КАРТОТЕКА игр для развития речи, мышления, внимания, воображения.
картотека по психологии
КАРТОТЕКА игр для развития речи, мышления, внимания, воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_dlya_razvitiya_rechi_myshleniya_vnimaniya_voobrazheniya.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №163 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
КАРТОТЕКА
игр для развития речи, мышления, внимания, воображения.
Составитель: педагог-психолог Гамилова М.Г.
- Игра: «Кто больше...»
Цель: Развитие мышления, формирование умения выделять различные признаки предмета, смотреть на предмет с различных точек зрения, обогащать словарь.
Инструкция: Я покажу (впоследствии — назову) предмет. А ваша задача — назвать как можно больше признаков предмета (каков он).
Для детей 4 лет (Цвет, размер, форма, масса, качество поверхности, вкус, функция)
1. Карандаш
2. Мел
3. Яблоко
Для детей 5 лет (Цвет, размер, форма, масса, качество поверхности, температурные особенности, блеск, материал, твердость/мягкость, крепкость/хрупкость, функция...)
1. Линейка
2. Лист дерева
3. Лимон
4. Ключ
5. Ладонь человека
Для детей 6 лет
1. Книга
2. Мел
3. Хлеб
4. Дерево
5. Мальчик
- Игра «Сравни».
Цель: Развитие мышления, формирование умения строить фразы, развитие репродуктивного воображения.
Инструкция: Я назову (покажу) вам предмет, а вы назовите предмет, сходный с данным по какому-либо признаку (но назовите и отличие этих предметов).
Для детей 4 лет
1. Карандаш (Цвет, размер, форма, вкус, функция...)
2. Мел (Белый, маленький, прямоугольный, для рисования...)
3. Яблоко (Желтое, большое, круглое, тяжелое, сладкое...)
Для детей 5 лет
1. Линейка (Цвет, размер, форма, масса, вкус, материал, качество поверхности, функция...)
2. Лист дерева (зеленый, маленький, удлиненный, шершавый, растет на дереве, часть дерева...)
3. Лимон
4. Ключ
5. Ладонь человека
Для детей 6 лет
1. Книга (цвет, размер (длина, ширина, высота), форма, масса, вкус, материал, твердость, крепость, качество поверхности...)
2. Мел
3. Хлеб
4. Дерево
5. Мальчик
- Игра: «Комплект».
Цель: Развитие способности выделять признаки, способности сравнивать, развитие воображения и речи.
Инструкция:
1-й вариант: Я назову вам несколько признаков предмета. Ваша задача — определить и назвать предметы, обладающие данным набором признаков.
Для детей 4 лет
1. Круглое, желтое...
2. Маленькая, синяя...
3. Большой, квадратный, белый..
Для детей 5 лет
1. Пушистая, рыжая...
2. Сладкая, желтая, маленькая...
3. Деревянный, длинный, новый..
Для детей 6 лет
1. Высокий, прямоугольный...
2. Мягкий, ароматный, круглый...
3. Трусливый, быстрый...
4. Тяжелый, деревянный, большой...
2-й вариант: Добавьте несколько признаков к данным, чтобы по ним можно было точно назвать предмет
Пушистая, рыжая, хитрая, крадет кур... (лиса)
Пушистая, рыжая, домашняя, ловит мышей... (кошка)
Пушистая, рыжая, на дереве живет, орехи грызет... (белка)
Высокий, прямоугольный, предназначенный для жилья... (дом)
Высокий, прямоугольный, поддерживает провода... (столб)
Высокий, прямоугольный, деревянный, предназначенный для хранения одежды...(шкаф)
3-й вариант: Назовите предмет, обладающий противоположными признаками одновременно.
1. Выключатель — включает и выключает свет
2. Вокзал — служит для отправления и прибытия поездов
3. Ночь — заканчивает и начинает день
4. Дверь — служит для сообщения комнаты с внешним миром и для отделения от него
- Игра: «Звено».
Цель игры: Развитие способности к анализу и синтезу, способности выделять признаки предметов, сравнивать их, развитие воображения и речи.
Инструкция:
1-й вариант: Я назову вам два предмета. Ваша задача — найти предмет, обладающий каким-либо признаком одного и каким-либо признаком другого предмета одновременно. Это — своего рода связка, звено, между двумя названными предметами. Например: Автомобиль и лопата. Недостающее звено — экскаватор, т.к. он является машиной (как автомобиль) и предназначен для копания (как лопата).
1. Сапог и зонт
2. Ботинок и веревка
3. Корабль и ледоруб
4. Печатная машинка и калькулятор
2-й вариант: Назовите три таких предмета, чтобы один из них обладал какими-либо свойствами двух оставшихся одновременно.
- Игра «Продолжи ряд».
Цель: Развитие мышления, умения устанавливать логические связи, выделять существенные признаки, обобщать по существенным признакам.
Инструкция: Я назову вам несколько слов (одно слово), а вы попробуете продолжить тот ряд слов, который я начала.
1. чашка, тарелка........
2. синий, красный........
3. шкаф..................
4. большой...............
5. печальный.............
6. старик................
7. планета...............
8. учитель...............
9. звук..................
10. объем.................
11. городской.............
12. вид...................
- Игра: «Причина».
Цель: Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и отражать их с помощью синтаксических конструкций, развитие широты мышления, развитие воображения, развитие речи.
Инструкция: Я опишу вам ситуацию (событие, что случилось), а вам надо объяснить (догадаться) по какой причине это произошло.
Для детей 3 лет
1. Чашка разбилась...
2. Под елкой лежит мешок подарков...
3. Мальчик весело смеется...
4. Землю покрыл снег...
5. Стало светло...
Для детей 4 лет
1. У Саши были мокрые ноги...
2. Мама похвалила девочку (мальчика)...
3. Появились листочки на деревьях...
4. Озеро замерзло...
5. Небо стало розовым...
Для детей 5 лет
1. Девочка попросила прощения у бабушки...(мальчик)
2. Мальчик заболел...(девочка)
3. Птицы улетели...
4. На улице мороз...
5. Полил цветочный дождь...
Для детей 6 лет
1. Дети разделились на команды...
2. Мальчик пришел домой абсолютно мокрый...
3. Дерево оказалось без единого листочка...
4. Лужи покрылись льдом...
5. У чайника из носика вырывается пар...
6. Небо окрасилось в зеленоватый цвет...
7. Я стал сильным (умным)...
7. Игра: «Ошибка».
Цель: Развитие внимания, привлечение внимания к звучащей речи, развитие анализа и контроля.
Инструкция: Я буду говорить вам разные предложения - (тексты), и если вы заметите ошибку, то надо исправить ее и объяснить, почему вы так считаете.
Для детей 3 лет
1. Можно одному переходить дорогу.
2. Мышка ловит кошку.
3. Лиса боится курицы.
4. Теремок раздавил петушок.
5. Колобка испек дедушка.
6. Снег идет летом.
7. Книги для того, чтобы в них рисовать.
Для детей 4 лет
1. Мыть руки вредно для здоровья.
2. Кто сильней, тот чаще дерется.
3. Заячью избушку занял волк.
4. Буратино — это злой волшебник.
5. После зимы наступает лето.
6. Осенью листья распускаются.
Для детей 5 лет
1. Добрым всегда труднее.
2. Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
3. Карлсон жил в маленьком домике у леса.
4. Красная Шапочка несла бабушке сметану и яблоки.
5. Все птицы осенью улетают на юг.
6. Если на деревьях есть листья, то это лето.
Для детей 6 лет
1. Если ты не будешь никого обижать, то все подумают, что ты трус.
2. Лучше, если сложную работу будут делать другие.
3. В сказках бывают только необычные герои.
4. Если в истории хороший конец, то это сказка.
5. Если замерзли лужи, значит, наступила зима.
6. Птицы улетают на юг, потому что им холодно.
8. Игра: «Ого! Хи-хи!» (идея Дж. Родари).
Цель: Развитие воображения, развитие речи, снятие эгоцентризма, формирование умения учитывать другую точку зрения, формирование умения пользоваться приемом контраста.
Инструкция: Как вы думаете, 30 — это много или мало? 30 автомобилей — ОГО! Это много. А 30 волос на голове? ХИ-ХИ! Это мало. Назовите количество, которое можно было бы считать и большим и малым. От чего это будет зависеть?
1. Два зуба и два носа.
2. Семь ног и семь снежинок...
3. Четыре кровати в комнате и четыре листика на дереве...
4. Сто картинок и сто секунд...
5. Десять человек за столом и десять человек в городе...
6. Два гриба под деревом и два гриба в корзине...
9. Игра: «Цепочка».
Цель: Развитие воображения, развитие способности ставить себя на место другого, развитие речи.
Инструкция:
1-й вариант:
Вспомните (послушайте) историю о... Попробуйте рассказать ее не от авторского лица, а от лица другого героя...
1. Курочка Ряба
- от лица деда
- от лица бабки
- от лица мышки
- от лица яичка
- от лица стола
- от лица пола
- от лица солнышка в окошке
2. Репка
- от лица каждого из персонажей
- от лица репки
- от лица грядки
- от лица хвостика репки
- от лица корня репки
3. Колобок
- от лица каждого из персонажей
- от лица носа лисы
- от лица тропинки
- от лица печки, в которой пекли колобок
2-й вариант:
Инструкция: Я опишу вам ситуацию (расскажу историю), а вы попробуйте рассказать ее от имени тех предметов и явлений, которые в этой ситуации (истории) встречаются.
1. Девочка поливает цветок.
2. Идет дождь. По лужам бредет щенок.
3. Встает солнце. Поет петух. Подсолнух поднимает свою головку.
4. Вечер. Горит фонарь. Снегопад. Во дворе дворник убирает снег.
5. Лес. Под елью сидит заяц. Вдали мелькает рыжий хвост.
6. Звучит музыка. Маленький музыкант сидит за роялем. За окном метель. Клен скрипит и гнется.
10. Игра: «Встреча».
Цель: Развитие воображения, развитие речи, формирование умения вести диалог, учитывая особенности собеседника.
Инструкция:
1-й вариант:
Представьте себе, что встретились двое и разговорились. О чем бы они могли поговорить? А давайте попробуем сыграть в эту встречу! Пусть встретятся и побеседуют:
Для детей 3 лет
1. Колобок и Лисичка
2. Лиса и Заяц
3. Кошка и Мышка
4. Цветок и Бабочка
5. Цыпленок и Утенок
Для детей 4 лет
1. Зайчик из сказки «Заячья избушка» и Петушок.
2. Кот и Пес
3. Дерево и Ветер
4. Трава и Дождик
5. Кот и Щетка
Для детей 5 лет
1. Камень и Ракушка
2. Капелька и Речка
3. Лентяй и Трудолюбивый
4. Добрый и Злой волшебники
5. Перышко и Девочка
Для детей 6 лет
1. Петушок и Солнышко '
2. Радуга и Дождик
3. Ваза и Море
4. Часы и Пальма
5. Буме и Шорх
6. Игла и Картина
2-й вариант:
Разделитесь на пары и пусть каждая пара придумает свой разговор и покажет его всем. Но не надо называть героев. Героев будут отгадывать те, кто смотрит встречу...
11. Игра: «Одна буква».
Цель: Развитие речи, активизация словаря, формирование умения действовать по правилам.
Материал: Карточки с буквами.
Инструкция: На столе разложены карточки с буквами лицевой стороной вниз. Ваша задача вытянуть одну карточку и сочинить предложение (историю, сказку, загадку), в котором все слова начинались бы на букву, написанную на вашей карточке.
13. Игра «Доскажи».
Цель: Развитие речи, развитие воображения, формирование умения анализировать информацию, содержащуюся в данном тексте.
Инструкция: Давайте поиграем в такую игру: я буду начинать говорить, а вы попытаетесь закончить мое высказывание (мою мысль, мою историю). Начали.
Для детей 3 лет
1. Жили-были дедушка и ...
2. Кошка ловит...
3. Веселую песню поет...
4. Петя взял корзинку и...
5. Лена засмеялась, протому что...
6. Я взял ложку, чтобы...
7. У Иры есть котенок. Он...
8. Мышка грызла сыр. К ней тихо подкралась кошка.
Для детей 4 лет
1. По небу летели...
2. Я люблю...
3. Я выглянул в окно и увидел...
4. Мальчик взял палочку и...
5. Игорь обул сапожки, чтобы...
6. Трава была мокрой, потому что...
7. Наступила осень. ...
8. Маша посадила цветы в саду. «Цветочки надо поливать», сказала ей мама. ...
Для детей 5 лет
1. Вдали я увидел...
2. Вокруг меня много...
3. С деревьев облетели листья, потому что...
4. Если быстро бежать, то...
5. Мама вошла в комнату, чтобы...
6. У Жени есть котенок. Он большой проказник. Однажды...
7. Лежебока рыжий кот отлежал себе...(живот)
8. Жила-была маленькая...
Для детей 6 лет
1. Такого не бывает, что...
2. Все знают, что...
3. Витя сел на велосипед, хотя...
4. Гоша заблудился, потому что...
5. Транспорт — это...
6. На высоком дереве жил дятел. Он работал лесным доктором. Каждый день летал на работу. Свой день он тщательно планировал. Сначала он...
7. Жил-был каменный человечек...
8. В погребе мыши устроили пир. ...
14. Игра: «Энциклопедия».
Цель: Развитие воображения, формирование умения составлять текст описание.
Инструкция:
1-й вариант:
Вы знаете, что ученые часто отправляются в экспедиции, находят новые виды растений, животных, камней и изучают, описывают их. Эти описания потом заносятся в специальные книги — энциклопедии, чтобы потом все люди могли ознакомиться с особенностями этих растений и животных. Представьте себе, что вы тоже ученые-исследователи. Напишите статью для энциклопедии, в которой опишите внешний вид, место обитания, особенности питания и поведения:
Для детей 6 лет
1. Листоед длинношеий
2. Ветковис бурый
3. Снежнолистник зимний
4. Сладкоплодник ядовитый
5. Толстопят южный
6. Длиннорук многопальцый
Для взрослых
1. Шваброшерстиус обыкновенный и шваброшерстиус щетко-хвостый
2. Глазоносиус толстощекий
3. Сладколист вечнозеленый
4. Черноягодник желтолистый и черноягодник золотосеменной
5. Большеух разумный
6. Улыбник гигантский и печальник миниатюрный
7. Тираниус Рекс
8. Демос анархиус
2-й вариант:
Придумайте еще неизвестное науке растение, животное, разумное существо, дайте ему название, опишите его внешний вид, место обитания, привычки в питании, поведении.
3-й вариант:
Опишите еще неизвестную местность с растениями, животными и разумными существами.
а) в групповой работе
б) индивидуально
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие мышления, внимания, воображения
Путешествовать с ребёнком интересно, но бывают моменты, когда он просто устаёт, или его нужно отвлечь от монотонности дороги. Или просто унять его непомерную, по мнению взрослых, резвость. Сделать это...
Подборка заданий из интернета на развитие мышления, внимания, воображения.
С весёлым снеговичком через разнообразные игры и задания дети смогут закрепить умения рисовать, лепить. Проводить дорожки, штриховки, вписывать слова. Составлять пазлы, вписывать цифры....
Презентация "Развитие логического мышления, памяти, воображения, речи у детей 5-7 лет посредством загадок"
Цель: Проанализировать развитие логического мышления, памяти, воображения, речи у детей 5-7 лет посредством загадок....
консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022
Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....
Использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе. Развитие речи, мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов "Использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе. Развитие речи, мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста"...
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения; Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды); Развив
Социально-коммуникативноеразвитие1.Дать возможность детям научиться слушать и понимать речь других людей, через «Детский совет».2.Формировать положительное отношение к окружающему миру, др...