Модель психологической службы
материал по психологии

Захаренко Дарья Дмитриевна

Модель психологической службы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Преображенский детский сад» предназначена для обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (оказание психологической помощи  детям, детям с ОВЗ, а также родителям (законным представителям), педагогам).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_psihologicheskoy_sluzhby_preobrazhenskiy_ds.docx58.86 КБ

Предварительный просмотр:

Модель психологической службы Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Преображенский детский сад»

Модель психологической службы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Преображенский детский сад» предназначена для обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (оказание психологической помощи  детям, детям с ОВЗ, а также родителям (законным представителям), педагогам).

В психологическую службу МКДОУ входят: старший  воспитатель, педагог-психолог, воспитатели, инструктор по ФК, музыкальный руководитель.  

Модель психологической службы является инструментом, структурирующим форму и содержание образования в ДОУ.  Нормативным основанием разработки модели являются:  

  • Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации до 2025 года,  утвержденная  Министерством  образования  и  науки  РФ 19.12.2017;
  • Приказ  Министерства  труда  и  социальной  защиты РФ  от  24 07.2015 № 514 «Об  утверждении  профессионального  стандарта «Педагог – психолог (психолог  в  сфере  образования)»
  • Приказ  Министерства  образования  и  науки  РФ  от 20.09.2013 « 1082 «Об  утверждении  Положения  о  психолого – медико – педагогической  комиссии»;
  • Федеральные  государственные  образовательные  стандарты;
  • Распоряжение  Министерства просвещения  РФ  от  28.12.2020 № Р – 193 «Об  утверждении  методических  рекомендаций  по  системе  функционирования  психологических  служб  в  общеобразовательных  организациях;
  • Распоряжение  Министерства  просвещения РФ  от  09.09.2019 № Р-93 «Об  утверждении примерного  Положения  о  психолого – педагогическом  консилиуме образовательной  организации;
  • Распоряжение  Министерства  просвещения  РФ  от 06.08.2020 № Р-75 «Об  утверждении  примерного Положения  об  оказании  логопедической помощи  в  организациях,  осуществляющих  образовательную  деятельность»;
  • Нормативные правовые акты ДОО: - Устав МКДОУ « Преображенский детский сад»;

  Модель  психологической  службы  разработана  в  рамках  основной  образовательной  программы  ДОУ. Контроль  за  реализацией  модели  осуществляется  заведующим  ДОУ. Текущий  контроль  возложен  на  старшего  воспитателя  ДОУ.  Промежуточные  результаты  работы  анализируются на  педагогических  советах.  

   

Цель: обеспечение психологического сопровождения образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление психического и психологического здоровья и развитие детей дошкольного возраста, а также профилактику его нарушения.

Задачи: 

1. Разработать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность психологической службы в образовательной организации.

2. Реализовать план мероприятий для создания психологически комфортной среды ДОО.

3. Создать условия для предоставления психолого-педагогической, методической, консультативной помощи родителям (законным представителям).

Специалисты:

 Задачи:  

  Старший  воспитатель

 - координирует деятельность специалистов  ДОУ;

 - координирует деятельность специалистов ПМПК по разработке и реализации АООП.

Учитель-логопед:

 - определяет уровень нарушения речевого развития, оформляет заключение;

-  разрабатывает программы коррекционно-логопедического обучения детей, нуждающихся в логопедической помощи;

 - проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции речевых нарушений с детьми;

 - проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами ДОУ, родителями (законными представителями);

 Педагог – психолог: 

 - устанавливает актуальный уровень когнитивного развития ребенка;

-  определяет зону ближайшего развития;

 - выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- определяет направление, характер коррекционно- развивающей работы с детьми;

- проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами ДОУ, родителями (законными представителями).

Воспитатель: 

- организует развивающую среду в соответствии с необходимыми требованиями для всех участников образовательного процесса;

- создает и поддерживает эмоционально-комфортную среду в группе;

- применяет технологии обучения и воспитания, отвечающие задачам развития всех детей;

 - проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами ДОО, родителями (законными представителями);

- проводит обучающие семинары, мастер-классы с родителями.

Музыкальный руководитель 

- проводит работу, направленную на реализацию задач эстетического воспитания;

- реализует программу дополнительного образования для детей с ОВЗ.  

Основные направления деятельности психолого-педагогической службы образовательного учреждения: 

- эффективное обеспечение интеллектуального и нравственного развития личности с учетом возрастных, психологических и гендерных особенностей участников образовательного процесса, интеграция в образовательном пространстве.

Профилактика – целенаправленная систематическая деятельность по предупреждению возможных психологических проблем развития. Данная деятельность направлена на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья воспитанников (может быть реализована в форме разработки развивающих программ для детей разных целевых групп; совместная работа всех членов психолого-педагогической службы).

Диагностика - изучение индивидуальных особенностей и познавательных способностей, обучающихся с целью выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, в межличностных отношениях; выявление одаренных детей и др. (анкетирование, наблюдение, тестирование

Просвещение, повышение компетентности – формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, повышение психологической культуры педагогов и родителей (беседы, семинары, выставки, подборки материала и прочее).

Консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в выявлении причин различных психологических проблем, их анализ

и решение; оказание помощи в формировании новых установок и принятии собственных решений (индивидуальная и групповая работа).

Развитие и коррекция – деятельность, направленная на создание условий для повышения возможностей и решения конкретных проблем (индивидуальная, подгрупповая деятельность, обучающие встречи и прочее),  

Адаптация – сопровождение семей в процессе консультативной и коррекционной работы с ними, конструирование адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество.  

Психолого-педагогическая служба опирается в своем развитии на ряд важных принципов:

1. Принцип обеспечения единства деятельности.

 2. Принцип защиты прав и интересов ребёнка.

3. Принцип профессионализма.

 4. Принцип соответствия нормативно-правовым требованиям.

 5. Принцип результативности.

6. Принцип научности и доказательности.

 7. Принцип непрерывности сопровождения.  

Содержательно-технологический компонент модели  психолого – педагогической  службы состоит из 4 модулей:

1 модуль 

– проектирование безопасной образовательной среды включает в себя:

  • организация безопасного психологически комфортного образовательного пространства;
  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • обеспечение доступного информационного поля.

2 модуль 

– создание психолого-педагогических и методических условий реализации основных и дополнительных программ;

 - обеспечение эффективного взаимодействия членов психологической службы;

 - психолого-педагогическое сопровождение образовательных и коррекционных программ;

 - развитие способностей воспитанников с учётом их потребностей и возможностей

 3 модуль 

– оказание психолого-педагогической помощи всем целевым группам

 - повышение социально-психологической компетентности;

 - обеспечение непрерывности систематического сопровождения воспитанников разных категорий;

 - адресное решение проблемных ситуаций разных категорий (ППк, служба медиации);

 - организацию консультативной поддержки, информационного сопровождения.

4 модуль 

– активизация административного ресурса;

 - разработка нормативно-правовой базы модели;

- распределение функциональных обязанностей специалистов;

- повышение профессиональной компетентности специалистов, реализация ИОМ;

- материально-техническое обеспечение;

 - организация межведомственного взаимодействия; - активное участие семьи в непрерывном психолого-педагогическом сопровождении и образовательном процессе  

Оценочно-результативный компонент модели ПС.

Цель:  оценка  деятельности  психологической  службы  в  ДОУ;  рефлексивно – аналитические ;  диагностические  и  мониторинговые  мероприятия.

Диагностическое  направление

- Составление  заключений  и  разработка  рекомендаций  для  успешной  социализации  и  развития  ребенка  в  условиях  ДОУ;

- Выявление  детей,  нуждающихся  в  дополнительном  психолого – педагогическом  сопровождении;

Развивающее  направление

- снижение  эмоциональной  напряженности,  тревожности,  агрессивности

-формирование  умения  управлять  своими  эмоциями  и  поведением;

- развитие  коммуникативных  навыков;

- стабилизация  психо – эмоционального  состояния;

- повышение  уровня  развития  познавательных  процессов;

- обеспечение  психологической  готовности  к  школьному  обучению.

Консультативное  направление:

-привлечение  к  психолого – педагогическому  процессу  педагогов, узких  специалистов ДОО,  а  также  родителей;

- гармонизация  детского – родительских  отношений  в  семье,  повышение  уровня  родительской  компетентности.

- повышение  педагогической  компетентности педагогов

Профилактическое  и  просветительское  направление

- повышение  психологической  компетентности педагогов;

-профилактика  отклоняющегося  поведения  и  личностных  нарушений  у  воспитанников;

- профилактика  эмоционального  выгорания  педагогов;

- нормализация  психологического  климата  в  ДОУ

                                               

                                                       

Модель  работы

Психологической  службы  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения как условие психологической стабильности детей, сотрудников и родителей

В статье освещены практические методы работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения со всеми участниками образо-вательного процесса от периода раннего детства до предшкольного ...

модель психологической службы МБДОУ № 9

Взаимосвязь узких специалистов детского  сада и учреждений города  в работе  с детьми...

Модель психологической службы в МАДОУ

модель психологической службы в МАДОУ...

Организационно-функциональная модель психологической службы МАДОУ "Детский сад № 6"

Организационно-функциональная модель психологической службы МАДОУ "Детский сад № 6"...

Модель психологической службы в ДОУ

Модель психологической службы в ДОУ...

Модель психологической службы МБДОУ «Детский сад №31 «Аленушка»

Модель психологической службы МБДОУ «Детский сад №31 «Аленушка»...

Модель Психологической службы ДОУ

ull; Изменения социально-экономической ситуации в стране, принятие новых законодательных актов в сфере образования диктует не только необходимость корректировки целей образования, учитывающих госуда...