Тренинг по профилактике «эмоционального выгорания» у педагогов ДОУ
методическая разработка по теме

Пащенко Нина Михайловна

Тренинг по профилактике «эмоционального выгорания» у педагогов ДОУ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг по профилактике «эмоциональнального выгорания» у педагогов ДОУ

Цель:

  1. Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками
  2. Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.
  3. Анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
  4. Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов проф.деятельности, направлений роста
  5. Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.

Материалы и оборудование:

 Маркерная доска или ватманы для записи собранной информации

 Маркеры, фломастеры, цветные карандаши

 силуэты женских фигур

 Бумага А4

 Тест «Индекс жизненной удовлетворенности»

 запись релаксационной музыки

 видеоклип Е. Гришковца «Настроение улучшилось»

Первая встреча.

Содержание:

1.Упражнение «Наши ожидания».

Психологическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональой стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное расходование огромных душевных сил.» В.А.Сухомлинский.

В последние двадцать лет интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми, - врачей, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т.д. Выяснилось, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустощения — синдрому «эмоционального выгорания». Термин был введен американским психиатором Х.Дж. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере.

Сегодня я хошу предложить вам поговорить об «эмоциональном выгорании» у педагогов. Каждый из нас чего-то ожидает от этой встречи. Какие вопросы вы хотели обсудить? (Каждый участник проговаривает свои ожидания).

2. Упражнение «Карусель».

Сейчас я предлагаю вам немного расслабиться и поиграть. В эту игру очень любят играть дети. Вы, наверное, знаете о разных способах приветствия : реально существующих и шуточных.

Итак, нужно встать в два круга лицом друг к другу. Под веселую музыку пары начинают здороваться разными способами. При этом необходимо поздороваться с каждым участником.Двигается только внешний круг. Начинаем здороваться:

  • ладошками;
  • коленями;
  • ступнями;
  • поочередно.

3. Мини-лекция.

Психолог знакомит педагогов с понятием «эмоциональное выгорание». Причинами его возникновения в условиях образовательного учреждения.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек - человек».Психическому выгоранию в большей степени подвержены трудоголики - те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс.

СЭВ рассматривается как результат неблагоприятно разрешения стресса на рабочем месте. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах. Но затем наступает истощение - чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. Частыми являются следующие жалобы: «Я чувствую себя как выжатый лимон», «Работа высасывает из меня все силы», «Я словно сгораю на работе». Это первый признак развития СЭВ.

Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту (партнеру), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Но нельзя видеть в данном явлении лишь негативную сторону. Симптом «выгорания» выступает как внешние проявления некоторых естественных процессов, происходящих в человеке во время выполнения им должностных обязанностей. К ним следует относиться как к сигналам, идущим из «внутренней сферы» в «сферу сознания», как способу коммуникации между «скрытым» и «понятным», неосознанным и осознанным. Это время, когда нужно остановиться и понять себя, что с нами происходит, что делать дальше.

4. Упражнение тестирование (разработан Н.Е.Водопьяновой, Е.С.Старченковой).

Воспитателям раздаются листы для ответов и опросник.

Инструкция: В опроснике даны 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой.

Если указанное в опроснике чувство никогда не возникало, то в листе ответов ставится 0 — никогда. Если такое чувство появляется, следует указать, как часто оно ощущалось. В этом случае кружком обводится балл, соответствующий частоте переживаний: 1- очень редко, 2- редко, 3- иногда. 4- часто, 5- очень часто, 6- всегда. (Тест иинтерпретация результатов см. приложение №1)

5. Упражнение «Карта Тела (Автор — И. Шевцова)».

Я предлагаю вам найти убобное место в этой комнате, сесть, расслабиться, закрыть глаза, кому это нужно. Полностью сосредоточьтесь на внутренних ощущениях и на мыслях.

Представьте себе, что твое тело- это огромный континент. На нем есть леса и реки, пустыни и ледники. Какие-то его участки и области можно назвать благодатными, какие-то — ухоженными, а где-то, возможно, царит запустение.

Ты отправляешься в путешествие по континенту собственного тела.

Первое, куда ты попадешь,- это область голубых чистых озер и прекрасных лесов. Здесь все наполнено радостью и покоем. Найди на своем континенте этот уголок -область любви, принятия, которая тебе нравится и вызывает эти чувства.

Дальше твой путь лежит в абсолютно другое место. Оно похоже на зону постоянных стихийных бедствий. Это область боли. Найди на своем теле область боли и нарисуй в воображении образы, которые она у тебя вызывает. Может быть, это место землетрясений или извержений вулкана , засухи или наводнения или что-то иное. Как много на твоем теле этих уголков, как часто они напоминают о себе?

А теперь перенесись в край пышной зелени и солнечной, теплой погоды — область удовольствия и радости. Представь те части своего тела, которые дарят тебе эти переживания. Где они расположены, как много их на твоем континенте? Это могут быть обширные территории или маленькие островки.

Ты продолжаешь свое путешествие и попадаешь в область перемен. Это те места твоего тела, которые подвержены быстрым изменениям. Возможно, они происходят произвольно, или же ты руководишь этими изменениями. С чем можно сравнить эти перемены — с мелиорацией болот, вырубкой лесов, борьбой с оврагами, удобрением почвы или с чем-то другим? Какие чувства вызывает у тебя области перемен? Как часто они становятся зоной твоего внимания?

Ты отправляешься в край ледников и снежных пустынь, туда, где небо всегда хмурое и студеные ветра завывают на безмолвных просторах. Это область отвержения и неприятия. Найди ее на своем теле. Какую территорию она занимает ? Эта область всегда была такой или менялась со временем? За что, по каким причинам эта часть тела стала зоной отвержения?

Может быть, на твоем теле остались участки, на которые ты редко обращаешь внимание? Найди их и мысленно переместись туда. Это область забвения. Пустыни или бесплодные степи, забытые и покинутые. Они существуют сами по себе, лишь изредка привлекая твое внимание. Какую плошадь они занимают на материке твоего тела?

А теперь представь свое тело в виде карты. Мысленно окинь ее своим внутренним взором, запомни ее и приготовься перенести все увиденное на лист бумаги.

Далее проводится рисование «Карты тела» и обсуждение в парах следущих вопросов:

 какие чувства по отношению к собственному телу являются наиболее яркими?

 какие части тела вызывают эти переживания?

 какие выводы появились после упражнения?

6. Упражнение «Избавление от бремени упущенных возможностей».

Часто ли вы думаете о том, что должны были сделать? Тяжело думать об упущенных возможностях, не правда ли?

Список того, что мы могли сделать и не сделали, может быть очень длинным. Чем длиннее, тем более горькое чувство мы испытываем.

Давайте попробуем действительно составить такой список:

  • я должна была закончить программу еще в этом году.
  • я должна больше времени уделять семье.
  • я должна была быть более внимательна к свекрови.

Во всех этих утверждениях какой оттенок? Есть горечь от упущенных возможностей, чувство вины.

Но кто это говорит, что я должна? Учителя, родители…

Чаше всего все эти долженствования давно вложены в наше сознание извне кем-то другим. Долженствование сидят в нас прочно и мешают здоровой самооценке. Давайте изменим модальность глагола. Вместо должна быть поставим могла или хотела.

У меня получился новый список:

 я могла была закончить программу еще в этом году.

 я хочу больше времени уделять семье.

 я могла быть более внимательна к свекрови.

Чувствуете разницу? Теперь от этого списка исходит энергия, ваши реальные возможности и ответственность за все, что вы делаете.

От «я могла» до «я могу» один шаг. В утверждении «я могла» больше оптимизма, чем в «я должна была». Теперь мне ясно, что я не игрушка в руках обстоятельств. Я сама делаю выбор. У меня есть воля и энергия. Я просто упустила свой шанс выполнить то, что стоит в списке. В следующий раз я обязательно использую свой шанс.

7. Упражнение «Психологическая зарядка».

А теперь я предлагаю вам сделать «шуточную гимнастику».

Каждое упражнение повторяется от 3 до 5 раз:

  • поглаживая себя левой рукой по затылку, повторить: «Я одобряю себя».
  • ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелке, повторить: «Я думаю о хорошем».
  • ноги на ширине плеч, лопатки сведены, делать наклоны туловищем вправо-влево, повторить: «Каждый день чудесен».
  • принять позу цапли: руки в стороны, подняв ногу, согнутую в колене, повторить: «Я — королева» (проговариваем для правой ноги, левой ноги).
  • ноги на ширине плеч, делая круговые движения руками, повторить: «Мои мечты сбываются».
  • лопатки сведены, приседая и выпрямляясь, повторить: «Я решаю любые проблемы».
  • массируя мочки ушей, зажмуривая попеременно левый и правый глаз, повторить: «Будущее прекрасно».
  • правой рукой, поглаживая левый локоть, повторить: «Я любима» (затем левой рукой — правый локоть).
  • перекатываясь с носка на пятку, повторить: «Мне все удается».
  • ноги на ширине плеч, лопатки сведены, попеременно напрягая и расслабляя ягодицы, повторить: «Я спокойна».

8. Заключение.

В конце нашей встречи я предлагаю каждого высказаться о своих ощущениях, а также сформулировать запрос на завтра.

После этого участники благодарят друг друга за совместную работу и прошаются.

Встреча вторая.

1. Упражнение «Приветствие».

Прошло время и мы сегодня собрались, чтобы продолжить разговор о «выгорании». Но прежде я предлагаю вам немного поиграть.

Все участники стоят в кругу. Закройте глаза, кому это нужно, подумайте о том с каким настроением вы пришли на эту встречу. Каждый из вас, по мере готовности, должен будет сделать шаг в круг и показать свое состояние мимикой , жестами. Психолог говорит: «Здраствуйте, Я- Ира. Я сегодня вот такая». Вся группа говорит: «Здравствуй, Ира. Ира сегодня вот такая» и повторяет жесты , мимику Иры.

2. Упражнение «Баланс реальный и желательный».

Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).В другом круге - их идеальное соотношение. Далее проводится обсуждение в парах, а затем в группе по вопросам:

  • есть ли различия?
  • в чем они заключаются?
  • почему так получилось?
  • что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому?
  • за счет чего?
  • от кого или от чего это зависит?

3.Упражнение «Перфекционизм» (К.Фопель).

Мы часто чувствуем «заблокированность», когда предъявляем к себе слишком высокие требования. Мы опасаемся, что не достигнем намеченной планки, внутренне «сжимаемся» или выбираем неэффективный способ решения проблемы, тратя слишком много энергии и «застревая» на одном месте. Чем сильнее выполнение задачи зависит от проработанности личностных проблем, свободного проявления интуиции и креативности, тем больше вреда приносит это внутреннее давление на собственную личность.

Это упражнение может помочь группе, страдающей от своего или чужого перфекционизма и «блокирующейся» из-за этого.

Инструкция:

На меня производит впечатление та серьезность, с которой вы работаете, и ваше желание оставаться верными себе. Если я вас правильно понял, вы пытаетесь соответствовать тем высоким требованиям, которые вы предъявляете к качеству своей работы, и тратите на это слишком много энергии.

Может быть, вам полезно подумать над тем, как сократить свои затраты, иначе уровень эффективности вашей работы обязательно упадет. Для того чтобы понять, как сэкономить энергию, я предлагаю вам следующее упражнение.

Я хотел бы, чтобы вы разделились на две группы, которые встали бы друг напротив друга. Участники каждой группы играют особые роли. Одна группа — это «критики», которым все, что вы делаете, не нравится. Они считают, что вы могли бы лучше работать, что вы не выдерживаете сравнения с другими группами, что и другие значимые для вас люди тоже критиковали бы вашу работу. Короче говоря, «критик» чрезмерно требователен, резок в своих претензиях и нетерпелив в отношении темпа вашего «совершенствования».

Участники другой подгруппы играют роли благожелательных «защитников». Эти люди видят ситуацию под другим углом зрения и акцентируют иные аспекты. «Защитник» хорошо знает людей. Он убежден, что долгосрочный успех зависит от множества факторов. Ему действительно нравится группа, и он хочет вдохновить ее на достижение успеха. Возможно, обе подгруппы солидарны в одном: они желают успеха группе. Но их соображения относительно правильного пути его достижения все же в значительной степени различаются.

Мне бы хотелось, чтобы часть из вас подготовилась играть роль строгих «обвинителей», а другая часть — благожелательных «защитников». Обе подруппы, должны встать друг напротив друга, чтобы вести своего рода групповой диалог.

Пожалуйста, разделитесь по возможности на две одинаковые подгруппы и займите свои позиции...

Кто-то из участников-«обвинителей» начинает, ему отвечает участник из числа «защитников». Начинается диалог. Хотя общение вначале может быть как достаточно спокойным, так и чересчур резким, со временем все же происходит определенное сближение позиций. Если кто-то из вас в ходе этих дебатов решит «сменить лагерь», он имеет право это сделать. Также он может снова вернуться в свою подгруппу, если захочет.

У кого возникнет впечатление, что группа уже готова продолжить успешную работу над своими задачами, тот может громко сказать: «Я хотел бы вернуться к работе», и сесть на свое место. Таким образом, постепенно «сцена» опустеет. Внимательно следите за своими чувствами и мыслями, чтобы закончить это упражнение в подходящий для вас момент.

Далее проходит обсуждение следующих вопросов в группе:

  • как я себя чувствую.
  • какие замечания «критиков» я считаю особенно важными?
  • какие замечания «защитников» я считаю особенно важными?
  • какие конкретные изменения или новые шаги я могу предложить?
  • что еще я хотел бы сказать?

4. Способы справиться с эмоциональным выгоранием.

А теперь давайте обсудим с вами следующие вопросы:

  • какие способы борьбы с эмоциональным выгоранием Вы используете?
  • что бы вам сейчас хотелось бы больше всего?
  • как вы готовы этого достигать?

Ведущий записывает все предложенные способы на ватмане.

5. Упражнение «Двигательная активность».

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжения. Умение их расслабить позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Физические упражнения помогают сердцу и легким легче справиться со своей работой. Когда деятельность сердца, легких и кровеносной системе улучшается, то питательные веществава и кислород легче проникают в различные части организма. Отработанные продукты легче выводятся. Система ферментов лучше сбалансирована, следовательно, мышцы могут быть расслаблены более полно, а это чрезвычайно важно. Повышается выносливость. Словом, весь организм значительно укрепляется. Кроме того, под воздействием физической нагрузки значительная часть эмоций просто «сгорает».

Я предлагаю вам сделать следующие упражнения. Каждое упражнения выпонляются по 5-6 повторов:

стоя:

  • голову держим прямо. Поворот головы вправо/влево, при этом вдох (поворот)/выдох — исходное положение (и.п.).
  • самомассаж плечь, шеи.
  • растяжка: логти потянуть вверх, вперед, назад.
  • потянули обе руки вверх и застыли -«держим шар» (растягиваем позвоночник).
  • встали прямо. Выполняем сведение лопаток на вдохе и возвращение в исходное положительные — выдох.
  • левую руку поднять вверх, а наклон в противоположную сторону. То же с правой рукой.
  • вращение тазом на вдохе по часовой стрелке, на выдохе против часовой стрелке.
  • колени вращаем на вдохе внутрь, на выдохе — наружу.
  • Теперь наклоны к полу. Стараемся пальцами коснуться пола, ноги в коленях не сгибать.

сидя на стуле:

  • руками упираемся сбоку о стул и приподнимаем тело, спину держим прямо.
  • руки вытянули вперед, параллельно полу. Поднимаем вверх пальцы и напрягаем их, затем руки резко опускаем вниз на колени.
  • носок тянем на себя и напрягли ногу повтор 4-8 раз, пятка смотрит вверх.
  • Ноги вытянули вперед. Напрягли сначало правую ногу, затем расслабили. То же с левой ногой.
  • двумя ногами пишим цифры в воздухе от 1 до 10.

массаж лица:

  • сначало нужно разогреть руки ( трем их друг о друга).
  • «средний глаз» массируем по часовой стрелке.
  • указательным и большим пальцами делаем легкий массаж (надавливания) надбровных дуг.
  • поглаживание лба сначало правой, затем левой рукой.
  • средним пальцем 10 сек стучим по переносице.
  • делаем массаж головы, шеи (поглаживание, разминание, растирание, пиление).
  • «причесывание» головы пальцами рук.
  1. Клип Е. Гришковца «Настроение улучшилось».

После зарядки я предлагаю вам немного отдохнуть и посмоткеть клип Е. Гришковца.

7. Упражнение «Чему Я научился».

Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:

Я научился...

Я узнал, что...

Я нашел подтверждение тому, что...

Я обнаружил, что...

Я был удивлен тем, что...

Мне нравится, что...

Я был разочарован тем, что...

Самым важным для меня было...

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.

8. Подведение итогов. Рефлексия «Мне сегодня...»

Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...», а так же ответить на вопрос: « Оправдались ли ваши ожидания?»

Приложение №1

Опросник «Психологическое выгорание».

1. я чувствую себя эмоционально опустощенным.

2. к концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон

3. я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу

4. я хорошо понимаю, что чувствуют мои воспитанники, и использую это в интересах дела.

5. я общаюсь со своими воспитанники без лишних эмоций

6. я чувствую себя энергичной и воодущевленной.

7. я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.

8. я чувствую угнетение и апатию.

9. я могу позитивно влияьт на продуктивность деятельности своих воспитанников.

10. в послднее время я стала более равнодушной по отношению к тем, с кем работаю.

11. окружающие скорее утомляют меня, чем радуют.

12. у меня много планов, и я верю в их осуществление.

13. я испытываю все больше жизненных разочарований

14. я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

15 бывает, что мне безразлично, что происходит с моими коллегами

16. мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и от всех.

17. я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении.

18. я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера.

19. я многое успеваю сделать.

20. я чувствую себя на пределе возможностей.

21. я многого смогу еще достичь в своей жизни

22. бывает, что начальство и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем.

Обработка и интерпретация результатов проводится следующим образом: в соответствовии с «ключом» подсчитывается суммы баллов по трем субшкалам и фиксируются в «Листе для ответов». Интерпретация результатов проводится на основании сравнения полученных оценок со средними значениями с демографическими данными, представленными в таблице.

«Ключ опросника «Психологическое выгорание».

субшкала

Номер утверждения

Максимальная сумма баллов

Эмоциональнальное истощение

1,2, 3, 6,8, 13,14, 16, 20

54

Деперсонализация

5, 10, 11, 15,22

30

Редукция личных достижений

4. 7.9, 12, 17.18,19,21

48

Уровни «выгорания».

субшкала

низкий

средний

высокий

Эмоциональное истощение проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасышении

0-16

17-26

27 и более

Деперсонализация наблюдается: нарушением отношений с другими людьми; излишняя конформность, чувство зависимости, повышение негативизма, скепсиса, а порой и проявление циничности по отношению к воспитанникам

0-6

07- 12

13 и более

Редукция личных достижений. Снижается уровень самооценки, проявляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение своих возможностей, манкирование служебными обязанностями, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития.

39 и больше

38-32

31-0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий «В гармонии с собой»

В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «...

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов...

Тренинг "Профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ".

Тренинг  "Профилактика эмоционального выгорания у педагогов ДОУ"....

тренинг для профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ

Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление с приемами саморегуляции...

"Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов"

Данный тренинг адресован педагогам, профессия которых по роду своей деятельности связана с общением с людьми...

Методическая разработка «Обучение педагогов методам стабилизации эмоционального состояния в стрессовых ситуациях» в рамках проведения тренинга по профилактике эмоционального выгорания.

Специфика работы в детском дошкольном учреждении такова, что требует от педагогов постоянного эмоционального вовлечения в ситуации общения с большим количеством людей: детей, родителей, коллег. Оплата...