Кинезиологические упражнения в работе с детьми
учебно-методический материал по психологии

Матвеева Надежда Владимировна

В тренинге представлены кинезиологические упражнения, которые педагоги могут применять в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kinezilogiya.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 177

Семинар-практикум для педагогов

Тема: «Внедрение кинезиологических упражнений в работу воспитателя с детьми»

Дата проведения: 29.01.2025

Выступление подготовила:

педагог-психолог Матвеева Н. В.

г. Иркутск, 2025

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах применения здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с кинезиологией.
  • Отработать навыки применения кинезиологических упражнений в работе воспитателей с детьми.
  • Повысить мотивацию к овладению новыми методами работы.

Формат проведения: дистанционный/ очный

Оборудование: презентация.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слова педагога-психолога.

Слайд № 1.

   Здравствуйте, коллеги! Сегодня наша встреча будет посвящена применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Мы поговорим с вами про кинезиологию. Что же это такое?

Слайд № 2.

   Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи, активизировать межполушарное взаимодействие и синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга. Постоянно выполняя эти упражнения у ребёнка, да и взрослого, повышается стрессоустойчивость, снижается утомляемость, улучшается физическое здоровье и умственное развитие.

   Человеческий мозг состоит из двух полушарий, при этом одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума, а люди с доминирующим правым полушарием, как правило творческие личности.

   Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас.

  1. Тест «Доминирующее полушарие»

Слайд № 3.

На слайде вы видите слова. Я предлагаю вам распределить на 3 группы, так, чтобы в каждой группе было что-то общее. Запишите эти группы слов у себя на листиках. А теперь давайте проверим какое полушарие головного мозга у вас доминирует.

Слайд № 4.

Если Вы разложили карточки по 1 варианту, то у вас преобладает логическое мышление и доминирует левое полушарие.

1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя»,

Если Вы разложили карточки по 2 варианту, то у вас образное мышление и доминирует правое полушарие.

1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть»,

Чтобы оба полушария головного мозга работали равнозначно его необходимо постоянно тренировать. Отлично для этого подходят кинезиологические упражнения. Сейчас я предлагаю вместе со мной выполнить ряд упражнений, которые вы сможете внедрять в свою работу с детьми и в свою жизнь.

  1. Методы и приёмы кинезиологии

Слайд № 5.

  • Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
  • Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
  • Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
  • Массаж – воздействует на биологически активные точки.
  • Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
  1. Комплекс кинезиологических упражнений.
  • Для растяжки можно использовать упражнение «Снеговик», при котором ребенок представляет себя сначала слепленной снежной фигурой, а затем начинает «таять», причем сначала растает и повиснет голова, затем опустятся плечи, расслабятся руки. Финал тренировки – ученик мягко опускается на пол – теперь он стал талой водой.
  • Упражнение на развитие мелкой моторики «Кулак-ребро-ладонь»

Описание: Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, – ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

  • В упражнении «Колечко» образуют кольцо из большого и поочередно всеми другими пальцами. Пальцы перебираются многократно в прямом и обратном порядке. Начинающие выполняют такую тренировку отдельно правой и левой, опытные ученики – обеими руками сразу.
  • Упражнение «Симметричный рисунок»

Описание: суть упражнения в том, что необходимо одновременно двумя руками нарисовать простой рисунок: ёлочку, дом, цветочек и т.д. Упражнение можно выполнять как в воздухе, так и на листе бумаги.

  • Дыхательное упражнение «Свеча»

Описание: Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

  • В упражнении «Дышим носом» ребенок закрывает пальцем правую ноздрю и левой делает вдох. Выдохнуть воздух нужно через открытую правую ноздрю. Затем тренировка повторяется, только закрывается уже левая ноздря.
  • «Дыхание»

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;2 — плавный выдох через нос.

  • Телесное упражнение «Колено-локоть»

Описание: Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

  • «Лимон»

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку. (Выполнить это же упражнение левой рукой).

  • Глазодвигательное упражнение «Глазки»

Описание: вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

  • «Слон»

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

  • Релаксационное упражнение «Путешествие на облаке»

Описание: сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

  1. Заключительное слово педагога-психолога.

Слайд № 6.

На этом у меня всё. Упражнения, которые мы сегодня с вами выполняли, вы можете применять в своей работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми шестилетнего возраста, имеющих нарушения речи»часть1

данная презентация содержит кинезиологические упражнения, которые целесообразно использовать на занятиях логопеда...

презентация "Кинезиологические упражнения в работе с детьми"

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие,...

ЗНАЧЕНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Здоровье сберегающие технологии. ПОДБОРКА ПРОСТЫХ И ЭФФЕКТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ....

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с нарушением речи

Кинезиология, как оздоровительная форма, применяется в умственном и физическом оздоровлении дошкольников...

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ОВЗ

Кинезиологические упражнения, позволяющие улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольно...