как помочь ребенку адаптироваться
консультация по психологии (младшая группа)

Мартиросова Рузанна Аркадьевна

как помочь ребенку адаптироваться

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_rebenku_adaptirovatsya.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Как помочь ребенку адаптироваться»

Подготовила педагог-психолог:

Мартиросова Р. А

Перед тем, как отправить ребенка в сад, родителей одолевает неизвестность. Именно неизвестность прежде всего пугает их. Они задают друг другу десятки тревожных вопросов: как ребёнка встретят? Как он сможет справиться с туалетом  одеждой? Не останется ли голодным? Не будет ли плакать? Не заболеет ли? Какие люди будут о нём заботиться? Как они будут выполнять свои обязанности – по принуждению или с любовью к детям?

Опасения родителей имеют основания. Когда ребёнок приходит в детский сад, резко меняются условия его жизни: режим дня, температура помещения, требования к одежде, характер питания, воспитательные воздействия, стиль общения с окружающими. Всё это действует на малыша.

Медики, педагоги, психологи отмечают: период адаптации к дошкольному учреждению требует от ребёнка большого нервного напряжения. Поэтому иногда период адаптации проходит настолько тяжело, что ребёнок заболевает. Родители ищут причину болезни и находят её обычно в простуде, инфекции. Но, как показывает опыт, нередко ребёнок начинает болеть не потому, что он простудился или подхватил инфекцию, - чаще всего

болезнь ответная реакция ребёнка на психоэмоциональное напряжение, которая угнетает защитные силы организма, причём тем сильнее, чем возбудимее ребёнок Обычно

здоровые дети привыкают к новым условиям за несколько дней, и таких последствий у них не возникает. Стрессовые ситуации подстерегают именно неподготовленного ребёнка в любой новой для него обстановке.

Поступление в детский сад – серьёзный шаг для всей семьи. И надо готовиться к этому шагу всей семьёй.

Дошкольное учреждение способно обеспечить развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, обогащение сенсорного опыта, развитие игровых и познавательных интересов.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагогов, принимать к сведению их наблюдения и пожелания. Необходимое условие успешной

адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение их подходов к ребёнку в семье и детском саду с учётом его индивидуальных особенностей.

Дома родители должны придерживаться режима дошкольного учреждения (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное пребывание на свежем воздухе, с учётом врачебных и педагогических рекомендаций.

Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребёнком – особенно ласковым.

Родителям необходимо рассказывать ребёнку, что такое детский сад, зачем дети ходят туда, почему родители хотят, чтобы малыш посещал детский сад. Целесообразно проводить с ребёнком примерно такие беседы: «Детский сад – это такой красивый

большой дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Мы бы очень хотели, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду всё приспособлено для детей: там маленькие столы и стульчики, маленькие шкафчики, много красивых игрушек. В саду очень весело и интересно».

Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку о том, как ему повезло, что он может сюда ходить.

Учите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, услуги другим детям.

Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания – и ему будет проще отпустить вас.

Помните, что на привыкание к детскому саду может уйти до полугода. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых от сможет построить отношения. Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребёнка по именам.

Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Илюше… Поощряйте обращение вашего ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом.

В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени – компенсируйте его качеством общения: чаще обнимайте ребёнка, интересуйтесь его успехами и неудачами, отмечайте любые изменения в его настроении.

Если через месяц ваш ребёнок ещё не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.

РЕБЁНОК ПОСТУПАЕТ В ДЕТСКИЙ САД ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. ПРИУЧАЙТЕ РЕБЁНКА К РЕЖИМУ.

Старайтесь, чтобы ребёнок как можно больше был на свежем воздухе (не менее четырёх часов зимой и весь световой день летом, постоянно проводите массаж и гимнастику, закаливающие процедуры. Если у малыша плохой аппетит, не кормите его насильно.

Постарайтесь приблизить домашний рацион к рациону детского сада. Исключите из питания ребёнку протёртую пищу.

  1. КАК УПРАВЛЯТЬСЯ С ОДЕЖДОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО?

Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и

удобными, без лишних застёжек и пуговиц, обувь на липучках или на молниях. Освоить шнурки ребёнку трудно, поэтому пусть учится завязывать их дома без спешки. Шапку и шарф лучше заменить шапкой-шлемом – и шею не надует, и надевать намного проще.

Вместо рубашки приготовьте водолазку, вместо кофты – свитер. В общем, главное, чтобы ребёнок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.

Чтобы ребёнку было легко убирать свои вещи, позаботьтесь о петельках на

одежде, удобных для ребёнка. Сделайте маркировку одежды. Целесообразно указать не только имя и фамилию ребёнка, но и условный символ (цветок, бабочка, шарик и т. д., познакомить с ним малыша, чтобы он легко узнавал свою одежду. Дома организуйте вешалку для верхней одежды так, чтобы она была доступна малышу и он сам мог самостоятельно после прогулки вешать свои вещи. Не делайте этого за ребёнка, но

наблюдайте за выполнением требования, помогайте ему, напоминайте, хвалите за то, что он сам, без напоминания убирает свои вещи на место.

Перед сном поставьте стульчик возле кроватки ребёнка, стульчик для

одежды. Приучайте его снимать одежду самостоятельно и складывать её на стульчике, а утром надевать чистую одежду, которую вы приготовили. Стремитесь, чтобы ребёнок знал названия одежды, правильно указывал на неё. Когда ребёнок одевается или

раздевается, постарайтесь находиться рядом с ним. Поощряйте, используйте игровые приёмы (мишка смотрит, как ты сам одеваешься, хочет у тебя научиться). При необходимости помогайте ребёнку советами, выраженными в спокойном тоне. Не торопите ребёнка, сохраняйте спокойствие: навык самообслуживания требует усилий, терпения и многократных упражнений. Предоставьте ребёнку возможность овладевать необходимыми навыками.

  1. НАБЛЮДАЙТЕ ЗА ТЕМ, КАК У НЕГО СКЛАДЫВАЮТСЯ НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ.

Культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, после загрязнения; насухо вытирать лицо и руки полотенцем; вытирать нос, пользоваться индивидуальными

предметами (полотенце, носовой платок, горшок) ; вытирать ноги у входа; опрятно есть, тщательно пережёвывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой.

  1. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ.

Здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность; выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении; не топтать зелёные насаждения, бросать мусор в предназначенные для этого места; аккуратно пользоваться туалетом, умывальником; не выходить из-за стола, не окончив еды, после неё говорить «спасибо»; не кричать, не мешать другим детям во время игр, за столом, в спальне, при одевании и раздевании.

  1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ.

Проявлять внимание, сочувствие к сверстникам (делиться игрушками, уступать, отзываться на просьбу другого ребёнка, помогать ему; называть по имени и отчеству своих воспитателей, няню, знать своё имя; бережно относиться к вещам и игрушкам.

  1. ИГРА.

Спокойно и самостоятельно играть, доброжелательно и с симпатией относиться к товарищам по игре; играть вместе с другими детьми, совместно с другими детьми пользоваться игрушками.

Малыш может принести в группу любимые игрушки, книжки или милые пустячки, с которыми он не растаётся. Это поможет ребёнку легче и безболезненно привыкнуть к

дошкольному учреждению, и скоро малыш с удовольствием будет посещать детский сад, ждать встречи с новыми друзьями, игрушками.

ПРИГОТОВЬТЕ «ПРИДАНОЕ» ДЛЯ РЕБЁНКА

Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал, первое время он может брать с собой из дома в детский сад игрушку, которой «покажет», где его кроватка, стол, какие игрушки в группе, познакомит с детьми. Кроме того поможет пережить разлуку фотоальбом с

фотографиями детей и их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини эссе: "Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду".

Знак       Знакомство   ребёнка с миром, где он остаётся один на  один со сверстниками, не может немедленно прибегнуть к защите (а порой просто совету, ласке мамы, папы, бабуш...

Как помочь ребенку адаптироваться к ДОУ

Информационный буклет для родителей вновь поступающих детей. Предлагаются советы по организации работы родителей с ребенком раннего и младшего дошкольного возраста в период подготовки к поступлению в ...

«Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?»

Большинству детей бывает крайне тяжело адаптироваться к детскому саду.Чтоб не травмировать психику ребенка во время адаптации, важно полное взаимопонимание родителей и воспитателей....

Консультация для родителей: «Как помочь ребенку адаптироваться к яслям?»

Даны рекомендации для родителей по прохождению адаптации детей, пришедших в ясельную группу. Описаны этапы адаптации....

Как помочь ребенку адаптироваться к яслям?

Трудности адаптационного периода.Какие факторы влияют на успешность привыкания ребенка к яслям?Как помочь ребенку адаптироваться к яслям?...