Телефон доверия для детей по технологии Гришаевой
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Михайлина Елена Александровна

 

В работе психолога в дошкольном образовательном учреждении одна из задач -  развивать у детей умение самостоятельно выражать свои чувства и мысли. Важно понимать, о чем думает ребенок, что чувствует, что происходит в его внутреннем мире, чтобы своевременно реагировать на запросы для решения детских проблем. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_telefon_1.docx11.6 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлина Елена Александровна

Г. Москва ГБОУ Школа 777

Педагог-психолог

+7(916)543-65-81

e.a.mihailina@sch777.ru

«Телефон доверия» для детей

В работе психолога в дошкольном образовательном учреждении одна из задач -  развивать у детей умение самостоятельно выражать свои чувства и мысли. Важно понимать, о чем думает ребенок, что чувствует, что происходит в его внутреннем мире, чтобы своевременно реагировать на запросы для решения детских проблем.

Для диагностики психоэмоционального состояния существует ряд проективных методик. Например, «Два дома», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Кактус» и другие.

Это диагностические методики, в ходе которых ребенок проецирует на бумагу свои переживания, мысли и чувства. Главное преимущество их использования в дошкольном возрасте - непрямой способ обращения к личностным особенностям ребёнка, именно поэтому такие методы не приводят в действие психологические защитные механизмы, способные исказить картину внутреннего мира.

Однако существует и ряд недостатков  проективных методик, такие как:

- субъективность интерпретации;

- недостаточность валидности и надежности.

Кроме того, некоторые дети говорят, что не умеют и не любят рисовать.

Далеко не все дети дошкольного возраста могут открыто рассказать, что их беспокоит, а от родителей специалист получает субъективный запрос-проблему, с которым, как им кажется, они пришли к психологу. Родители рассказывают об отклонениях в поведении, которые могут быть лишь следствием сути проблемы. На вопрос «Как они [родители] думают, почему так происходит?», зачастую нет ответа.

Наиболее эффективной в решении этой проблемы оказалась технология Н. Г.  Гришановой «Волшебный телефон». Ее внедрение помогает не только развитию эффективной социализации ребенка и способствует развитию инициативы и самостоятельности, но и хорошо зарекомендовала себя, как диагностический инструмент. Данная технология пока была апробирована  на воспитанниках старших и подготовительных к школе групп (5-7 лет). Ведь именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности, начинается развитие саморегуляции (произвольность) поведения.

Суть этой технологии в том, что такой своеобразный «телефон доверия» дает детям возможность открыть любимому сказочному персонажу в лице психолога, то, что они не доверили бы никому из взрослых и даже сверстников.

В отличие от проективных методик технология «Волшебный телефон» позволяет понять, что глубинно волнует ребёнка, в какой помощи он нуждается, над чем с ним необходимо работать психологу и родителю.

Внедрению технологии «Волшебный телефон» в дошкольном образовательном учреждении предшествует большая подготовительная работа как с педагогами, так и с детьми.

I этап (работа с педагогами):  

- проведение семинара с педагогами по ознакомлению с данной технологией;

- подготовка рекомендаций по внедрению этой технологии в образовательный процесс;

- обсуждение  организационных мероприятий;

- создание условий для реализации технологии;

- выяснение на рефлексивном круге с детьми, какие герои у них популярны? Здесь педагоги могут задавать следующие вопросы:  какие мультфильмы и какие герои мультфильмов, компьютерных игр нравятся тебе больше всего? Почему? С какими героями мультфильмов и компьютерных игр ты бы стал дружить? Почему? Каких героев сказок ты знаешь? Кто из них тебе нравится и почему? Также в круге решается вопрос, кто будет сегодня разговаривать по телефону, кому важней. Всё это записывается воспитателем и доносится до сведения психолога.

 II этап (работа  с детьми):

- ознакомление детей в группах с технологией «Волшебный телефон»;

- создание и изучение правил о пользовании «Волшебным телефоном», о соблюдении ограничения по времени во время разговора с использованием песочных часов;

- ознакомление с местом расположения «Волшебного телефона».

III этап – запуск технологии.

Педагогом-психологом ведется журнал, куда записываются проблемы ребенка и дальнейшие действия в отношении коррекции его развития или поведения, а также рекомендации родителям.

Нами, педагогом-психологом в тесной работе с воспитателями получен позитивный результат от применения данной технологии.

Приведём примеры.

Один из детей, разговаривая с Человеком-пауком, пожаловался ему, что мама и папа часто ругаются, а во всех ссорах виноват ребенок. Психолог нашёл повод для встречи с мамой и деликатно проинформировал её о том, что у ребёнка, возможно, есть проблема – он испытывает чувство вины. Мама была удивлена, так как малыш никогда ей об этом не говорил. Она обещала об этом подумать.

Другой пример. Одна из девочек поведала Симке, что она сильно переживает, что её не принимают в игру Вика и Лиза, а ещё они смеются над ней. Симка посоветовала ребёнку, как себя вести, чтобы тебя приняли в игру. Психолог поговорил с воспитателем о проблемах девочки, они совместно наметили методы коррекции. Как оказалось, воспитатель об этой проблеме ребёнка даже не подозревал.

Родители детей и воспитатели отмечают, что дети охотно делятся с ними впечатлениями после каждого общения с героем по волшебному телефону и с нетерпением ждут следующей встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский телефон доверия

Информация для родителей и детей...

Телефон доверия

Уважаемые родители обращайтесь за помощью по этим телефонам...

Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Телефон доверия»

Ежегодно 17 мая в России отмечается Международный день детского телефона доверия, который призван привлечь внимание широкой общественности к необходимости усиления мер по защите детей в трудной жизнен...

телефон доверия

Конфиденциальность и бесплатность - два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тай...

телефон доверия

телефон доверия...

Конкурс детских рисунков "Телефон доверия в рисунках детей" 2020г.

С целью информирования детей и их родителей о деятельности детского Телефона доверия, повышения активности в решении психологических проблем, а также развития творческого потенциала был организован ко...