Рабочая программа кружка социально-гуманитарной направленности «Цветик - семицветик» в средней группе
рабочая программа по психологии (средняя группа)
Цель:Цель:
Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
Принята на заседании Утверждена
педагогического совета приказом по МБДОУ
протокол №1 «ЦРР – детский сад «Сказка»
от 31.08.2024 г. от 31.08.2024 г. № 104
Рабочая программа
кружка социально-гуманитарной направленности «Цветик - семицветик» в средней группе
Педагог - психолог
Иванюшина В.С.
Рославль, 2024
Пояснительная записка
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.
Основная идея работы – интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.
Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»
Цель:
Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Концептуальная основа программы.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
Формы работы с детьми
в рамках программы «Цветик-семицветик»
Групповые занятия
Продолжительность занятий в средней группе – 20 минут.
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.
В частности:
4 – 5 лет – восприятие, эмоциональная сфера.
Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Оснащение занятий:
- Фонотека.
- Настольно-печатные игры.
- Предметные игрушки.
- Доска.
- Цветные мелки.
- Краски, карандаши, фломастеры.
- Писчая и цветная бумага.
- Строительный материал.
- Ковёр.
- Рабочие тетради.
Принципы проведения занятий:
- Системность подачи материала.
- Наглядность обучения.
- Цикличность построения занятий.
- Доступность.
- Проблемность.
- Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- Организационный этап.
Создание эмоционального настроя в группе.
Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
- Мотивационный этап.
Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
- Практический этап.
Подача новой информации на основе имеющихся данных;
Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.
Обработка полученных навыков на практике.
- Рефлексивный этап.
Обобщение полученных знаний.
Подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа.
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (В середине года), и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями.
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и «круглых столов».
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КУРС
«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту.
- Повышение познавательной активности. В занятие включены темы посвященные свойствам предметов и исследовательской деятельности детей.
- Совершенствование сенсорной функции. К этому возрасту ребенок:
- Правильно дифференцирует цвета и оттенки
- Называет названия шести основных цветов
- Различает и называет основные геометрические фигуры, включая прямоугольник и овал
- Различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед
- Умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте
- Узнает бытовые предметы на ощупь
- Улучшается слуховое внимание и восприятие
Поэтому на занятиях дети знакомятся с «помощниками»: глазками. Носиком, ротиком, ушками, ножками и ручками.
- Активное развитие всех сфер психики ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, коммуникации, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного мышления (картинки-нелепицы), эмоциональной сферы (добавляется знакомство с эмоциями страха и удивления), воображения (дорисовать рисунок, придумать название).
- Появление сюжетно-ролевой игры. Занятие дополняются активными совместными играми, динамическими паузами, во время которых дети учатся принимать сюжет и правила игры.
Задачи психологического курса для детей 4-5 лет:
- Создавать условия для проявления познавательной активности.
- Способствовать самопознанию ребенка.
- Совершенствовать коммуникативные навыки.
- Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости.
- продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увлечение количества правил.
- создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.
- Формировать умение подчинять свое поведение нравственным нормам.
Возрастные особенности детей 4-5 лет:
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении, познавательная активность |
Ведущая функция | Наглядно-образное мышление |
Игровая деятельность | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Эмоции | Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. |
Способ познания | Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. |
Внимание | Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов |
Память | Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. |
Мышление | Наглядно-образное |
Воображение | Репродуктивное, появление творческого воображения |
Условия успешности | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразование возраста |
|
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по программе «Цветик-семицветик» детей 4 – 5 лет.
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Знакомство | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 11 |
| игрушка Зайчик (кукла бибабо), музыкальное сопровождение, мяч, бумажные лепестки цветов, клей-карандаш каждому, зеленый маркер, заготовка поляны с образцом цветка. |
2 | Давайте дружить. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 13 | 1. продолжить знакомство детей друг с другом; 2. сплотить группу; 3. сформировать положительное отношение к содержанию занятия. | игрушка Заяц (бибабо), мяч, цветные карандаши, бланки с заданиями, колокольчик |
3 | Волшебные слова. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 15 | 1. продолжить знакомство; 2. развитие навыков культурного общения;
| мяч, резиновые или мягкие игрушки: белочка, зайчик, кошка, послание (см. ниже), бланки с заданиями, простые карандаши. |
4 | Правила поведения на занятиях. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 17 |
| игрушка Буратино, карточки с изображением разных поведенческих ситуаций «что хорошо, что плохо» (настольно-печатная игра «Что хорошо, что плохо»), бланки с заданиями, цветные карандаши. |
5 | Радость, грусть | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 20 |
| бланки с заданиями, цветные и простые карандаши, карандашики настроения, игрушка Притворщик (либо другой вариант для отработки схематичного изображения эмоции), грустные и веселые пиктограммы, картинки с изображением веселых и грустных персонажей, пейзажи в разной цветовой гамме, облака радостное и грустное, музыкальное сопровождение. |
6 | Гнев | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 22 |
| сердитое облако, сердитый карандаш, бланки с заданиями, цветные и простые карандаши, игрушка Притворщик (либо другой вариант для отработки схематичного изображения эмоции), сердитые пиктограммы, картинки с изображением веселых, грустных, сердитых персонажей, музыкальное сопровождение П.И.Чайковский «Баба-яга», «подушка – колотушка», «мешочек для крика», «коробочка гнева». |
7 | Удивление | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 24 |
| удивленное облако, удивительный карандашик, бланки с заданиями, цветные и простые карандаши, игрушка Притворщик (либо другой вариант для отработки схематичного изображения эмоции), удивленные пиктограммы, газета, музыкальное сопровождение |
8 | Испуг | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 26 |
| испуганное облако, испуганный карандаш, бланки с заданиями, цветные и простые карандаши, игрушка Притворщик (либо другой вариант для отработки схематичного изображения эмоции), испуганные пиктограммы, музыкальное сопровождение |
9 | Спокойствие | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 28 | 1. развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров; 2. привлечение внимания к эмоциональному миру человека. | спокойное облако, спокойный карандаш, бланки с заданиями, цветные и простые карандаши, игрушка Притворщик (либо другой вариант для отработки схематичного изображения эмоции), спокойные пиктограммы, музыкальное сопровождение, задание «Логический квадрат» формата А3, |
10 | Словарик эмоций | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 29 |
| бланки с заданиями, простые и цветные карандаши, музыкальное сопровождение, облака с разными эмоциями, пары облаков с одинаковыми эмоциями, разрезные картинки «цветные облака» (по количеству детей), сказочные герои с разными настроениями (игра «Угадай эмоцию») |
11 | Праздник Осени | По плану педагога-психолога | ||
12 | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 32 |
| знаки, обозначающие сенсорные признаки предметов, группы предметов (цвет, форма, размер), загадки (картинки и обозначения), «поле чудес» (поле с 6 предметами разных цветов, форм и размеров)., карточки «найди пару», бланки с заданиями, простые и цветные карандаши, кукла Незнайка. |
13 | Восприятие свойств предметов. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 33 |
| игрушка Филин, схема «свойства предметов», бланки с заданиями для каждого, цветные и простые карандаши, мяч, жаба и бабочка нарисованные на карточках, карточки «Найди лишний» (на тактильное восприятие), коврики – фигуры, музыкальное сопровождение. |
14 | Диагностика 1 | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 35 | 1. диагностика зрительной памяти; 2. диагностика мышления (мыслительная операция анализ, исключение, обобщение); 3. диагностика внимания (концентрация, распределение); 4. диагностика и развитие коммуникативных навыков. | игрушка Мышка, бланки для ответов каждому ребенку, цветные и простые карандаши, пособия для диагностики мыслительных операций обобщение, исключение (карточки) |
15 | Диагностика 2 | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 37 | 1. диагностика слуховой памяти; 2. диагностика внимания (распределение); 3. диагностика воображения;
| игрушка Мышка; игрушечная елка, украшенная шариками; бланки для ответов каждому ребенку; цветные и простые карандаши. |
16 | Новогодний праздник | По плану педагога-психолога | ||
17 | Мои помощники глазки. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 39 | 1. совершенствование восприятия; 2. закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств; 3. тренировка зрительных ощущений 4. развитие зрительного внимания; 5. развитие зрительной памяти; 6. активизация творческой активности. | нарисованная фигурка человечка с большими глазами (либо любой другой сказочный персонаж с большими глазами); корзинка, в которой лежат игрушки и разные предметы; бланки с заданиями; цветные карандаши; мячик; картинки с контурным изображением ножниц, утюга, елки, гриба, зайца, рыбы. |
18 | Мой помощник носик. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 42 | 1. совершенствование восприятия; 2. закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств; 3. тренировка обоняния; 4. активизация творческой активности; | фигурка человечка с большим носом; коробочки с запахами (:кофе, цветы, чеснок, хвоя, апельсин, ваниль или корица, мята); цветные карандаши; бланки с заданиями; настольно-печатная игра «Ароматы». |
19 | Мой помощник ротик. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 44 | 1. совершенствование восприятия; 2. закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств; 3. тренировка вкусовых ощущений 4. активизация творческой активности; | фигурка человечка с длинным языком; тарелка с кусочками разных по вкусу продуктов; зубочистки; карточки с изображениями тех же самых продуктов, что и на тарелке; карточки с надписями (горький, кислый, сладкий, соленый); бланки с заданиями; цветные карандаши. |
20 | Мои помощники ушки. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 47 | 1. совершенствование восприятия; 2. закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств; 3. тренировка слуховых ощущений; 4. развитие слухового внимания; 5. развитие слуховой памяти; 6. активизация творческой активности. | аудиозаписи «Волшебный лес», «Домашняя песенка»; набор карточек «Домашние животные»; цветные карандаши: синий, желтый, коричневый (на каждого ребенка); бланки с заданиями с изображением «деревеньки» Ушастика; нарисованная фигурка человечка с большими ушами; шкатулка; корзина с музыкальными инструментами. |
21 | Мои помощники ручки. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 50 | 1. совершенствование восприятия; 2. закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания; 3. тренировка тактильных ощущений; 4. формирование позитивной мотивации общения. | фигурка человечка с большими руками; дощечки 15х10 см, на них наклеены: искусственный мех, фотобумага, спички, веревка в виде змейки, капли воска, бархатная бумага; схема кабинета; мешочек; бланки с заданиями; цветные карандаши. |
22 | Мои помощники ножки. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 52 | 1. совершенствование восприятия; 2. развитие двигательной активности; 3. формирование позитивной мотивации общения. | фигурка человечка с большими ногами; бланки с заданиями; цветные карандаши. |
23 | Из чего же сделаны наши мальчишки? | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 55 |
| бланки с заданиями, цветные и простые карандаши, карточки для игры «Изобрази» (самолет, поезд, машина, корабль), мяч, карточки для задания «Спортсмены» |
24 | Из чего же сделаны наши девчонки? | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 57 | 1. развитие коммуникативных навыков; 2. закрепление знаний об особенностях поведения девочек; 3. способствовать формирования доброжелательного отношения к маме, бабушке, сестре, тете; | бланки с заданиями, цветные и простые карандаши, игрушка цветок, игра «клумба» (обруч, вырезанные из цветного картона колокольчики, ромашки и тюльпаны), музыкальное сопровождение, карточки с отгадками загадок |
25 | Страна Вообразилия | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 59 | 1. развивать воображение; 2. продолжать формировать вербальное общение; умение слушать; 3. развивать восприятие, внимание, память, наглядно-образное мышление; 4. развить мелкую и общую моторику; 5. развитие самосознания. | игрушка гномика, сказка «Путаница», изображение животных с перепутанными частями тела, бланки с заданиями, простые и цветные карандаши, |
26 | Прогулка по городу | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 63 |
| гость инопланетянин (любая необычная игрушка), разрезная картинка «Летающая тарелка» (части по количеству детей), карточки с изображением различных продуктов, карточки с заданием «назови одним словом» |
27 | Здравствуй, Весна! | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 65 | 1. развить воображение; 2. на основе знаний детей о весенних явлениях в природе развивать познавательные психические процессы; 3. развить умение выразительно передавать разнообразие весенней природы в пластике движений, слов. | сюжетные картинки «Зима», «Весна», карточки с изображением перелетных птиц, бланки с заданиями, карандаши. |
28 | День смеха | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 68 | 1. развить воображение; 2. развить творческое мышление. | игрушка Клоун, магнитофон, песня «Цирк» В.Шаинский, поет Олег Попов, карточки с изображением геометрических фигур разных по цвету, форме и величине, кольца красного, зеленого и желтого цветов, задания на бланках, карандаши. |
29 | В гостях у сказки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 69 | 1. развить воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность; 2. закрепить знание содержания сказок; 3. развить творческое мышление. | игрушки сказочных персонажей: Буратино, Красная Шапочка, Царевна-Лягушка, сундучок, лабиринт, карточки из игры «Логический поезд», разрезная картинка «Царевна-лягушка», карандаши, бланки с заданиями. |
30 | Диагностика 1 | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 71 | 1. диагностика зрительной памяти; 2. диагностика мышления (мыслительная операция анализ, исключение, обобщение); 3. диагностика внимания (концентрация, распределение); 4. диагностика и развитие коммуникативных навыков. | игрушка Медвежонок, бланки для ответов каждому ребенку, цветные и простые карандаши, пособия для диагностики мыслительных операций обобщение, исключение.(карточки) |
31 | Диагностика 2 | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 73 | 1. диагностика слуховой памяти; 2. диагностика мышления (исключение, зрительный синтез, установление причинно-следственных связей); 3. диагностика внимания (слуховая инструкция, концентрация, переключение); 4. диагностика и развитие коммуникативных навыков. | игрушка Медвежонок; бланки для ответов каждому ребенку; цветные и простые карандаши, магнитофон, колокольчик, бубен. |
Литература
- Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет / автор составитель И.А. Пазухина – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
- Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет / автор составитель И.А. Пазухина – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
- Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогическихз занятий для дошкольников 3-4 лет / под ред. Н.Ю. Куражевой. – СПб.: Речь, 2014
- Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогическихз занятий для дошкольников 4-5 лет / под ред. Н.Ю. Куражевой. – СПб.: Речь, 2014
- Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогическихз занятий для дошкольников 5-6 лет / под ред. Н.Ю. Куражевой. – СПб.: Речь, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение по английскому языку "Цветик-семицветик" для средней группы
Цветик-семицветик Цель: создать эмоционально положительное настроение, развивать воображение и творческие способности, пробудить интерес к изучению английского языка Задачи: – автоматизироват...
План работы кружка «Цветик –семицветик» в средней группе. Составила воспитатель высшей квалификационной категории
План работы кружка ...

Конспект художественно-продуктивной деятельности в рамках реализации ПДО «Цветик-семицветик» в средней группе "Колючий ежик"
Ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования «печать мятой бумагой». ( Для передачи особенностей покрытия тела ежа)....

Сценарий праздника "Цветик семицветик" для средней группы
Сценарий праздника "Солнышко лучистое" для средней группы посвящен встрече весны и проводится в конце апреля...

Сценарий праздника 8 марта «Цветик-семицветик» для средней группы
Сценарий праздника 8 марта «Цветик-семицветик» для средней группыПод веселую музыку дети входят в зал встают врассыпную. Дети:1- Первым солнечным лучом...

Конспект занятия по развитию речи «Цветик- Семицветик» для средней группы
Цель: выявить уровень знаний, умений и навыков детей средней группы. Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа. Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с про...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по математике «Цветик-семицветик» в средней группе (с использованием интерактивной доски)
формирование представлений о цифрах 1-7 с использованием современных технологий....
