Коррекционно – развивающее индивидуальное занятие психолога с ребенком с ОВЗ 4-х лет (РАС, ЗПРР) с использованием метода «Сенсорная интеграция» на тему «Друг для Снеговика»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Томилина Ольга Владимировна

Данное занятие будет интересно для психологов, работающих с детьми с РАС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7

Открытый показ

 коррекционно – развивающего  индивидуального занятия психолога

с ребенком с ОВЗ 4-х лет

 (РДА 3гр. (по Никольской),

СДВГ, ОНР. Дизартрия)

С  использованием метода

«Сенсорная интеграция»

на тему «Друг для Снеговика»

В рамках подготовки к педсовету №2 в ДОУ

Подготовила:  Томилина О.В. ,

                                                                                             педагог – психолог

Декабрь 2017г.

г. Новочеркасск

Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие,  художественно – эстетическое, физическое развитие.

Цель: создавать условия для развития сенсорных интеграций у ребенка  с ОВЗ (РДА, СДВГ, ЗПР, ЗРР), формированию всех психических процессов  и коррекции эмоционально – волевой сферы.

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

  1. Формировать тактильное различение свойств предметов.
  2. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей);
  3. Формировать понятия «Большой», «Средний», «Маленький»;
  4. Учить выполнять действия по  речевой инструкции.
  5. Формировать коммуникативные функции речи.

Коррекционно-развивающие:

  1. Продолжать обогащать чувственный опыт ребенка  тактильными  и двигательными  ощущениями.
  2. Продолжать формировать навыки действий с предметами с учетом цвета, формы  и  размера;
  3. Развивать  межполушарное взаимодействие;
  4. Развивать мелкую моторику рук;
  5. Создавать условий для снижения психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

 Коррекционно-воспитательные:

  1. Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности;
  2. Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.
  3. Вырабатывать положительные привычки поведения.

Оборудование: ППРС кабинета, банк тактильных ощущений, контейнер со стеклянными элементами декора круглой формы, контейнер с мелкими пушистыми помпонами, плоскостная  игрушка «Снеговик», 3 круга – шаблона разного цвета, музыка – релакс, мыльные пузыри, фитбол,

План занятия:

  1. Игры по желанию ребенка (с использованием предметов и материалов «банка тактильных ощущений» по методу сенсорной интеграции) до 5 мин.
  2. Кинезеологическое упражнение «Пальчики  здороваются»
  3. Дидактическая игра «Выложи Снеговика» (с использованием стеклянных  элементов декора «блинчиков» круглой формы, разного цвета).
  4. Физминутка «Прыжки на фитболе»
  5. Релаксация «Мыльные пузыри»
  6. Рефлексия

Учитывая психофизиологические особенности ребенка с РАС занятие длится не более 20-25 минут. Занятие сопровождается спокойной музыкой – релакс.

Ход занятия:

Психолог входит с ребенком в кабинет и говорит: 

- Ты можешь поиграть с тем, что тебе понравилось. Далее

1.Игры по желанию ребенка (с использованием предметов и материалов «банка тактильных ощущений» по методу сенсорной интеграции) до 5 мин.

 Переключение внимания ребенка на планируемый вид деятельности:

Сюрпризный момент. Психолог, используя игрушку «Снеговик» дает задание ребенку.

Снеговик (грустным голосом):   -  Привет! Я Снеговик. А тебя как зовут?

Ребенок:  Я Кирилл.

Психолог: Снеговик, а почему у тебя голос такой грустный?

Снеговик (грустным голосом): Чему же тут радоваться…Скоро Новый год, а снега нет. Вот вы  тут вдвоем, играете… А я один, у меня нет друзей, поэтому я грустный.

Психолог: Не расстраивайся! А хочешь,  мы с Кириллом тебе друга Снеговика сделаем?

Снеговик: А как? Вы что волшебники?

Психолог: Нет, мы не волшебники, но кое – что можем. Правда, Кирилл? Садись поудобнее и наблюдай.

Психолог (обращается к ребенку): Кирилл сделаем друга Снеговику? Другого Снеговика. Но он у нас будет волшебный.

Ребенок: Да!

Психолог (обращается к ребенку): Но прежде, чем мы приступим к работе, нам нужно размять наши пальчики. Сделаем упражнение «Пальчики здороваются»

2. Развивающее кинезиологическое упражнение  «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ»  

Цели:

  • развитие межполушарной специализации;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие способностей;
  • развитие памяти, внимания, речи;
  • развитие мышления;

Задание: Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

                                                           

Речевое сопровождение:

Правая рука: Скоро, скоро к нам придет

                        Долгожданный Новый год!

Левая рука:    Пусть работа нелегка,

                        Слепим мы снеговика.

Психолог (обращается к ребенку): Отлично, пальчики размяли, можно приступать к изготовлению волшебного снеговика.

  1. Дидактическая игра «Выложи Снеговика» (с использованием стеклянных  элементов декора «блинчиков» круглой формы, разного цвета).

Психолог (обращается к ребенку): Давай рассмотрим Снеговика. Он состоит из 3 кругов разного размера. Самый большой (показываю) это нижний круг, затем чуть больше (средний) – он посередине,  самый  маленький круг – верхний – голова снеговика.

Психолог (обращается к ребенку): Кирилл,  из каких фигур состоит снеговик?

Ребенок: Кругов (ребенок может не ответить)

Психолог (обращается к ребенку): Посмотри, у меня есть 3 круга (выкладываю на стол перед ребенком заготовленные заранее круги), которые нам помогут выложить снеговика.  Но они не простые, а с подсказками. Посмотри,  каждый круг окрашен в определенный цвет.

-Давай рассмотрим. Нижний  какой? – синий, средний какой? – оранжевый, верхний, самый маленький, какой? – желтый.

Психолог (обращается к ребенку, ставит 2 контейнера с пушистыми маленькими шариками и стеклянными плоскими «Блинчиками»): Посмотри, Кирилл. Перед тобой 2 контейнера. Потрогай на ощупь (ребенок, руками ощупывает содержимое и вместе с психологом сопровождает речью, употребляя слова «Пушистые шарики» и «Гладкие блинчики»).

- Выкладывать снеговика мы будем гладкими блинчиками. Покажи, в каком контейнере гладкие блинчики? Ребенок выбирает.

Психолог (обращается к ребенку): Кирилл, внимание, нужно обложить круги по цвету, начиная с самого большого (показываю 1 раз). Будем делать вместе. Я начну, а ты продолжишь.

 Далее даю ребенку возможность самостоятельно выполнить задание, контролирую, чтобы ребенок сопровождал речью выбор цвета. Убираю шаблоны кругов. Рассматриваем с ребенком. Хвалю. Можно выполнять стоя!!!

Психолог (обращается к ребенку): Кирилл, посмотри на Снеговика, мне кажется чего – то не хватает? (даю ребенку время подумать) Правильно не хватает глаз, выкладывай глазки снеговику.

Психолог (обращается к снеговику): Посмотри, какого мы тебе друга сделали! Нравится?

Снеговик: Очень, спасибо вам большое! Теперь у меня тоже есть друг и мне не скучно будет.

Психолог (обращается к ребенку): Кирилл, ты так старательно работал, что пришло время отдохнуть. Выходи, я предлагаю тебе попрыгать на  большом  мяче. Я буду тебя подстраховывать.

4.Физминутка «Прыжки на фитболе»

Психолог (обращается к ребенку): Отлично попрыгал,  по – моему тебя зовет Снеговик? (психолог снимает ребенка с фитбола и ведет к столу, где стоит Снеговик)

Снеговик: Спасибо вам за помощь, я вам хочу подарить мыльные пузыри в знак благодарности. Играйте на занятиях.

Психолог (обращается к ребенку):   Скажем спасибо Снеговику (психолог вместе с ребенком произносят слова: «Спасибо, СНЕГОВИК за мыльные пузыри!»

5.Релаксация «Мыльные пузыри»

6.Рефлексия

Психолог (обращается к ребенку): Кирилл, давай вспомним, что мы с тобой делали?

Ребенок (возможные варианты ответа): играли, выкладывали снеговика, прыгали, ловили пузыри – ребенок может показать руками, то, что делали.

Вопросы ребенку: - Кто приходил к нам в гости? (Снеговик)

                                 - Тебе понравилось играть?

                                 - Кого ты выложил на столе? (Снеговика) может показать

Психолог (обращается к ребенку): Давай прощаться со Снеговиками, я тебя отведу в группу, а ты расскажешь детям, кто приходил к нам в гости.

Список литературы:

1. Кислинг  У. Сенсорная интеграция в диалоге. Электронная версия

2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников

. —— М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

3.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн.     Для педагога – дефектолога. М.: -Гуманит. издание центр ВЛАДОС, 2001. – 184с. :ил. – (Коррекционная педагогика)

4. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники. –М. : Рольф, 2000. – 144с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая психолого-логопедическая индивидуальная программа для ребенка от 4 до 6 лет с ЗПРР.

Современные тенденции модернизации образования диктуют необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов психолого-логопедической помощи детям. Традиционная обр...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в ж...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня

Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи.Задачи:Формирование правильного диафрагмального дыхан...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [ш]. Постановка звука [р] "

Индивидуальное  логопедическое занятие  "Автоматизация звука [л] " направлено на автоматизацию поставленного звука [л] в слогах, словах и предложениях. Конспект содержит подробное ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука «С» в словах у ребенка 5 лет с расстройством аутистического спектра с общим недоразвитием речи II уровня.

Тема:Логопедическая: автоматизация звука [С] в словах.Лексическая: «Транспорт».Цель занятия: автоматизация звука [С] в словах (в начале, в середине и в конце сло...