Сценарий коррекционно-развивающего занятия для ребенка 5-7 лет в период проживания горя
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)
В данном материале представлено коррекционно-развивающее занятие с детьми дошкольного возраста в проживании горя утраты отца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_zanyatiya_2.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий коррекционно-развивающего занятия для ребенка 5-7 лет в период проживания горя
Занятие проходит в кабинете психолога индивидуально.
Цель: помощь в осознании и признании чувств у ребенка проживающего состояние горя, обучение ресурсным техникам, ориентация на позитивный сценарий жизни.
Психолог:
- Здравствуй, как ты себя чувствуешь, какое у тебя настроение?
Дает эмоциональную и (при необходимости) тактильную поддержку.
- У меня есть мелки и бумага, предлагаю попробовать нарисовать твое состояние или все, что тебе захочется сейчас нарисовать.
Техника «Свободный рисунок»
Ребенок рисует.
По ходу рисования психолог задает вопросы: «А что ты здесь нарисовал?», «На что это похоже?», «Что тебе напоминает этот цвет?», если появляются персонажи, то вопросы про них: «Кто это?», «Как он себя чувствует», «Чего он хочет» и так далее.
После процедуры рисования дать поддержку в виде одобрения проделанной работы, уточнить текущее состояние ребенка, если будет яркая эмоциональная реакция во время рисования или после поддержать используя приемы «Солидизация» и «Нормализация» ( «можно плакать», «то, что ты сейчас чувствуешь – это нормально, многие люди себя так же чувствуют, когда близкий человек умирает» ит.д.)
Психолог:
- Я хочу тебе рассказать одну сказочную историю, но она еще не написана полностью, если захочешь, ты мне будешь помогать создавать её.
Техника совместное сочинение сказки с созданием «Мешочка силы»
Жил был _______________ (либо герой с рисунка, нарисованного ребенком, если подходит по контексту, либо спрашиваем у ребенка, кто будет главным героем, либо героем становится персонаж, который нравится ребенку (информация из предыдущей работы)).
У него была очень хорошая и дружная семья (можно добавить уточняющих деталей, кто был в семье у ребенка).____________________________________________________________________________________________________________________________
Но вот однажды на город, где жил главный герой налетел очень злой ____________________(спрашиваем у ребенка кто), он хотел уничтожить всех жителей этого города. Самые сильные и смелые мужчины встали на защиту своих семей. Это был долгий бой, никто не мог справиться со (злым героем)_____________________.
Тогда отец (главного героя)____________ вышел вперед, схватил (злого героя)_______________________и вместе с ним сорвался с высокой горы. (Злой герой)__________________ был побежден, но сам отец (главного героя)____________________тоже погиб.
Все жители города горевали о смерти __________________, теперь он навсегда остался в их памяти как настоящий герой, который спас целый город.
(Главный герой )____________ очень горевал, что папы больше рядом с ними не было. Иногда его одолевала сильная злость на (злого героя)____________, что из-за него погиб его папа, иногда он злился даже на папу, что он пошел защищать город, а не остался с ним. Иногда чувствовал себя виноватым, что папа защищал его и не вернулся, иногда становилось страшно, что может случится с что-то с ним или с его родными, но чаще всего было очень грустно и печально, что папы больше нет рядом.
Бывало и такое, что на (главного героя) ____________нападала тревога и ему нужно было что-то делать, но он не знал что, отчего учащалось дыхание и быстро билось сердце.
Однажды находясь в таком состоянии (главный герой)__________________ оказался на волшебной поляне. Он ничего не мог с собой поделать и разрыдался от того, что ничего не может изменить и чувствует себя очень одиноким и бессильным.
И вдруг он услышал голос рядом с собой - это был (добрый волшебник) ______________________(ребенок сам придумывает доброго волшебного персонажа - помощника).
- Почему ты плачешь? – спросил (добрый волшебник)____________________.
(Главный персонаж) ______________________рассказал свою историю и в заключении спросил:
- Я теперь всегда так буду себя чувствовать, как же мне дальше жить без папы?(Главный герой) _______________опять почувствовал сильную тревогу и сердцебиение.
(Добрый волшебник) ________________ усадил его на пенек. Сейчас я научу тебя волшебному успокаивающему дыханию. Закрой правую ноздрю и дыши только через левый носовой ход, наблюдай, как воздух заполняет твою грудную клетку и как покидает её, как прохладный воздух проникает внутрь, а при выдохе он становится теплым, и постепенно ты успокоишься.
А пока ты будешь дышать я тебе расскажу историю про звезды.
Психолог ребенку тоже предлагает попробовать подышать левой ноздрей, делая несколько дыхательных циклов вместе с ним.
- Ты знаешь, что на небе живут звезды? Начал свой рассказ (Добрый волшебник)___________. Однажды я разговаривал со звездой по имени «Надежда». Она рассказала мне такую историю: «На нашем огромном небе почти каждый день рождаются новые звезды. И это очень радостно! Но иногда звезды гаснут. И это печально. Однако, прежде чем погаснуть каждая из звезд успевает подарить кому-то столько тепла и света, что воспоминания о ней остаются навсегда. И это так, как будто даже те звезды, что гаснут, остаются рядом с нами. Навсегда. В нашем сердце, мыслях. И даже погаснув, продолжают дарить свое тепло и радость. Когда мы вспоминаем об этих звездах, мы получаем много силы и наш свет становится еще ярче.»
- Так происходит и с нами. То, что ты сейчас чувствуешь – это нормально, я тоже терял своих близких и твои чувства мне знакомы. Так будет не всегда. Память о твоем папе всегда останется с тобой, и его любовь к тебе тоже будет жить вечно.
Пока (добрый волшебник) ______________ рассказывал эту историю, (главный герой) _______________ с удивлением заметил, что сердцебиение стало ровным и тревога прошла. Но вместо них теперь он чувствовал сильную грусть.
- А когда же я себя начну чувствовать хорошо? – спросил он волшебника.
- Каждому нужно свое время, но я могу тебе дать волшебный мешочек, который будет помогать проживать тебе твои чувства.
создание «Мешочка силы»
Волшебник достал красивый мешочек и начал засыпать в него: силу, смелость, радость, ….. (ребенок сам дополняет, что еще засыпают в мешочек)
При этом психолог дает ребенку в мешочек и ребенок засыпает в него крупу или фасоль (можно добавить сухую лаванду, если нет аллергии и запах нравится ребенку).
(Добрый волшебник) ______________ завязал мешочек красивой лентой и подарил главному герою.
Домой (главный герой) ______________ возвращался со спокойным сердцем. Он понял, что былого не вернуть, а все светлое и хорошее, что было в жизни навсегда останется с ним, в его памяти и сердце. Теперь (главный герой)____________ не всегда плакал, вспоминая об отце, а иногда и улыбался, потому что на сердце у него было спокойно и светло от теплых и светлых воспоминаний.
А когда ему было особенно грустно, он брал в руки мешочек и мял его постепенно подзаряжаясь силой, смелостью ……
Рефлексия
Психолог задает вопросы:
- Как ты себя чувствуешь?
- Понравилась ли тебе сочинять сказку? Что в ней было для тебя самым интересным?
- Ты всегда, можешь пользоваться волшебным дыханием, когда сильно затревожишься или тебе станет страшно, и этот мешочек силы тоже будет у тебя, когда тебе будет нужно ты его просто помнешь и подзарядишься волшебной силой.
Договор о следующей встрече.
Прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий коррекционно - развивающего занятия. Тема: "Учимся понимать и передавать эмоции"
Цель занятия: расширение и совершенствование представлений детей о эмоциональнх состояниях.Задачи:1. Закреплять умения самостоятельно выражать радость.2. Учить понимать эмоциональное состояние д...
Сценарий коррекционно-развивающего занятия с детьми среднего возраста «Страх темноты»
Предлагаемое занятие рассчитано на работу с детьми 4-5 летФорма работы: подгрупповая (5-6 человек)...
Коррекционно – развивающее индивидуальное занятие психолога с ребенком с ОВЗ 4-х лет (РАС, ЗПРР) с использованием метода «Сенсорная интеграция» на тему «Друг для Снеговика»
Данное занятие будет интересно для психологов, работающих с детьми с РАС....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня
Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи.Задачи:Формирование правильного диафрагмального дыхан...
Коррекционно-развивающее интегрированное занятие по обучению исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения по теме:"Жизнь диких животных Южного Урала в зимний период".
1).Коррекционная педагогика.Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Практическое применение методических материалов Савенкова А.И.по теме:...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука «С» в словах у ребенка 5 лет с расстройством аутистического спектра с общим недоразвитием речи II уровня.
Тема:Логопедическая: автоматизация звука [С] в словах.Лексическая: «Транспорт».Цель занятия: автоматизация звука [С] в словах (в начале, в середине и в конце сло...