Рабочая программа кружка социально-гуманитарной направленности "Цветик-семицветик" во второй младшей группе
рабочая программа по психологии (младшая группа)
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.
Основная идея работы – интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.
Цель программы: Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
Принята на заседании Утверждена
педагогического совета приказом по МБДОУ
протокол №1 «ЦРР – детский сад «Сказка»
от 31.08.2023 г. от 31.08.2023 г. № 104
Рабочая программа
кружка социально-гуманитарной направленности «Цветик - семицветик» во второй младшей группе
Педагог - психолог
Иванюшина В.С.
Рославль, 2023
Пояснительная записка
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.
Основная идея работы – интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.
Цель программы: Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Концептуальная основа программы.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
Формы работы с детьми в рамках программы:
Групповые занятия
Продолжительность занятий во второй младшей группе – 20 минут.
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Построение программы ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.
В частности:
Вторая младшая группа - восприятие.
Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Оснащение занятий:
- Фонотека.
- Настольно-печатные игры.
- Предметные игрушки.
- Доска.
- Цветные мелки.
- Краски, карандаши, фломастеры.
- Писчая и цветная бумага.
- Строительный материал.
Принципы проведения занятий:
- Системность подачи материала.
- Наглядность обучения.
- Цикличность построения занятий.
- Доступность.
- Проблемность.
- Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- Организационный этап.
Создание эмоционального настроя в группе.
Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
- Мотивационный этап.
Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
- Практический этап.
Подача новой информации на основе имеющихся данных;
Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.
Обработка полученных навыков на практике.
- Рефлексивный этап.
Обобщение полученных знаний.
Подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа.
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине года), и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями.
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.
Особенности психологического курса
Вторая младшая группа
Содержание и наполнение курса определяется психологическими особенностями данного возраста детей.
В данном возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. У детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. Основным видом деятельности детей является игра.
Все эти особенности развития и определяют основные задачи курса:
- Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка.
- Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
- Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.
- Развивать способность подчинять свои действия правилам.
- Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости, восприимчивости.
- Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо.
- Способствовать формированию позитивной самооценки.
Возрастные особенности детей
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. |
Ведущая функция | Восприятие |
Игровая деятельность | Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие. |
Отношение со взрослыми | Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. |
Отношения со сверстниками | Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен. |
Эмоции | Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. |
Способ познания | Экспериментирование. Конструирование. |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения. |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов (цвет. Форма, размер) |
Внимание | Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета. |
Память | Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5. |
Мышление | Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки) |
Воображение | Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) |
Условия успешности | Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми. |
Новообразования возраста | Самопознание, усвоение первичных нравственных норм. |
Тематическое планирование психологических занятий
Вторая младшая группа
Октябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Знакомство | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 13 | Познакомить детей друг с другом. Создать благоприятную атмосферу на занятии. | Игрушка Зайчик, обруч, зонт, диск с детской веселой музыкой, мяч, бумажные цветы, клей, зеленый маркер, мыльные пузыри. |
2 | Давайте дружить | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 17 | Продолжать знакомство детей друг с другом. Сплотить группу. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия. | Игрушка заяц, мяч, цветные карандаши, обруч, сердечки разного размера. |
3 | Правила поведения на занятиях. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 20 | Продолжать знакомство детей друг с другом. Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения. Развитие навыков культурного общения. Развитие произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры.) | Игрушка Свинка, фигурки парных животных, мяч. Музыкальное сопровождение. |
4 | Я и моя группа | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 25 | Продолжать знакомство детей друг с другом, сплотить группу. Включить детей в ситуации взаимодействия для решения проблемных практических задач. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала. | Игрушка заяц, фигурки животных, мяч, волшебная палочка, цветные карандаши. |
Ноябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Радость | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 28 | Знакомство с эмоцией «радость». Создание благоприятной атмосферы на занятии. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. | Гномик настроение, радостные рожицы по количеству детей, фонограмма песни «Облака» В. Шаинского, веселая и грустная музыкальное произведения, клей фломастеры, картинки с изображением веселых, грустных, сердитых героев, заготовка солнышко с лучиками. |
2 | Грусть | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 32 | Знакомство с эмоцией «грусть». Создание благоприятной атмосферы на занятии. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. | Герои сказки «Курочка Ряба», гномик настроение, цветные карандаши, грустные рожицы по количеству детей, музыкальное сопровождение. |
3 | Гнев | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 36 | Знакомство с эмоцией «гнев». Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. | Гномик –настроение, игра «Угадай эмоцию», яркая коробка, газеты, «Мешочек Гнева», подушка – колотушка, сердитые рожицы, клей картинки для задания «Найди хозяйку». |
4 | Словарик эмоций | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 40 | Привлечь к эмоциональному миру человека. Обучение распознаванию и выражении. Эмоций: радость, грусть, гнев. Закрепление мимических навыков. | Картинки с изображением сказочных героев, игра «Угадай эмоцию», игра «Найди пару облачку» |
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Диагностика - 1 | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 60 | Диагностика зрительной памяти; эмоциональной сферы; внимания(концентрация, зрительное переключение); мышления (анализ, конкретизация). | Игрушка снеговик, цветные и простые карандаши, мяч, мешочек с предметами, флажки для группового задания |
2 | Диагностика - 2 | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 64 | Диагностика слуховой памяти; внимания(слуховая инструкция); мышления(обобщение, исключение); восприятия; коммуникативной сферы. | Игрушка снеговик, простые и цветные карандаши, карточки на обобщение, прямоугольники разных цветов, клей, геометрические коврики-домики, игрушки из цветной бумаги, елка. |
3 | Восприятие длины (длинный – короткий) | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 68 | Развитие восприятия длины: длинный – короткий. Развитие умения соотносить предметы по величине. | Игрушка зайчик, котенок, карандаши, кружочки красного и желтого цвета. Парные картинки на которых изображены предметы разной длины. |
4 | Восприятие величины (широкий – узкий) | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 73 | Развитие восприятия длины: широкий – узкий. Развитие умения соотносить предметы по величине. | Игрушки лягушонок, ежик, утка. Карандаши, предметные картинки разные по величине 9широкий – узкий), карточки с заданием «Найди пару». |
Декабрь
Январь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Разноцветный паровозик | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 45 | Развитие восприятие цвета. Развитие умения различать цвета, развитие навыка цветового соотнесения. Развитие мыслительной операции «обобщение» (фрукты, овощи) | Игрушки дедушка, бабушка, внучка «Аленка», конверт с письмом, муляжи фруктов и овощей, разноцветные билеты. Корзины синяя и красная. |
2 | Пригласительный билет | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 49 | Развитие восприятия формы: круг квадрат, треугольник. Развитие умения различать геометрические фигуры по цвету, размеру и форме. | Игрушки заяц, белка, лягушка, конверт с набором геометрических фигур на каждого ребенка, тазик с водой, Резиновые рыбки, большая ложка с длинной ручкой (вместо удочки), аудиозапись с лесными звуками. |
3 | Восприятие величины | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 53 | Развитие восприятия величины: большой – маленький. Развитие мыслительной операции «сравнение» | Игрушки – мама Мышь, мышата, бабочка, ежик, ворона, карточки с изображением предметов разных по величине. Карточки с изображением животных и их детенышей. |
4 | «Здравствуй, зима!» | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 57 | Развитие познавательных психических процессов. Обобщение пройденного материала. | Игрушка заяц. Предметы: снежинки, снеговик, санки, мешок, рисунок с домиками снеговика, картинки с двумя разными снеговиками, снежинки на каждого ребенка по 2 шт. музыкальное сопровождение. |
Февраль
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Сказка «Сбежавшие игрушки» | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 78 | Развитие навыков общения. Воспитание бережного отношения к своим вещам, игрушкам. Развитие познавательных психических процессов. | Текст сказки М. Морозовой «Сбежавшие игрушки», игрушки для сказки. Материал для задания «Положи мячик», цветик -семицветик, Д/И «Найди лишнее» |
2 | Сказка «Теремок» | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 84 | Развитие навыков общения. Развитие познавательных психических процессов. | Игрушки – домашние и дикие животные, теремок для сказки. д/И «Большой – маленький», загадки, игрушки для отгадок. |
3 | К.И. Чуковский «Федорино горе». | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 90 | Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. Развитие познавательных психических процессов. | Бумажные тарелки с начатым узором по краю, текст сказки «Федорино горе», карточки с изображением посуды, цветок сказок, детская посудка. |
4 | Л.Ф Воронкова «Маша – растеряша» | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 98 | Воспитание бережного отношения к своим вещам. Развитие познавательных психических процессов. | Д/И «Сороконожка», предметные картинки с изображением парной обуви, кукла Маша. Мяч, музыкальное сопровождение. Текст сказки «Маша – растеряша» |
Март
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Мальчики - одуванчики | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 104 | Развивать умение различать индивидуальные особенности (пол, внешность, лицо, походка). Развивать невербальное и вербальное общение. Развивать навыки самоконтроля. | Дарц, черно-белые заготовки открыток на каждого ребенка, цветные карандаши, карточки с изображением транспорта, музыкальное сопровождение. Две куклы (девочка и мальчик) |
2 | Девочки – припевочки. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 108 | Развивать умение различать индивидуальные особенности (пол, внешность, лицо, походка). Развивать невербальное и вербальное общение. Развивать чувство потребности у детей радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним. | Две куклы (девочка и мальчик), музыкальное сопровождение. Карточки для игры «Уборка» , муляжи фруктов и овощей. Две корзинки и кастрюли, магниты, бусы, цветы, сумочка. |
3 | Сказка «Три медведя» | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 113 | Развитие эмпатии. Развитие познавательных психических процессов. | Игрушка медвежонок. Д/И «Найди лишнее», текст сказки «Три медведя» |
4 | День смеха | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 130 | Развивать воображение. Развивать интерес детей к окружающему миру. Развивать творческое мышление. | Лист с изображением контура петуха с цветным хвостом. |
Апрель
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Сказка «Репка» дружба, взаимопомощь. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 117 | Способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи. Создавать нравственные основы личности ребенка. Развитие познавательных психических процессов. | Волшебный цветок, разрезная картинка к сказке «репка», герои сказки для показа. |
2 | Страна Вообразилия. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 121 | Развивать фантазию и воображение. Формировать интерес к творческим играм. | Конверт с приглашением, рисунки к сказкам, «Чудо-дерево», карточки |
3 | Итоговая диагностика -1 | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 140 | Диагностика коммуникативной сферы детей, мышления, внимания, зрительной памяти. | Рабочие тетради, цветные и простые карандаши, карточки с заданием, мяч. |
4 | Итоговая диагностика - 2 | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 143 | Диагностика коммуникативной и эмоциональной сфер, мышления, внимания. | Рабочие тетради, цветные и простые карандаши, карточки с заданием, мяч. |
Литература
- Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет / автор составитель И.А. Пазухина – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
- Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет / автор составитель И.А. Пазухина – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
- Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогическихз занятий для дошкольников 3-4 лет / под ред. Н.Ю. Куражевой. – СПб.: Речь, 2014
- Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогическихз занятий для дошкольников 4-5 лет / под ред. Н.Ю. Куражевой. – СПб.: Речь, 2014
- Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогическихз занятий для дошкольников 5-6 лет / под ред. Н.Ю. Куражевой. – СПб.: Речь, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. КРУЖКА «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ) НА 2016-20
Дети по своей природе – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, чт...

Рабочая программа кружка "Разноцветный мир" с детьми второй младшей группы
Кружок "Разноцветный мир"...

Рабочая программа кружка по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Отчего и почему?»
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. У детей 3—4 лет ярко проявляется любопытство....

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности «ВЕСНУШКИ» 2 младшая группа
Пояснительная записка«Роль и целесообразность театрализованной деятельности в развитии дошкольника». Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соотв...

Рабочая программа кружка "В гостях у сказки" вторая младшая группа
laquo;Роль и целесообразность театрализованной деятельности в развитии дошкольника».Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС...

Рабочая программа кружка по ПДД "Светофорик" во второй младшей группе
Формирование навыков безопасного поведения на дорогах....

Рабочая программа кружка социально-гуманитарной направленности «Цветик - семицветик» в средней группе
Цель:Цель:Создание условий для естественного психологического развития ребенка. Задачи: Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.Развитие коммуникативных умен...
