Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для педагогов «НАСТРОЕНИЕ»
консультация по психологии

Дорогова Марина Владимировна

Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для педагогов

«Настроение»

Синдром профессионального выгорания – это дезадаптационный феномен, проявляющийся на всех уровнях функционирования личности: индивидуально-психологическом, социально-психологическом и организационном – и оказывающий негативное влияние на показатели профессиональной эффективности, удовлетворенности трудом, а также имеющий отрицательные последствия и в сферах «непрофессиональной» жизни, где наблюдается дифференцированное влияние его составляющих на разные показатели качества жизни[1].

Целевая группа: педагоги ДОУ.

Цель:  профилактика синдрома профессионального выгорания.

Задачи:

- научить педагогов самостоятельно снимать негативные эмоциональные состояния и мышечное напряжение;

- совершенствовать групповую сплочённость педагогов;

- развивать мотивацию  к оптимистической жизненной позиции.

Материалы и оборудование: лист ватмана, фломастеры, магнитная доска, рисунок воздушных шаров, список негативных эмоций, бумага формата А4, пособие «Ноги топают» по количеству возрастных групп в ДОУ, листы черной и белой бумаги по количеству участников, верёвка для обозначения разделительной линии, калоши большого размера, пособие «Настроение» по количеству возрастных групп в ДОУ, ключи, три банки с крышками зелёного, желтого и красного цветов, фишки.



[1] Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: ИП РАН, 2005. - 330 с.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга

для педагогов

«НАСТРОЕНИЕ»

Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для педагогов

«Настроение»

Синдром профессионального выгорания – это дезадаптационный феномен, проявляющийся на всех уровнях функционирования личности: индивидуально-психологическом, социально-психологическом и организационном – и оказывающий негативное влияние на показатели профессиональной эффективности, удовлетворенности трудом, а также имеющий отрицательные последствия и в сферах «непрофессиональной» жизни, где наблюдается дифференцированное влияние его составляющих на разные показатели качества жизни[1].

Целевая группа: педагоги ДОУ.

Цель:  профилактика синдрома профессионального выгорания.

Задачи:

- научить педагогов самостоятельно снимать негативные эмоциональные состояния и мышечное напряжение;

- совершенствовать групповую сплочённость педагогов;

- развивать мотивацию  к оптимистической жизненной позиции.

Материалы и оборудование: лист ватмана, фломастеры, магнитная доска, рисунок воздушных шаров, список негативных эмоций, бумага формата А4, пособие «Ноги топают» по количеству возрастных групп в ДОУ, листы черной и белой бумаги по количеству участников, верёвка для обозначения разделительной линии, калоши большого размера, пособие «Настроение» по количеству возрастных групп в ДОУ, ключи, три банки с крышками зелёного, желтого и красного цветов, фишки.

Подготовительная работа:  подготовка помещения, материалов для работы в ходе занятия, пособии для педагогов для дальнейшего использования в работе с детьми.

Ход занятия

Мотивация на деятельность

Мини-лекция

Цель: раскрытие психологического понятия и установка на предстоящую деятельность.

Синдром профессионального выгорания – это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы[2].

Работа педагога требует огромных интеллектуальных, эмоциональных и психических затрат. Ваша деятельность насыщена различными напряжёнными ситуациями, нервно-психическими нагрузками, нагрузками на зрительный, слуховой и голосовой аппарат, большое количество контактов в течение рабочего дня, отсутствие эмоциональной разрядки. При такой работе накапливается напряжённость, что порождает раздражительность, возбуждённость, беспокойство. Сегодня мы с вами будем учиться справляться с негативными эмоциональными состояниями для профилактики синдрома профессионального выгорания.

Установление правил

Цель: обеспечить максимальную плодотворность работы  и комфорт участникам.

Сегодня на время занятия устанавливаются следующие правила:

  1. Правило активности. Все участник принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий.
  2. Правило «Здесь и сейчас». Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени.
  3. Правило доброжелательности. Это правило означает, что мы относимся к другим участникам доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь.

Невербальное само представление участников с получением активной обратной связи

Упражнение №1«Приветствие без слов»

Цель: Раскрепощение участников, снятие эмоционального напряжения, установление контакта группы.

Каждый из участников должен поздороваться с группой, продемонстрировав какое-то невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие (помахать рукой, кивнуть головой, сделать реверанс), так и контактное (пожать руку, обнять). Можно использовать приветствия, характерные для разных социальных и этнических: групп пионерский салют, японский поклон и др. Остальные участники группы отвечают на приветствие так же, как с ними поздоровались (кивают в ответ, пожимают протянутую им руку и т. д.).

Упражнение выполняется и по кругу.

Групповое обсуждение: С какими трудностями столкнулись? Какие чувства испытали?

Упражнение №2 «Прими и передай»

Цель: концентрация внимания, настрой на деятельность.

Участники становятся кругом лицом внутрь, руки согнуты в локтях ладошками вверх. Психолог хлопает правой ладошкой по левой, а затем левой по правой ладошке, стоящего слева участника. И так передают по кругу. Руки остаются в том же положении после передачи. Передача повторяется несколько раз, увеличивая с каждым разом скорость.

Групповое обсуждение: С какими трудностями столкнулись?

Совместное рисование

Упражнение №3 «Шарики чувств» 

Цель: побудить участников группы «вскрыть» негативные чувства.  

На магнитной доске изображено 5 воздушных шаров с надписями: руководство, коллеги, воспитанники, родители воспитанников, другие факторы.

Перечислены чувства: беспокойство, беспомощность, бессилие, бешенство, взволнованность, возмущениегневгоречьдосадажалость, злость, недовольствонегодованиененавистьнеприязнь, нетерпение, обидаожесточениераздражение, разочарование, ярость и др. 

Психолог предлагает педагогам изобразить каждому по 5 воздушных шаров на общем ватмане любыми из предложенных цветов, не подписывая их, а только написать те негативные эмоции, которые педагоги испытывали в отношении руководства, коллег, воспитанников, родителей воспитанников, или из-за других факторов.

Анализ испытываемых чувств поможет снять эмоциональное напряжение.

Групповое обсуждение: Желающие могут поделиться.

Психолог: Как Вы думаете, почему мы изобразили все наши воздушные шары на общем ватмане. Все мы находимся в одном коллективе, и все наши чувства не остаются не замеченными другими. Если негативные чувства станут переполнять воздушный шар, он может лопнуть и задеть другие воздушные шары свои и чужие, так негативные эмоции от одной сферы передаются другим от одного человека к другому. Что бы этого не случилось, мы научимся выпускать негативные эмоции безопасным способом.

Регуляция эмоционального состояния участников

Упражнение №4 «Ноги топают»

Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения, обучение контролируемому выходу чувств.

Предлагаем снять обувь и сидя на стуле поставить ступни ног на листы бумаги форматом А4. Участники обводят ступни ног фломастером, таким образом, получаются следы.

Психолог: через эти следы из вас будут выходить негативные эмоции. Лучший способ дать им выход – это топать изо всех сил ногами по изображенным следам. Мы поймем, что негатив «вышел» из нас, не только по тому, что почувствуем себя лучше, но и потому, что наши стопы станут горячими.  Начинаем топать интенсивно.

Групповое обсуждение: высказываемся, почувствовали ли участники тепло в стопах, достаточно ли интенсивно топали. Что мешало выразить эмоции.

Психолог: предлагаю вам обучить ваших воспитанников этому упражнению и в группах в свободном доступе для детей, поместить пособие «Ноги топают» (изображение ступней ног), для снятия эмоционального напряжения у воспитанников.

Пособие смотри в приложении.

Психолог: Предлагаю выполнить следующее упражнение.

Упражнение №5 «Вирусы и бактерии»

Цель: групповая сплоченность, эмоциональная разрядка, снятие напряжения.

Участники делятся на две команды так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 2 метра. У каждого из вас два листа А4, по моей команде их нужно смять и сделать из них комки двух разных цветов. Комки черного цвета обозначают, вирусы, спам, зараженные файлы, белого цвета - безопасная нужная информация, безопасные файлы. По команде нужно бросить другой команде оба комка. Задача: За10 секунд поймать белые комками, при этом успевая откидывать все черные «опасные» комки. Услышав команду «стоп!», участники должны прекратить игру. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше «опасных» и больше «безопасных» комков. Пересекать разделительную линию запрещено.

Групповое обсуждение: Поделитесь своей тактикой. С какими трудностями столкнулись? Сделайте вывод.

Психолог подводит группу к следующему выводу: групповая сплоченность помогает отразить атаку «вредных вирусов» и приумножить «безопасные файлы», так же дело обстоит и с эмоциями. Групповая сплоченность поможет справиться с негативными эмоциями и преумножить положительные.

Психолог: То, что происходит в жизни можно считать и хорошим, и плохим. Однако в сознании остается наша субъективная оценка: либо позитивная, либо негативная. Пессимисты - это не те, кто настроен на плохое, а те, кто «цепляет» негатив извне и живет им. Оптимизм же, по мнению психологов, это обычное, здоровое состояние человеческой психики. Чтобы стать оптимистом нужно не только научиться абстрагироваться от негатива, а и уметь всегда увидеть позитив.

Ханс Кри́стиан А́ндерсен написал сказку «Калоши счастья», где говориться о том, как фея подарила людям волшебные калоши, которые исполняли желания того, кто их обул. Но каждый из этих людей мечтал отменить своё пожелание, переоценив то, что имеет.

Упражнение №6 «Калоши счастья»

Цель: настроить на оптимистическую позицию, выработка умения видеть положительную сторону в ситуации жизненного опыта.

Каждый участник по очереди обувает калоши и предлагает положительный аргумент на предложенную ситуацию.

- Вас уволили с работы.

- Задержали зарплату.

- По дороге на работу сломался каблук.

- Вас бросил муж.

- Ребенок подрался в школе.

- Ваш муж изменил вам с вашей подругой.

- На работе сделали выговор.

- Вы потеряли кошелек.

- Вы разбили машину.

- Вас плохо подстригли.

- Не хватает денег на желаемую покупку.

- Пригласили в гости, но нечего надеть и т.д.

Групповое обсуждение: С какими трудностями столкнулись? Какие чувства испытали?

Упражнение №7 «Психологическая зарядка»

Цель: направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.

  1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
  2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача!».
  3. Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
  4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
  5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо».
  6. Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».
  7. Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна».
  8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторять: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
  9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».

Презентация пособия «Настроение»

Психолог: Для того, чтобы справиться с негативными эмоциями, необходимо обозначить какие чувства вы испытываете. Я предлагаю вам специально разработанное мною пособие, которое поможет вам и вашим воспитанникам проанализировать своё настроение и обозначить его. Признание того, что вы испытываете на данный момент негативную эмоцию, помогает снизить эмоциональное напряжение и справится с плохим настроением. В свободном доступе в группе размесите предложенные мной карточки, а которых изображены следующие рисунки: солнышко, солнышко, выглядывающее из-за тучи, туча с дождем и молниям, ботинок, кипящий чайник. Необходимо научить детей ассоциировать своё настроение с предложенными рисунками: солнышко – у меня хорошее настроение; солнышко, выглядывающее из-за тучи – я уже лучше себя чувствую; туча с дождем и молниям – у меня плохое настроение; ботинок – «у меня камушек в ботинке», то есть меня что-то беспокоит; кипящий чайник – я «киплю», возмущён. Если ребёнок испытывает негативную эмоцию, предложите обозначить настроение карточкой, это будет сигналом для других детей и поможет ребёнку успокоиться, осознав свои чувства.

Пособие смотри в приложении.

Упражнение №8 «Ключ от волшебной комнаты»

Цель: установка на позитив, эмоционально-психологическое сближение участников.

Каждый участник по очереди выходит, берёт ключ и говорит, какую волшебную дверь он бы открыл и что за ней. Скажите мысленно или вслух: «Сегодня меня ждет чудесный день и много приятных сюрпризов!».

Групповое обсуждение: С какими трудностями столкнулись при выполнении упражнения?

Упражнение №9 «Рефлексивный светофор»

Цель: невербальная рефлексия занятия.

Три банки пластиковые с крышками трех цветов (красный, желтый и зеленый), фишки. Педагоги берут фишку и помещают её в банку с выбранным цветом крышки.

Зеленый – информация мне нужна, я беру её себе на вооружение и двигаюсь дальше.

Жёлтый – мне недостаточно полученной информации по данной теме и мне необходимо дополнительные ресурсы, что бы двигаться дальше.

Красный – мне данная информация не нужна, не понятна.

Психолог:  Спасибо за участие . На следующем занятии мы познакомимся с приемами самоорганизации, для дальнейшей работы по профилактике синдрома профессионального выгорания. Желающие могут высказаться, задать интересующие вопросы.

Используемые источники

  1. Козина Н.В. Исследование эмпатии и ее влияния на формирование «синдрома профессионального выгорания». Авто- реф. Дисс. канд. психол. наук. - СПб., 1998 - 25 с.
  2. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер. 2002. – 416с.
  3. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: ИП РАН, 2005. - 330 с.
  4. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. — СПб., 2001.
  5. Симакова Н.Б., Югова Н.Л. Диагностические методики, тренинги, игры и упражнения. – Глазов: «Глазовская типография», 2015. – 45с.


[1] Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: ИП РАН, 2005. - 330 с.

[2] Козина Н.В. Исследование эмпатии и ее влияния на формирование «синдрома профессионального выгорания». Авто- реф. Дисс. канд. психол. наук. - СПб., 1998 - 25 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для педагогов «Настроение»

Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для педагогов«Настроение»Синдром профессионального выгорания – это дезадаптационный феномен, проявляющийся на всех уровнях функционирования личности...

«ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для педагогов

Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга для педагогов«Профилактика эмоционального выгорания»Целевая группа: педагоги ДОУ.Цель:  профилактика синдрома профессионального выг...

Психопрофилактическое занятие для педагогов ДОУ «Секреты профессионального НЕвыгорания»

На психопрофилактическом занятии педагоги знакомятся с понятием синдрома профессионального выгорания, факторами, причинами и стадиями синдрома профессионального выгорания, и методами профилактики данн...

Занятие с элементами тренинга для детей старшего дошкольного возраста "Управляем настроением"

Краткое содержание: Занятие-путешествие по страницам Лэпбука «Управляем настроением».Актуальность:         Для современного общества эмоциональное р...

Психопрофилактическое занятие с педагогами ДОУ. "Предупреждаем эмоциональное выгорание посредством поиска внутренних ресурсов"

Психопрофилактика эмоционального выгорания педагогов через поиск внутренних ресурсов....

Конспект занятия c элементами арт-терапии с детьми старшего дошкольного возраста «Моё настроение»

Цель: гармонизация личности.Задачи:1. Развитие и умения правильно выражать свои эмоции и чувства2. Развитие фантазии, воображения3. Развитие уверенного поведения4. Снятие напряжения.5. Повышение ...

Методическая разработка педагога – психолога «Занятие с элементами музыкотерапии в ДОУ» «На поиски настроения»»

Методическая разработка педагога – психолога «Занятие с элементами музыкотерапии в ДОУ»«На поиски настроения»»...