Психологический комфорт
консультация по психологии
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Департамент психологии
Письменное задание
Направление подготовки 44.04.02
Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль) образовательной программы:
Педагогика и психология образования
(очно-заочная форма обучения)
Группа 211 мв, 2 курс
Срок обучения: 2 г. 6 м.
Контрольная работа № 2
Жерихова О.В.
Преподователь: Алисов Е.А.
Москва
2022
Приведите примеры эффективных мероприятий по обеспечению психологического комфорта и психологической безопасности локальной образовательной среды школы, дошкольной образовательной организации
Условием, способствующим развитию психологически здоровой личности, является психологическая безопасность и комфортная окружающая среда. Безопасность - это явление, обеспечивающее нормальное развитие личности. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека, без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации. Повышение уровня психологической безопасности способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов и родителей.
Мероприятия по обеспечению психологического комфорта и психологической безопасности выполняют ряд функций:
- психологическая профилактика;
- психологическое коррекция;
- социально-психологическое обучение.
Психологическая профилактика - создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, возможность отказаться от использования его форм во взаимодействии.
Психологическая коррекция - активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья и устранение деформаций, вызванных психологическим насилием в межличностных отношениях участников образовательной среды.
Психологическая реабилитация - процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.
Социально-психологическое обучение - активное групповое воздействие, направленное на помощь в усвоении эффективных способов и приемов взаимодействия, свободных от проявления психологического насилия, создающее социально-психологическую умелость, реализующее принцип развивающего воспитания и защищенности личности и обеспечивающее поддержку в решении возрастных, жизненных и профессиональных проблем. Данная функция тесно связана с психологической реабилитацией и использует аналогичные психотехники.
Комфортная внутришкольная среда – внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.
Цель мероприятий по обеспечению психологического комфорта и психологической безопасности: создать современную образовательную среду, обеспечивающую комфортные условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности, которая сможет реализовать свои способности, склонности и потребности.
Задачи мероприятий по обеспечению психологического комфорта и психологической безопасности:
Создать условия безопасного и комфортного пребывания детей в школе.
Внедрять систему здоровьесберегающих педагогических технологий, обеспечивающих полноценное развитие школьников – физическое, интеллектуальное, духовное, психическое.
Формировать психологическое здоровье детей для адаптации к социуму.
Активное приобщение родителей к воспитанию детей.
Способствовать формированию умений адекватного решения своих проблем.
Формирование коммуникативных навыков, совершенствование навыков устной и письменной речи.
Направления работы мероприятий по обеспечению психологического комфорта и психологической безопасности: социально-педагогическая, психологическая, логопедическая диагностика, коррекция, профилактика, индивидуальное и групповое консультирование, просвещение.
Формы работы мероприятий по обеспечению психологического комфорта и психологической безопасности: семинар, родительские собрания, психолого-педагогические консилиумы, диагностика, педагогические советы, коррекционные и развивающие занятия, индивидуальные и групповые консультации.
Методы работы, применяемые для реализации мероприятий по обеспечению психологического комфорта и психологической безопасности: анкетирование, тестирование, наблюдение, опрос, беседа, мини-лекция, рефлексия, деловая игра, экспресс-диагностика, самодиагностика, тренинговые приемы, игровые приемы и упражнения, психолого-педагогические упражнения, логопедические занятия, уроки психологии.
Пути обеспечения психологической безопасности /комфортности по обеспечению психологического комфорта и психологической безопасности: мониторинг психологических условий образовательной среды школы, реализация индивидуальных (групповых) программы психогигиены: снижение выраженности эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация отношений в классе; повышение социально-психологической компетентности участников образовательной среды по психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование альтернативных моделей поведения; проведение системы психолого-педагогических занятий и тренингов со всеми участниками образовательной среды школы: учителями, родителями.
Программа занятий для каждого учебно-воспитательного процесса включать групповые дискуссии и упражнения по вопросам безопасного психологического взаимодействия, ненасильственной коммуникации, последствий психологического насилия для личностного роста. Содержание конкретной программы сопровождения должно соотноситься с проблемами возрастного и профессионального развития ее участников. В каждой из программ, помимо содержательных задач, отрабатываются психологические умения партнерского, диалогического общения, приемы создания безопасного психологического взаимодействия и сотрудничества, при обсуждении группового опыта отмечаются вышеназванные аспекты. В конце обучающего психологического цикла проводится совместное занятие в виде имитационно-ролевого игры, акции в которой совместно участвуют все субъекты образования.
Система работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.
Цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
1) создание условий, способствующих эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОУ;
2) создание условий для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных способностей.
Этапы работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды.
1. Диагностический этап.
На данном этапе анализируются:
- Отношение детей к ДОУ, их эмоциональное состояние, психологический климат в детском коллективе.
- Психологические характеристики воспитателей с точки зрения личностно ориентированной педагогики, а также стиль взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса.
- Специфика организации воспитательно-образовательного процесса.
- Степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых.
- Психологический климат педагогического коллектива.
Педагог-психолог использует специально подобранный инструментарий – набор диагностических методик для оценки безопасности и комфортности среды образовательного учреждения Данные использует для коррекционно-развивающей, профилактической работы, а также для проведения мониторинга.
2. Организационно-практический этап.
В группах ДОО регулярно проводится работа по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды:
- Психологизация образовательной среды в целях сохранения эмоционального благополучия ее участников; создание в ДОУ безопасных условий; защита от всех форм дискриминации.
- Повышение профессионального уровня педагогов и создание необходимых условий для их личностного роста: индивидуальных и групповых консультаций, семинаров-практикумов, направленных на оптимизацию режима жизнедеятельности воспитанников.
-Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленных на создание условий для их естественного психологического развития, развитие эмоциональной сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений, включающую психотехнические методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастику, аутогенную тренировку, снятие психомышечного напряжения, релаксацию и пр.).
- Педагог-психолог использует различные программы коррекции и развития в работе с детьми.
Организация предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых.
Пространство в группах, имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность детей, обусловливает возможность свободного выбора. Различные уголки, зоны психологической разгрузки в группах детского сада – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние.
ЗОНЫ И УГОЛКИ ДОСТУПНОГО КОМФОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОО
№ | Название | Направленность зоны | Структура |
1 | Комната Фей | Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме, приемам саморегуляции; формирование умения владеть собой в различных ситуациях; | «Комната Фей» делится на четыре зоны: 1.Волшебный дуб» — для поднятия самооценки ребенка, формирования у него уверенности. 2. «Добрые ласковые друзья» — для снятия напряжения, стабилизации эмоционального состояния. 3. «Спокойные игры и секреты» — для успокоения расшалившихся детей, обучения приемам саморегуляции. Здесь используются игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию. 4. «Зеркальное озеро» — для знакомства с различными эмоциональными состояниями. |
2 | Уголок приветствия | Создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, сплочение детского коллектива. |
|
3 | Уголок достижений | Повышение самооценки, уверенности детей в себе; предоставление родителям позитивной информации, способствующей установлению взаимопонимания между ними; обучение детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям. | • «Цветок успехов» (панно с индивидуальными кармашками каждого ребенка, куда вкладываются фишки за каждый совершенный им добрый и полезный поступок; • «Звезда недели» (в середине большой звезды – фото ребенка, на концах – информация о нем, которой он гордится); • «Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел» (панно с индивидуальными кармашками, куда вкладываются фишки за каждый совершенный ребенком добрый и полезный поступок). |
4 | Зона воды и песка | Снятие стресса; снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения. | По желанию ребенка эти зоны могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн и проч. Здесь ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей. |
5 | Зона уединения | Предоставление ребенку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. | Оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. Рядом уместно расположить уголок настроения, где ребенку можно оказать своевременную эмоциональную поддержку. В зоне уединения используются легкие, но достаточно большие «строительные блоки», покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты. |
6 | Уголок сенсорного развития | Развитие всех видов восприятия; создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей; речевого и психического развития детей; выработки эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними. | В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание психологического комфорта
Материал содержит советы по созданию эмоционально - эстетической мини - среды в ДОУ, об организации различных режимных моментов, а также рекомендации для родителей с целью сохранения психоэмоционально...

"Уголки психологической разгрузки, как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия ДОУ"
В статье описана подробная поэтапная разработка проекта модернизации предметно – развивающей среды в группе детского сада «Островок уединения». Кроме этого прилагается примерн...

Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»
создание психологического комфорта и краткое описание программ психологического сопровождения детей , реализуемых в ДОУ...

«Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка»
Презентация для педагогов, основные понятия и принципы соблюдения психологического комфорта для детей в детском саду....

«Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка»
Консультация для педагогов о психологическом комфорте дошкольников всоответствиис ФГОС ДО...

Консультация для родителей. Создание психологического комфорта в детском саду в целях сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.
Значение психологического комфорта для здоровья ребенка....

