Тренинг по профилактике эмоционального выгорания воспитателей «Я все смогу»
учебно-методический материал по психологии
Давайте сначала разберемся что же такое «эмоциональное выгорание».
Актуальность -
Общеизвестно, что профессия воспитателя – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности воспитателя, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервнопсихическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем, перед родителями.
Цель
- профилактика эмоционального выгорания и снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
- информирование воспитателей о понятии эмоциональном выгорании.
- поиск ресурсов для профилактики эмоционального выгорания
- способствовать развитию самопознания у воспитателей
- обучить способам снятия напряжения
- создание благоприятной атмосферы в коллективе.
Список литературы:
1. Кожуховская Л. С. Педагогические игротехники: копилка методов и упражнений [текст] /; Л. С. Кожуховской. — Минск : Изд. центр БГУ, 2010. — 233 с
2. Тимофеева М.В. Диагностика уровня профессионального выгорания педагогов /Тимофеева М.В.// Справочник педагога-психолога. Детский сад/- 2014.-№2- С9-20
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания воспитателей «Я все смогу».
Цель
- профилактика эмоционального выгорания и снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
- информирование воспитателей о понятии эмоциональном выгорании.
- поиск ресурсов для профилактики эмоционального выгорания
- способствовать развитию самопознания у воспитателей
- обучить способам снятия напряжения
- создание благоприятной атмосферы в коллективе.
Добрый день, уважаемые коллеги. Я очень рада вас видеть на нашем тренинге. Сегодня он посвящен, такой теме как «Профилактика эмоционального выгорания».
Любое тренинговое занятие имеет правила:
+ Участие добровольное
+ Обращаться друг к другу по имени.
+ Принимать себя и других такими, какие они есть.
+ Быть искренним.
+ Избегать оценок друг друга.
+ Активное участие в происходящем.
+ Уважение говорящего.
+ Конфиденциальность всего происходящего.
Упражнение «Возьми салфетки».
Цель: расслабление, создание веселой позитивной атмосферы
Инструкция: участники тренинга сидят в общем кругу. Я передаю по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».
Ведущий: «У всех в руках салфетки?» Хорошо, а теперь давайте начнем. Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. На некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество. Подсчитайте, сколько у вас салфеток в руках? Сейчас я прошу вас представиться (называя себя только по имени) и назвать свои положительные качества, стороны характера столько, сколько салфеток у вас в руках.
- «Замечательно!» Вот мы и познакомились.
Давайте сначала разберемся что же такое «эмоциональное выгорание».
Актуальность -
Общеизвестно, что профессия воспитателя – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности воспитателя, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервнопсихическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем, перед родителями.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению, известному как «синдром эмоционального выгорания».
Таким образом, эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
• усталость, истощение;
• недовольство собой, нежелание работать;
• усиление соматических болезней;
• нарушение сна;
• плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
• агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
• негативная самооценка;
• пренебрежение своими обязанностями;
• снижение энтузиазма;
• отсутствие удовлетворения от работы;
• негативное отношение к людям, частые конфликты;
• стремление к уединению;
• чувство вины;
• потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);
• снижение аппетита или переедание.
Если у вас присутствуют 5 и более из этих признаков, то нужно срочно вас спасать.
Для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья.
Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, внутренне напрягается: зашкаливает давление, учащается пульс мышцы напрягаются, готовясь к действию, но… Действия-то не происходит. И «неотработанные» эмоции запечатлеваются в теле – вот и ходит человек, жалуясь «на сердце», на «гипертонию», а в мышцах, как след неотреагированных эмоций, образуются участки «застывшего» напряжения, или повышенного мышечного тонуса. Возникают мышечные зажимы. А это может привести: усталость, сниженное настроение, раздражительность или апатия, нарушения сна и сексуальной потенции, психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, стенокардия, язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания: экзема, нейродермит, псориаз), колиты и др.»
Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят клин клином вышибают и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Перед тем, как нам перейти к способам профилактики эмоционального выгорания, мы посмотрим есть ли у вас это эмоциональное выгорание (провести тестирование).
Всем нам известно, что человек в социуме выполняет много различных социальных ролей. Дома мамы, жены, дочери, на работе воспитатели. И у каждой роли есть свои требования, обязанности, очень важно уметь переключаться из одной роли на другую и не смешивать их., т.е. необходим баланс. И сейчас я вам предлагаю распределить по важности именно для вас данный перечень. А потом обсудим получившиеся результаты.
Упражнение «Распредели по порядку»
Цель: донести
до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я».
Материалы: листы бумаги, ручки.
Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
• дети
• работа
• муж
• Я
• друзья, родственники
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:
1. Я
2. Муж (жена)
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.
Самое главная ценность в жизни самого человека это он сам.
Изначально как должна создаваться семья? Мужчина и женщина любят друг друга и женятся, чтобы вместе растить детей. А не как это бывает появляется ребенок и женщина полностью погружается в ребенка, забыв о том, что у она не только мама, но и жена. Сначала вы - супруги, затем - родители. Счастливые дети растут только у счастливых родителей.
Обсуждение. Индийская пословица Ребенок- гость в твоем доме. Накорми, воспитай и отпусти.
Одним из эффективных способов избавления от негативных чувств является написать или нарисовать его.
Упражнение «Ведро мусора»
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются. Далее опрос об ощущениях.
Релаксация "Храм тишины".
Инструкция.
Вообразите себя гуляющим на одной из улиц многолюдного и шумного города: Ощутите как ваши ноги ступают по мостовой: Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры: Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны: или радостны: Обратите внимание на звуки, которые вы слышите: Обратите внимание на витрины магазинов: Что вы в них видите? Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих:. Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать. А может быть, пройдете мимо: Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?...Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице.: Это более спокойная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей.: Пройдя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от других: Вы видите на нем большую вывеску "Храм тишины": Вы понимаете, что этот храм - место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окруженными полной и глубокой тишиной. Побудьте в этом храме: в тишине.: Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно. Когда вы захотите покинуть храм, толкните двери и выйдите на улицу.Как вы сейчас себя чувствуете?
Список литературы:
1. Кожуховская Л. С. Педагогические игротехники: копилка методов и упражнений [текст] /; Л. С. Кожуховской. — Минск : Изд. центр БГУ, 2010. — 233 с
2. Тимофеева М.В. Диагностика уровня профессионального выгорания педагогов /Тимофеева М.В.// Справочник педагога-психолога. Детский сад/- 2014.-№2- С9-20
Методика «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак).
Инструкция: прочитайте утверждения и решите, относятся они к вам или нет.
1. Когда в воскресенье днем я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходного уже испорчен.
да
нет
2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.
да
нет
3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
да
нет
4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики).
да
нет
5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях.
да
нет
6. Коллегам (пациентам, ученикам, посетителям, заказчикам) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно.
да
нет
7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
да
нет
8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
да
нет
9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.
да
нет
10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.
да
нет
За каждый ответ «да» начислите 1 балл.
Результаты:
0-1 балл. Синдром выгорания на данный момент у вас отсутствует.
2-6 баллов. Есть некоторые признаки выгорания. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов. Высокая степень эмоционального выгорания. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьезное, но возможно, в вас еще теплится огонек, нужно сделать так, чтобы он не погас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий «В гармонии с собой»
В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «...

тренинг для профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ
Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление с приемами саморегуляции...

Тренинг по профилактике «эмоционального выгорания» у педагогов ДОУ
Тренинг по профилактике «эмоционального выгорания» у педагогов ДОУ...
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания «Гармония в душе»
Тренинг для педагогов...

Тренинг для профилактики эмоционального выгорания педагога
Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренингах нав...

"Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов"
Данный тренинг адресован педагогам, профессия которых по роду своей деятельности связана с общением с людьми...
Методическая разработка «Обучение педагогов методам стабилизации эмоционального состояния в стрессовых ситуациях» в рамках проведения тренинга по профилактике эмоционального выгорания.
Специфика работы в детском дошкольном учреждении такова, что требует от педагогов постоянного эмоционального вовлечения в ситуации общения с большим количеством людей: детей, родителей, коллег. Оплата...