы, психологическая защита, проблемные семьи, старшие дошкольники.

В современном мире человек подвержен множеству стрессов и от того, как успешно справляются с ними защитные механизмы человека, зависит его успешность и благополучие. Сейчас распространено представление о защитной системе человека как о целостной четырехуровневой системе, в которую входят психологическая защита (3 уровень) и копинг-поведение (4 уровень). В результате исследований на протяжении нескольких десятков лет было установлено, что оба этих механизма психологических защит индивида - это плоды онтогенеза и стихийного научения . Несмотря на то, что изучение защитных механизмов и копинг-поведения не стоит на месте, все еще остается достаточно много пробелов, особенно в отношении формирования этих механизмов в раннем возрасте. Следовательно, задача общества состоит в разработке и определении наиболее эффективных методов формирования конструктивных способов психологической защиты и совладающего поведения.

Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования заключается в необходимости расширения теоретических представлений о формировании психологических защит и копинг-механизмов у детей старшего дошкольного возраста из проблемных семей, поскольку формирование личности начинается с рождения; основополагающим фактором формирования личности ребенка являются отношения в семье; копинг-поведение и психологические защиты формируются с раннего возраста; неблагополучные семьи (в финансовом и эмоциональном плане) являются группой риска, т.е. дети в этих семьях растут в нестабильной психологической атмосфере, что влияет на становление их личности, а именно появление у них психологических защит и неконструктивных копинг-стратегий; в дошкольном возрасте у ребенка процесс самоизменения пластичен, что позволяет помочь ему выработать адаптивное копинг-поведение.

Практическая актуальность темы исследования состоит в потребности поиска эффективных методов коррекции и формирования психологических защит и совладающего поведения у старших дошкольников из проблемных семей.

Степень разработанности проблемы. тема психологических защит и копинг-поведения ещё недостаточно разработана. Есть множество вопросов о взаимосвязи данных феноменов, об их онтогенезе, функционировании и целенаправленном формировании, особенно в отношении детей дошкольного и раннего возраста. Данная проблематика за рубежом представлена работами З. Фрейда, К. Хорни, А. Фрейд, А. Маслоу, Ф. Перлза, Э.Фромма и других. В отечественной психологии – Д.Н.Узнадзе, В.Н. Мясищев, Ф.В. Бассин, Е.Л. Доценко, Э.И. Киршбаум, И.М. Никольская, P.M. Грановская, Ковалева Е.Б. и др. Исследованием копинг механизмов занимались Е.Р. Исаева, Р. Лазарус, В.Н. Мясищев, Н.А. Сирота, Э. Хайма, Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. Вместе с тем, многие аспекты данной проблемы на сегодняшний день не раскрыты. Так, остается невыясненным вопрос о том, какие механизмы личности позволяют ей конструктивно противостоять агрессивной среде, защищая себя, свою целостность, свою внутреннюю свободу, и каковы пути оптимизации самозащитных усилий личности.

Проблема исследования. К настоящему времени проблема копинг-стратегий у детей старшего дошкольного возраста изучена недостаточно. Существует необходимость разработки системной концепции психологической защиты как средства социально-психической адаптации.

Цель исследования: разработать рекомендации по оказанию психологической помощи старшим дошкольникам из проблемных семей в совладании со стрессом.

Задачи исследования:

  1.  рассмотреть проблему изучения механизмов психологической защиты и копинг-поведения в науке;
  2. определить наиболее часто встречающиеся механизмы психологической защиты и копинг-стратегий у детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей;
  3. описать влияние неблагополучной семьи на формирование защитных механизмов и копинг-поведения у детей старшего дошкольного возраста;
  4. разработать рекомендации по формированию эффективных психологических защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей.

Объект исследования: психологическая помощь старшим дошкольникам.

Предмет исследования: оказание психологической помощи старшим дошкольникам из проблемных семей в совладании со стрессом.

Гипотезы исследования:

  1. Старшие дошкольники из неблагополучных семей склонны к формированию неконструктивных механизмов психологических защит отрицания, подавления и регрессии, и чаще используют неэффективные стратегии совладания в трудных ситуациях: бегство-избегание, конфронтационный копинг, дистанцирование.
  2. Выбор типов психологических защит и копинг-стратегий старшими дошкольниками связан с их эмоциональной сферой и характером детско-родительских отношений.
  3. Целенаправленная работа с эмоциональной сферой детей старшего дошкольного возраста с использованием методов арт-терапии поможет им принять себя и выработать конструктивные защитные механизмы

Теоретические и методологические основания исследования: психологические теории детства (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М. Мид, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.), представления о психологической защите в детском возрасте И.М. Никольской, P.M. Грановской, Е.Б. Ковалевой, теоретические разработки о совладающем поведении в детском возрасте С.К. Нартова-Бочавер, Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, теоретические разработки в области сказкотерапии (Зинкевич-Евстигнеева, Крюкова С. В.).

Научно-практическая новизна данной работы заключается в том, что впервые используется сказкотерапия как метод формирования конструктивных психологических защит и совладающего поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Наиболее существенные результаты исследования, выносимые на защиту:

  1. На констатирующем этапе исследования установлено, что у старших дошкольников из проблемных семей наиболее выражены такие психологические защиты, как регрессия, подавление и отрицание. Наименее выражена психологическая защита по типу реактивного образования. Старшие дошкольники из проблемных семей чаще всего в стрессовых ситуациях используют относительно адаптивные и неадаптивные копинг-стратегии.
  2. Большинство детей из проблемных семей испытывают компенсированное состояние усталости; самовосстановление с оптимальными показателями происходит за счет периодического снижения активности. Показатели психологического благополучия распределились в выборке старших дошкольников из неблагополучных семей практически равномерно между эмоциональным состоянием в норме, преобладанием положительных и негативных эмоций. У половины принявших участие в исследовании старших дошкольников из проблемных семей детей средний уровень тревожности, высокий уровень показали около трети от числа принявших участие в исследовании детей.
  3. После реализации с дошкольниками экспериментальной группы программы, направленной на выработку у детей конструктивных защитных механизмов путем воздействия на эмоциональную сферу средствами арт-терапии, выявлено снижение показателей по защитным механизмам отрицания, подавления и регрессии, а также повышение – по компенсации, интеллектуализации и реактивному образованию. По защитным механизмам проекции и замещения показатели выраженности на констатирующем и контрольном этапах практически идентичны. Изменения в показателях выраженности защитных механизмов у детей контрольной группы, с которыми работа не проводилась, незначительны. Статистическая обработка результатов тестирования выявила статистически значимые сдвиги у детей экспериментальной группы по таким защитным механизмам, как отрицание, подавление, компенсация, тогда как сдвиги в контрольной группе не являются статистически значимыми.

Практическая значимость данного исследования заключается в разработке и апробации программы по формированию конструктивных механизмов психологической защиты и эффективных копинг-стратегий у детей старшего дошкольного возраста из неблагополучных семей, а также создание практических рекомендаций для педагогов-психологов, социальных педагогов и воспитателей образовательных учреждений.

Общее описание структуры работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две теоретические главы, описание экспериментального исследования, заключение, список литературы, приложение.

Раздел 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Во введении обоснована актуальность исследования, определена цель, объект, предмет, гипотезы, задачи и методы исследования, указана эмпирическая база и выборка исследования, описана теоретико-методологическая основа исследования, раскрыты научная новизна, практическая значимость и структура магистерской диссертации.

В первой главе изучены основные подходы к проблеме защитных механизмов и копинг-стратегий в отечественной и зарубежной психологии; проанализированы особенности формирования механизмов психологической защиты и копинг стратегий у дошкольников старшего возраста из проблемных семей. Кроме того, дана характеристика сущности психолого-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста по формированию защитных механизмов и совладающего поведения.

По результатам теоретического анализа литературы по пролеме исследования сделаны следующие выводы:

  1.  Копинг-поведение является защитным механизмом человека и может иметь как конструктивные, так и дезадаптирующие формы.
  2. Взаимосвязь между данными феноменами не изучена до конца, однако можно сказать, что они имеют сходства: общую цель и пусковой механизм (субъективная оценка ситуации как кризисной); и несколько принципиальных отличий: уровень функционирования, гибкость (пластичность) и управляемость феномена.
  3. На формирование, как психологических защит, так и совладающего поведения оказывают влияние тип эмоциональной привязанности, стиль воспитания и модель поведения родителей в трудных жизненных ситуациях. Таким образом, можно говорить о сходствах в условиях формирования.
  4. Оба механизма защитной системы человека являются продуктами онтогенеза и научения. Дети, идентифицируя себя с родителями и подражая им, неосознанно обучаются справляться с трудными жизненными ситуациями на основе увиденных моделей поведения. Поэтому в современном обществе стоит острая проблема по обеспечению правильного функционирования семьи.
  5. Дошкольный возраст является важным этапом в формировании защитных механизмов человека, так как в этот период дети не умеют защищаться от различных чрезмерных нагрузок и используют те механизмы, которые доступны в этом возрасте и которые могут усвоить от близких взрослых.
  6. Сказкотерапия является эффективным способом коррекции и формирования психологических защит и копинг-стратегий. Это обеспечивается за счет возможности идентификации детей с героями сказки и прямого безопасного воздействия на эмоциональную сферу ребенка.
  7. Формировать конструктивные способы защиты необходимо уже с дошкольного возраста. Поэтому одной из задач данного исследования является разработка психолого-педагогической программы по формированию конструктивных форм психологической защиты и копинг-поведения.

Во второй главе подробно описаны методики и выборка исследования. Проанализированы результаты, полученные в ходе исследования, и сделаны выводы по каждой методике.

Эмпирическое исследование было организовано и проведено на базе ГБОУ ДОУ № 52 г. Москвы. Выборку составили дети дошкольного возраста из неблагополучных семей. Критерии формирования выборки: асоциальные семьи, состоящие на учете в органах социальной защиты населения, воспитывающие детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 30 старших дошкольников в возрасте 5-7 лет (средний возраст – 6 лет), из них 14 мальчиков и 16 девочек, и 60 их родителей. Кроме того, в качестве экспертов к исследованию привлекались 3 воспитателя, работающих с этими детьми.

В соответствии с целью, гипотезой и задачами были выбраны следующие методы и методики исследования:

1) эмпирические: 

  • «Карта оценки детских защитных механизмов» Р. Плутчика и К. Перри (модификация Е.В. Чумаковой),
  • Опросник копинг-стратегий (Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский),
  • проективный тест «Домики» (О.А. Орехова, адаптация Э.Э. Ульяновой),
  • тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен),
  • Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская).

2) педагогический эксперимент;

3) математико-статистические методы обработки результатов эмпирического исследования – описательный, корреляционный анализ с применением критерия ранговой корреляции Ч. Спирмена, сравнительный анализ при помощи t-критерия Стъюдента.

На констатирующем этапе исследования установлено, что у старших дошкольников из проблемных семей наиболее выражены такие психологические защиты, как регрессия, подавление и отрицание; чаще всего в стрессовых ситуациях они используют относительно адаптивные и неадаптивные копинг-стратегии.

Большинство детей из проблемных семей испытывают компенсированное состояние усталости; самовосстановление с оптимальными показателями происходит за счет периодического снижения активности. Показатели психологического благополучия распределились в выборке старших дошкольников из неблагополучных семей практически равномерно: 40% детей характеризуются эмоциональным состоянием в норме, 30% старших дошкольников – преобладанием положительных эмоций; 30% детей продемонстрировали преобладание негативных эмоций. У половины принявших участие в исследовании старших дошкольников из проблемных семей детей средний уровень тревожности, низкий – у 23,3% испытуемых, высокий уровень у 26,7% детей.

Наиболее высокие показатели матери старших дошкольников из проблемных семей показали по шкалам «отвержение – принятие» и «отсутствие сотрудничества – сотрудничество». Наименее высокие значения зафиксированы по шкалам «нетребовательность – требовательность» и «мягкость – строгость». Наиболее высокие показатели отцы старших дошкольников из проблемных семей показали по шкалам «удовлетворенность отношениями», а также «отвержение – принятие» и «отсутствие сотрудничества – сотрудничество». Наименее высокие значения зафиксированы также, как и в ходе тестирования матерей, по шкалам «нетребовательность – требовательность» и «мягкость – строгость».

Корреляционный анализ выявил 11 связей между типами психологических защит, копинг-стратегиями, эмоциональной сферой старших дошкольников из неблагополучных семей и характером детско-родительских отношений.

В рамках формирующего этапа исследования была разработана и реализована на практике с испытуемыми детьми экспериментальной группы программа, направленная на оказание психологической помощи в совладании со стрессом, цель которой заключалась в выработке у детей старшего дошкольного возраста конструктивных защитных механизмов путем воздействия на эмоциональную сферу средствами арт-терапии.

В выпускной квалификационной работе описаны методологические основы реализации программы, ресурсы, необходимые для ее реализации, а также сроки, этапы, риски и ожидаемые результаты отреализации программы. Основными формами и методами работы являлись сказкотерапия, драматерапия, музыкотерапия.

После реализации с дошкольниками экспериментальной группы программы, направленной на выработку у детей конструктивных защитных механизмов путем воздействия на эмоциональную сферу средствами арт-терапии, выявлено снижение показателей по защитным механизмам отрицания, подавления и регрессии, а также повышение – по компенсации, интеллектуализации и реактивному образованию.

Выявлена положительная динамика в показателях совладающего поведения у детей экспериментальной группы: средние значения выраженности адаптивных и относительно адаптивных копинг-стратегий повысились, а значения неадаптивных – понизились. Статистическая обработка результатов тестирования выявила статистически значимые сдвиги у детей экспериментальной группы по неадаптивным копинг-стратегиям, тогда как сдвиги в контрольной группе не являются статистически значимыми.

По итогам эмпирического исследования сделан вывод о том, что гипотезы исследования нашли свое подтверждение.

В заключении обобщены данные, полученные в результате исследования, подтверждены гипотезы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155 // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4–17.
  2. Александрова Л.А., Лебедева А.А., Леонтьев Д.А. Стратегии совладания: попытка системной характеристики // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции. Кострома, 2010. Том 2. С. 176—177
  3. Александрова Н. В. Трудные ситуации в жизни детей дошкольного возраста и способы поведения в них / Н. В. Александрова // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации: Сб. науч. статей. (По материалам международной научно-практической конференции «Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации», 10—11 декабря 2015 г.). - СПб., 2015. - С. 94-98.
  4. Алиференко В.С. Психологические механизмы формирования асоциальной направленности у детей дошкольного возраста // Проблемы cоциальной психологии личности. СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2008
  5. Барсукова О. В. Психологическая защита ребенка дошкольного возраста от деструктивного влияния родителей: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07: Ростов н/Д, 2000, 141 c.
  6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер. 2008, 398 с.
  7. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993.
  8. Габитова А.М. Роль сказкотерапии в работе с дошкольниками // Методологические и организаионные подходы в психологии и педагогике: сборник статей Международной научно-практической конференции - Уфа: Аэтерна, 2020. – С. 33- 36
  9. Грановская P. M. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та., 1988, 650 с.
  10. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2011, 256 с.
  11. Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению семьи. М.: Институт социологии РАН, 2012, 347с.
  12. Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита / монография. – М.: Издательство Перо, 2014, 160 с.
  13. Захарова Т, Саттарова Р. Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития //Дошкольное воспитание. - 2012. - №3. - С. 31-33.
  14. Защитные механизмы личности: Методические рекомендации / Сост. проф. В.В.Деларю. - Волгоград: ВолгГАСА, 2004, 48 с.
  15. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. М.: 2005, 80 с.
  16. Карелина И. О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации: избранные научные статьи. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017, 122 c
  17. Ковалева Е.Б. Способы психологической защиты детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью и их коррекция : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Иркутск, 1998, 172 c.
  18. Ковынева О.Г., Введенский В.Н. Психологические особенности детей дошкольного возраста // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017, № 11(41).
  19. Колягина В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников: учебно-методическое пособие. – М.: Прометей, 2016. – 164 с.
  20. Кружкова О. В. Психологическая защита и совладание: феноменологическое соотношение и структура // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-zaschita-i-sovladanie-fenomenologicheskoe-sootnoshenie-i-struktura (дата обращения: 09.01.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорные посиделки для старших дошкольников совместно с семьями воспитанников

Сценарий фольклорного праздника с русским народными песнями, играми, плясками, хороводами, поговорками...

Интегрированное занятие для старших дошкольников. Лексическая тема «Семья»

Задачи:— развивать восприятие, внимание, память и мышление, фонематический слух, словесно-логическое мышление, творческое воображение;— учить образовывать сложноподчиненные предложения, не...

Авторская программа дополнительного образования старших дошкольников «Вместе дружная семья» как форма обучения родителей бесконфликтному взаимодействию с детьми через совместную деятельность

laquo;Истоки творческих способностейи дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем больше ма...

Социальный проект для старших дошкольников «Я – член семьи, семья – Россия!»

Цель данного проекта - фформирование чувства патриотизма, толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям....

Фотоочет к Социальному проекту для старших дошкольников «Я – член семьи, семья – Россия!»

Фото к проекту отражают деятельность детей при ознакомлении и изучении истории своего города, своего края, традиций разных народов....

Сценарий районных спортивных стартов для старших дошкольников и их семей «Папа, мама, я — спортивная семья»

Цель спортивного соревнования:Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению семьи к физкультуре и спорту.Развивать физические качества дошкольников: сила, выносливость, ловкость, ув...

«Логика – математическое развитие старших дошкольников посредствам проблемно – игровых технологий»

Цель:- Повышение собственного профессионального опыта в процессе изучения темы, открытия нового приоритетного направления в работе с детьми.Задачи:- Повышение мотивации детей к обучению дошкольни...