Семинар-практикум для педагогов тема: «Познай себя»
консультация по психологии (старшая группа)
Практикум предназначен для педагогов, педагогов- психологов для определения темперамента. в практикум включен тест и расшифровка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
тема: «Познай себя»
«Мой темперамент»
Цель: совершенствование представлений у педагогов о типах темпераментов
ведущий: Педагог-психолог Червякова А.Е.
Приветствие. Игра «Я похож на…»
Цель: активизировать, снять напряжение.
Ход игры:
Каждый педагог говорит, с чем он может сравнить себя, учитывая свой характер, эмоции, спектр умений и интересов.
Вы обратили внимание, что все говорили, жестикулировали по-разному? Кто-то громко, с вызовом, кто-то тихо, спокойно. А происходит это потому, что мы неодинаковы, мы люди с разными типами темпераментов.
Мини-лекция.(сопровождается презентацией)
Может быть, кто-то из вас знает, что такое темперамент?
Темперамент – это врожденная характеристика, которая зависит от свойств нервной системы, таких как сила, подвижность и уравновешенность. Он неизменный и остается в течение жизни.
Греческий врач Гиппократ, живший в (460-377 г-х), 5 век до н.э., объяснял различные болезни и темпераменты преобладанием в организме одной из жидкостей:
Сангвиник – кровь, выделяемая сердцем,
Флегматик – слизь, выделяемая мозгом,
Холерик – красно-желтая желчь, выделяемая печенью,
Меланхолик – красно-желтая желчь, выделяемая селезенкой.
Названия этих темпераментов соответствуют латинским и греческим названиям этих жидкостей : «сангвис», «флегма», «холе», «мелайна холе».
Само слово «темперамент» (лат.) обозначает правильное смешение.
В основе темперамента лежат различные типы высшей нервной деятельности. Их выделил И.П. Павлов, советский ученый, физиолог. Он открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: силу процессов, их уравновешенность и подвижность. Различные сочетания этих свойств дают определенный тип нервной системы:
Таким образом, темперамент – это тип нервной системы, проявляющийся в деятельности и поведении человека. Тип нервной системы – это врожденное свойство.
Стоит отметить, что не бывает хороших или плохих типов темперамента. У каждого есть свои отрицательные и положительные стороны, зная которые можно определить, как их правильно использовать. Всего существует 4 типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Но в природе крайне редко встречаются люди с одним каким‐то типом, обычно это смесь нескольких в разных соотношениях. Какие типы и в каких пропорциях присущи именно Вам? Узнаем?
Тестирование Автор теста: Белов А. Н. (приложение 1)
Каждый из нас представляет собой некий микс из сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика, и на нашу личность оказывает значительное влияние не только преобладающий тип, но и их сочетание. Чтобы больше узнать о себе и о своих сильных и слабых сторонах, предлагаем пройти тестирование.
Приложение 1
Тест на темперамент А. Белова. Формула темперамента.
Для определения типа темперамента существуют специально разработанные опросники, их довольно много. Один из них. Его автор - А. Белов.
После ответов на четыре блока вопросов, вам будет предложена несложная формула для наиболее точного расчета вашего темперамента. С помощью этой методики также можно определить тип темперамента вашего ребенка.
Тест на темперамент А. Белова. Формула темперамента.
Инструкция: Внимательно прочитайте список свойств, присущий тому или иному темпераменту, и ставить "+", если свойство вам присуще, и знак "-", если это свойство у вас не выражено.
Если вы: 1 блок
1.Спокойны и хладнокровны. |
2. Последовательны и обстоятельны в делах. |
3. Осторожны и рассудительны. |
4. Умеете ждать. |
5. Молчаливы и не любите зря болтать. |
6. Обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. |
7. Сдержанны и терпеливы. |
8. Доводите начатое дело до конца. |
9. Не растрачиваете попусту сил. |
10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка в жизни, системы в работе. |
11. Легко сдерживаете порывы. |
12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию. |
13. Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес. |
14. Постоянны в своих интересах и отношениях. |
15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое. |
16. Ровны в отношениях со всеми. |
17. Любите аккуратность и порядок во всем. |
18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке. |
19. Обладаете выдержкой. |
20. Постепенно сходитесь с новыми людьми. |
Блок 2
1. Стеснительны и застенчивы. |
2. Теряетесь в новой обстановке. |
3. Затрудняетесь установить контакт с новыми людьми. |
4. Не верите в свои силы. |
5. Легко переносите одиночество. |
6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах. |
7. Склонны уходить в себя. |
8. Быстро утомляетесь. |
9. Обладаете тихой речью, иногда снижающейся до шепота. |
10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника. |
11. Впечатлительны до слезливости. |
12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию. |
13. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим. |
14. Склонны к подозрительности, мнительности. |
15. Болезненно чувствительны и легко ранимы. |
16. Чрезвычайно обидчивы. |
17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями. |
18. Малоактивны и робки. |
19. Безропотно покорны. |
20. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих. |
Блок 3
1. Неусидчивы, суетливы. |
2. Невыдержанны, вспыльчивы. |
3. Нетерпеливы. |
4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми. |
5. Решительны и инициативны. |
6. Упрямы. |
7. Находчивы в споре. |
8. Работаете рывками. |
9. Склонны к риску. |
10. Незлопамятны и необидчивы. |
11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью. |
12. Неуравновешенны и склонны к горячности. |
13. Нетерпимы к недостаткам. |
14. Агрессивный забияка. |
15. Обладаете выразительной мимикой. |
16. Способны быстро действовать и решать. |
17. Неустанно стремитесь к новому. |
18. Обладаете резкими, порывистыми движениями. |
19. Настойчивы в достижении поставленной цели. |
20. Склонны к резким сменам настроения. |
Блок 4
1. Веселы и жизнерадостны. |
2. Энергичны и деловиты. |
3. Часто не доводите начатое дело до конца. |
4. Склонны переоценивать себя. |
5. Способны быстро схватывать новое. |
6. Неустойчивы в интересах и склонностях. |
7. Легко переживаете неудачи и неприятности. |
8. Легко приспосабливаетесь к различным обстоятельствам. |
9. С увлечением беретесь за любое новое дело. |
10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать. |
11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую. |
12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой. |
13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми. |
14. Выносливы и работоспособны. |
15. Обладаете быстрой, громкой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой. |
16. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке. |
17. Обладаете всегда бодрым настроением. |
18. Быстро засыпаете и пробуждаетесь. |
19. Часто не собранны, проявляете поспешность в решениях. |
20. Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться. |
Ключ к тесту на темперамент.
Подсчитайте количество "+" по каждому блоку отдельно.
1 блок - флегматик
2 блок - меланхолик
3 блок - холерик
4 блок - сангвиник
Затем подсчитайте процент положительных ответов по каждому типу темперамента (количество "+" по одному типу темперамента разделить на количество "+" по всем четырем типам темперамента и умножить на 100%).
В окончательном виде ваша формула темперамента примет примерно такой вид: Т = 36%Х + 35% С + 15% Ф + 14%М, что означает, что ваш темперамент на 36% холерический, на 35% сангвинический, на 15% флегматический и на 14% меланхолический.
Интерпретация к полученным значениям.
Флегматик Новые формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться "положительными" чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других - ленью и склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолик Обладает высокой чувствительностью: присутствует глубина чувств при слабом их выражении. Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, скромность, осторожность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, ответственный, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.
Холерик Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, вспыльчивости при эмоциональных обстоятельствах.
Сангвиник Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатывается поверхностность и непостоянство.
Выводы: В природе нет чистого темперамента, они смешанные. Нет плохих и хороших типов темпераментов, у каждого свои плюсы и минусы.
Рефлексия.
Участники делятся своими впечатлениями о семинаре. Что было интересно, а что может быть знали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие с педагогами по теме: «Познай себя»
Цель данного занятия это расширение представлений педагогов о связи между психикой и телом, понимании важности языка тела и развитие чувствительности к невербальным средствам общения....

Тренинг для педагогов ДОУ "Познай себя"
Тренинг направлен на профилактику эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Игры и упражнения, данного тренинга, направлены на осознание участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации...

Деловая игра для педагогов «Я ПОЗНАЮ СЕБЯ»
Деловая игра направлена на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Педагоги уч...

Семинар-практикум для родителей дошкольников "Я познаю отцовство через радость"
на тему: «Я познаю отцовство через радость» цель: мотивирование отцов на более активное участие в воспитании своих детей.Задачи:создание в семье атмосферы взаимопонимания, эмоциональн...

Тренинг для педагогов "Я познаю себя"
Цель: развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных навыков педагогов (эмпатии, рефлексия, развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и...

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»
Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...

Деловая игра для педагогов «Я ПОЗНАЮ СЕБЯ»
Деловая игра направлена на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Педагоги уч...
