Особенности диагностики детей дошкольного возраста
статья по психологии

Антонова Юлия Валерьевна

Особенности диагностики дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья15.28 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гудухина Ю.С. Антонова Ю.В

МБДОУ «Детский сад «Подснежник», г. Тамбов.

Ключевые слова:педагогика, воспитанник, диагностика,дошкольный возраст

Планирование образовательного процесса в детском саду не может обойтись без такой важной работы как диагностика. Она помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т. д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности ребенка дошкольного возраста.

Диагностика в детском саду позволяет обнаружить сильные и слабые стороны психики ребенка и, что является самым главным для родителей и воспитателей – помочь построить правильные отношения с ребенком, благоприятные, доброжелательные, не травмирующие личность.

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей и склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка. Следовательно, возникает потребность в диагностике каждого ребенка дошкольного возраста.

На современном этапе развития науки психологии имеется множество методик полного и разностороннего изучения личности. Для разрешения ряда проблем бывает достаточно беседы и методов наблюдения. В более сложных случаях и при массовом обследовании лучше применять легко интерпретируемые экспресс-методики.

Любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой воспитатель обязан владеть педагогической диагностикой.

Деятельность воспитателя и диагностическая деятельность неразрывны.

В работе диагноста следует помнить о существовании профессионально-этических аспектов психодиагностики. В основе этики – признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души. Нужно соблюдать следующие принципы: принцип ответственности, принцип компетентности, принцип конфиденциальности, принцип научной обоснованности, принцип ненанесения ущерба, принцип объективности, принцип эффективности, принцип комплексной диагностики.

Воспитатель, проводя психодиагностическое обследование, тесно взаимодействует с детьми и может воздействовать на них, он должен обладать определенным личностным качествами: критичность и гибкость мышления, общительность, эмпатия, доброжелательность, терпимость к чужому мнению, умение выслушать, понять и успокоить, тактичность, свободное владение речью, высокая общая культура.

Основная рекомендация, которая касается поведения экспериментатора, заключается в том, чтобы он был спокойным, уравновешенным, а его поведение – достаточно ровным, доброжелательным и уважительным по отношению к испытуемым. Для начала общения с ребенком дошкольного возраста рекомендуем совместное рисование, потому что дети в данном возрасте очень любят изобразительную деятельность, а экспериментатор получит легкую возможность для организации взаимодействия.

При психодиагностике несовершеннолетних детей, их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка. Результаты психологического обследования и рекомендации, дающиеся на их основании, предоставляются в доступной для правильного понимания форме.

Данные покажут, как общую картину развития группы детей, так и индивидуальное развитие каждого ребенка. По результатам диагностики проводится проектирование педагогического процесса.

Таким образом, в нашей работе мы раскрыли значимость диагностического сопровождения детей, которое является основанием для построения образовательной работы в группе детского сада.

Список литературы:

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М., 2005

Венгер А.А., Выгодская Г.Л, Леонгард Э.И Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. –М.; Просвещение, 1972

Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста:Тексты и методическое пособие / Ред. и сост. Г.В. Бурменская. – М., 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осущ...

Диагностика детей дошкольного возраста по ознакомлению с природой

1. Знания детей о комнатных растениях растениях ( в младшей, средней, старшей и подготовительной группах), проблемные ситуации2. Знания детей о домашних и диких животных (в младшей, средней, старшей и...

Особенности логопедической диагностики детей дошкольного возраста с дизартрией

В ходе логопедического обследования детей с дизартрией логопед должен выявить структуру речевого дефекта (соотношение речевых и неречевых нарушений), сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционно...

Особенности диагностики детей дошкольного возраста

Планирование образовательного процесса в детском саду не может обойтись без такой важной работы как диагностика....

Особенности диагностики детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Заседание клуба для педагогов-психологов муниципальных дошкольных образовательных учреждений  Г.о.Подольск "Диалог" .Протокол заседания и Презентация на тему "Особенности диагности...

Семинар-практикум для педагогов"Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста по результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования:особенности организации и проведения в соответствии с ФГОС ДО"

Педагогическая диагностика: особенности организации и проведения в соответствии с ФГОС ДО» Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. ...