Семинар-практикум "Трудные дети. Методы психолого-педагогической коррекции"
учебно-методический материал по психологии

 Руденкова Инна Геннадьевна

О причинах поведенческих трудностей и методах работы с ними

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_deti.pptx2.72 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ № 6 «Золушка» Семинар-практикум «Трудные дети. Методы и приёмы психолого-педагогической помощи » Подготовила: педагог-психолог Руденкова Инна Геннадьевна

Слайд 2

Цель : повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах профилактики и подходов к дошкольникам с трудностями в поведении и нарушениями эмоционально-волевой сферы. Задачи : помочь сориентироваться в дифференциации «трудных» детей дошкольного возраста, в понимании их особенностей; способствовать обучению и практическому использованию педагогами ДОУ психолого-педагогических методов и приёмов взаимодействия с «трудными» детьми .

Слайд 3

Осложнения психического и личностного развития ребенка ребёнка обусловлены: ошибками в воспитании минимальными мозговыми (педагогическая запущенность ) дисфункциями (ММД) Зачастую оба этих фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют те особенности нервной системы ребёнка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются исправить ребёнка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Семинар-практикум

Слайд 4

Кого же можно отнести к категории « трудный ребёнок »? Семинар-практикум

Слайд 5

«Трудные» дети гиперактивные тревожные а грессивные Семинар-практикум

Слайд 6

ДЕЛОВАЯ ИГРА: 1) составить психологический портрет ребёнка каждой их этих трёх категорий, 2) обсудить возможные причины появления соответствующего «трудного» поведения. Семинар-практикум

Слайд 7

Психологический портрет гиперактивного ребёнка: находится в постоянном движении: ему трудно долго сидеть на одном месте, он суетлив, много двигается, вертится на месте; с трудом сосредотачивает внимание на чём бы то ни было, легко отвлекается; часто нарушает правила; ему сложно молчать, иногда он чрезмерно говорлив, не подчиняется инструкциям; плохо координирует движения, неуклюж, часто задевает и роняет различные предметы, ломает вещи и т.п.; не регулирует свои действия; непоследователен в своем поведении; спит меньше сверстников; плохо контролирует свои эмоции, часто обижается, но о своих обидах быстро забывает; плохо организован и слабо поддаётся попыткам организовать его; повышенный мышечный тонус. При этом уровень интеллектуального развития у этих детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы . Семинар-практикум

Слайд 8

Причины гиперактивности: п ренатальная патология (экология, токсикоз , обострение хронического заболевания, резус-конфликт ) осложнения при родах (преждевременные роды, роды со стимуляцией , кесарево сечение, асфиксия, небольшое внутреннее кровоизлияние ) психосоциальные факторы (попустительский стиль воспитания) Семинар-практикум

Слайд 9

Психологический портрет тревожного ребёнка: любое задание вызывает беспокойство; во время выполнения заданий очень напряжён , скован; смущается чаще других, краснеет в незнакомой обстановке; спит беспокойно, засыпает с трудом; не уверен в себе, в своих силах; чувствует себя беспомощным, опасается играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности; боится сталкиваться с трудностями; у него высокие требования к себе, он очень самокритичен; низкая самооценка: думает , что хуже других во всём , что он самый некрасивый, неумный, неуклюжий; ищет поощрения, одобрения взрослых во всём; застенчивость , скромность; навязчивые повторные действия ( наматывает волосы, раскачивается на месте, грызёт ногти). Семинар-практикум

Слайд 10

Причины тревожности: неадекватные, чаще всего, завышенные требования к ребёнку (в связи с этим частые критические оценки); негативные требования, предъявляемые к ребёнку , которые могут унизить его и поставить зависимое положение; противоречивые требования, которые предъявляют ребенку родители или воспитатели; высокая тревожность у родителей. Семинар-практикум

Слайд 11

Психологический портрет агрессивного ребёнка: не считается со сверстниками, не уступает, не делится с ними игрушками; теряет контроль над собой – вспыльчивый, грубый; спорит, ругается с взрослыми; обвиняет других в своих ошибках; сердится и отказывается сделать что-либо, в т.ч . выполнять правила; легко ссорится, вступает в драку; специально раздражает людей, провоцирует конфликты; мстителен, чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его; любит быть первым, командовать, подчинять себе других; в ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот, бывает , что он с удовольствием ломает игрушки, что-то потрошит, разбивает . Семинар-практикум

Слайд 12

Причины агрессивности: неприятие детей родителями; б езразличие или враждебность со стороны родителей; избыток или недостаток внимания со стороны родителей; чрезмерный контроль над поведением ребенка ( гиперопека ); п олное отсутствие такового ( гипоопека ); з апрет на физическую активность. Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта , а также неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Семинар-практикум

Слайд 13

Правила работы с гиперактивным ребёнком !!! Поведение такого ребёнка во многом зависит от поведения самих взрослых , стратегии и тактики общения с ним. Оставаться в любых ситуациях спокойным (нет хладнокровия – нет преимущества). Всегда общаться мягко, спокойно, ровно (воздержаться от повышенного тона, приказов, а также заискивания). Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры . Стараться избегать употребления в речи частицы «НЕ». Использовать игры «Найди отличия», «Замри – отомри», «Послушай тишину», «ДА и НЕТ не говорите» и т.п., психогимнастику , приём с пультом («выключение» - звука, темпа…) Использовать тактильный контакт. Договариваться с ним о тех или иных действиях заранее. Работать с ребёнком в 1-й половине дня. Садить на занятиях рядом с собой. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы поддержать чувство успеха у ребёнка. Давать чёткие, конкретные инструкции (не более 6-8 слов). Спрашивать ребёнка в начале и в конце занятия. Быть эмоционально и интонационно выразительным педагогом . Оберегать ребенка от переутомления. Уменьшить рабочую нагрузку: делить работу на более короткие, но частые периоды. Поощрять ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (раскрашивание, пазлы и т.д .) Поощрять сразу, не откладывая на будущее . Поощрять чаще! Особенно в каждом случае, если ему удалось довести дело до конца. Семинар-практикум

Слайд 14

Правила работы с тревожным ребёнком Семинар-практикум Направление Методы 1. Повышение самооценки Чаще называть ребёнка по имени. Давать престижные в детском коллективе поручения. Не предъявлять к ребёнку завышенных требований. Чаще хвалить ребёнка в присутствии других детей и взрослых. Награждать жетонами. Чаще использовать тактильный контакт. Желательно поменьше ставить ребенка в ситуацию соревнования, публичного выступления. Сравнивать результаты данного ребёнка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад . Не сравнивать ребёнка с окружающими! Избегать заданий, выполняемых на время. Желательно спрашивать в середине занятия, задавать один вопрос и давать время на обдумывание ( каждое повторение вопроса ребенок воспринимает как вновь раздражающий стимул ). Общаться с ребёнком «глаза в глаза ». 2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения Выполнять релаксационные упражнения. Чаще использовать телесный контакт с ребёнком (поглаживания, объятия). Использовать элементы расслабляющего массажа. 3. Отработка уверенного поведения в конкретных ситуациях Ролевая игра Игры с куклами Маскарад (переодевание, маски)

Слайд 15

Правила работы с агрессивным ребёнком Семинар-практикум Н аправление М етоды РППС 1. Выражение гнева в приемлемой форме Давать ребёнку возможность выразить гнев в косвенной форме: на неопасном предмете Упорядочить систему требований для ребёнка (единые!) Обсуждать поведение только после успокоения ребёнка Воспитателю заявлять о своих чувствах («Я-высказывания») Резиновые игрушки, каучуковые шарики, подушки, мишень с магнитными дротиками, стаканчик для крика. Игры: «Каратист», «Боксёр», «Упрямая подушка» и т.п. 2. Обучение приёмам саморегуляции Релаксационные упражнения Успокаивающее дыхание Расслабляющий массаж Картотека релаксационных игр: «Загораем на солнышке», «Море», «Тропический остров», «Водопад», «Волшебный сон » и т. д. 3. Отработка навыков общения Привлекать ребёнка к ролевым играм Подчёркивать значимость ребёнка в выполняемом деле Не навешивать ярлыки: злой, забияка, драчун Настольный театр, разнообразие игровой атрибутики. 4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты) Учить ребёнка жалеть других Чтение художественной литературы Сочинение вместе с детьми сказок, историй Создание «Эмоционального словаря» Дидактические игры «Эмоциональные состояния», «Азбука эмоций», «Лица бывают разные», «Хорошо или плохо » и т.п.

Слайд 16

ТЫ -ВЫСКАЗЫВАНИЕ Семинар-практикум

Слайд 17

Я-ВЫСКАЗЫВАНИЕ Семинар-практикум

Слайд 18

Алгоритм «я-высказывания »: 1. Как можно спокойнее описать проблемную ситуацию («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...», «В случае если…»). 2. Далее нужно описать свое состояние и эмоциональное отношение к данной ситуации («Я чувствую обиду...», «Я огорчаюсь...», «Я расстраиваюсь...»). 3. Представить один или несколько вариантов изменения ситуации и поведения («Может быть, тебе лучше делать по-другому…», «Мне бы хотелось, чтобы ты…»). Семинар-практикум

Слайд 19

Семинар-практикум «Ты-высказывания» «Я-высказывания» Ты всегда ужасно себя ведёшь! Меня обижает такое поведение. Я знаю, что дети могут вести себя по-другому, поэтому, пожалуйста, в следующий раз веди себя хорошо. Ты можешь закрыть рот? Ты мне мешаешь вести занятие. Прекрати разговаривать!» Когда разговаривают во время моего объяснения, мне трудно говорить, я начинаю злиться, и от этого мне ещё сложнее. Пожалуйста, перестань разговаривать. Я-ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Слайд 20

Фразы для преобразования Ты ужасно себя вёл на прогулке! Ты всегда разбрасываешь свои игрушки! Ты опять дерёшься? Алгоритм «Я-высказывания»: 1. Как можно спокойнее описать проблемную ситуацию («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...», «В случае если…»). 2. Далее нужно описать свое состояние и эмоциональное отношение к данной ситуации («Я чувствую обиду...», «Я огорчаюсь...», «Я расстраиваюсь...»). 3. Представить один или несколько вариантов изменения ситуации и поведения («Может быть, тебе лучше делать по-другому…», «Мне бы хотелось, чтобы ты…»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи

Данный материал содержит опыт работы  применения сказотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Данный доклад и презентация были представлены на Межрегиональной научно-практической конференцие "Психолого-...

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи.

Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собс...

Сказкотерапия -метод психолого-педагогической коррекции поведения детей.

Сказкотерапия,как метод психологической коррекции детей очень популярен .Он позволяет погрузить ребёнка в сказочный мир,где он сможет на примере персонажей осознать свои собственные проблемы и увидеть...

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка. Для чего нужны сказки.

Одним из эффективных методов работы с детьми, ис­пытывающими те или иные эмоциональные и поведенчес­кие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод по­зволяет решать ряд проблем, возни...

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка

Что может быть лучше сказки для воспитания  ребенка!  Сказка всегда  рядом. Мы знаем их с детства. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребенка. С ее помощью маленький человек вх...

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка

Слушание сказки выполняет важнейшую роль в развитии воображения. А воображение в свою очередь влияет на умственную деятельность ребенка, что отражается в дальнейшем на деятельности взрослого....