Занятие с элементами тренинга для детей старшего дошкольного возраста "Управляем настроением"
план-конспект занятия (старшая группа)

Поддубная Татьяна Ивановна

Краткое содержание: Занятие-путешествие по страницам Лэпбука «Управляем настроением».

Актуальность:

         Для современного общества эмоциональное развитие дошкольников является актуальной проблемой, так как дети в данном возрасте  эмоционально неустойчивы, часто  непосредственно реагируют на внешние события.

         Изменения, которые происходят в познавательной деятельности у детей 5-7 лет необходимо связывать, как справедливо указывал Л.С.Выгодский, с глубоким изменением в мотивационно - эмоциональной сфере личности ребёнка. Воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.

         Поэтому, при воспитании эмоций важно:

- научить детей не бояться отрицательных эмоций, ибо не возможно представить себе какую-то деятельность без ошибок и неудач; 

- помочь справиться со своими эмоциями, контролировать поведение.

 

Инновационность:  Инновационность разработки заключается в использовании технологии лэпбук. Лэпбук — это папка-раскладушка с кармашками, дверками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы, обобщенные общей темой. Это отличный способ разносторонне изучить конкретную тему с детьми дошкольного возраста, осмыслить содержание папки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt.docx449.67 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга для детей старшего дошкольного возраста 

"Управляем настроением"

E:\конспект конкурс\DSC00076.JPG

Составила: Поддубная Татьяна Ивановна

педагог-психолог МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 29 с.Красный Октябрь»

        с. Красный Октябрь 2021

Тема занятия: "Управляем настроением"

Цель: обучать детей управлять своим психоэмоциональным состоянием доступными для дошкольников средствами.

Образовательные задачи:

- продолжать обучать анализу своего внутреннего состояния;

- обучать методам саморегуляции психоэмоционального состояния;

Коррекционно - развивающие задачи:

- продолжать развивать произвольность поведения;

- развивать способности ребенка к отвлечению от негативных мыслей, релаксации, рефлексии;

- продолжать повышать уверенность в себе;

- обучать приемам саморасслабления, снятию  психомышечного  напряжения.

Воспитательные задачи: продолжать воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, способствовать сплочению детского коллектива.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, продуктивная.

Методы работы с детьми: игра, беседа, игровые упражнения, поисковая деятельность.

Количество участников: 2-3 человека подготовительной группы.

Время проведения занятия:  30 минут.

Ожидаемый результат:  самостоятельное использование  приемов саморегуляции  для стабилизации психоэмоциональных состояний.

Оборудование: Лэпбук на тему «Управляем настроением», (книжка «Позитивчик», листы с изображением Мандалы, альбом  «Я-утверждаю», игрушка «Антистресс» , кольцо 2 -3 шт, диск с музыкой, карандаши, фломастеры, бусинки, камешки, музыкальные записи : Грусть. Осенняя песня П. И. Чайковский (фрагмент); Злость. ТРИ ПОДРУЖКИ. ЗЛЮКА. Д. Кабалевский; Страх. Гном М. Мусоргский (фрагмент); Радость. ТРИ ПОДРУЖКИ. РЕЗВУШКА,  Д. Кабалевский.

Предварительная работа:

Изготовление лэпбука «Управляем настроением». Знакомство детей с понятием «Мандала» и инструкцией по работе с ней.

Ход занятия

1. Приветствие. Цель - эмоциональный настрой на взаимодействие:

П.-п.:- Здравствуйте ребята! Повернитесь друг к другу и пожмите руки, а теперь нарисуйте на смайликах какое у вас сейчас настроение.

Настроение хорошее и мы начинаем наше занятие. (звучат музыкальные фрагменты с разной эмоциональной насыщенностью) E:\конспект конкурс\DSC00068.JPG

 - Друзья, а что мы сейчас слышим?

- Какое настроение в музыке вы услышали?

- Ответы детей.

- Настроение может быть разным. Ребята, как вы считаете, можно ли управлять настроением, или можно вообще не обращать на него никакого внимания?

- А, вы, хотите научиться управлять своим настроением?

2. Основной этап занятия: Цель — познакомить воспитанников с различными  методами саморегуляции эмоционального состояния.

 П.-п.: - Ребята, у каждого из нас есть друг. Другом может быть не только человек, но и любимая игрушка. У меня есть необычный друг - это машинка- Маквин, она живет в  папке-домике которая называется «лэпбук». Моя машинка любит путешествовать и сегодня Маквин приглашает нас совершить увлекательную поездку по страницам лэпбука, в пути мы узнаем много интересного.

- Вы согласны путешествовать?

- Машинка моя оборудована современным прибором «Навигатором». А вы, знаете, что это такое? В навигаторе указан маршрут нашего путешествия - пункт прибытия «Хорошее настроение». Поможем Маквину добраться до пункта назначения?? (Психолог демонстрирует навигатор, на котором изображены пункты в форме различных по виду остановок).

Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь.

Садимся поудобнее, заводим мотор (длинный продолжительный звук [Р] на выдохе).

Вот и первая остановка  «Рулетка настроения»  

Цель: познакомить детей со способом управления своим настроением

Инструкция: Перед вами поле с эмоциями, вам нужно поставить фишку на понравившуюся эмоцию,  после этого мы будем крутить барабан.  Если эмоции совпадают,  участники получают наклейки с эмоциями. Тем игрокам,  кому не повезло, поможет кукла «антистресс».

- Ребята я вижу, что настроение у вас хорошее и мы можем продолжить путешествие.

Игра "Волшебное колечко"

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Педагог -психолог достает из шкатулки - колечко.

- «Вот колечко из сказочной шкатулки, это не простое колечко, а волшебное. Если надеть его на мизинец, станешь маленьким-маленьким – это твое прошлое. Если надеть его на средний палец, останешься самим собой – это твое настоящее. Если надеть колечко на указательный палец, станешь большим, сильным и красивым – это твое будущее. Кто хочет путешествовать во времени?». Ответы детей.

Если ребенок выбирает «прошлое», он садится на корточки или сворачивается клубочком, а остальные ребята гладят его, укачивают, баюкают… Если ребенок выбирает «настоящее», то ему предлагается оценить его, что с ним происходит, с помощью жеста («в моей жизни все хорошо»- большой палец вверх, «в моей жизни не все хорошо» - большой палец вниз). Если он выбирает «будущее», то закрывает глаза и фантазирует – что интересного и увлекательного случится в его жизни.

Друзья, вот мы с вами и добрались до второго пункта нашего путешествия.         Работа с книжкой- «Позитивчик».

C:\Users\Win 7\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC00064.jpg

Упражнение "Складывание картинки"  и беседа по книжке «Позитивчик». 

Цель: закрепить знания детей о радостном настроении.

Инструкция: каждому ребенку предлагается индивидуальная картинка с позитивными рисунками, на которых отсутствует какая-либо часть рисунка. Детям необходимо подобрать к данной картинке - соответствующие недостающие части рисунка.

П.-п.: - Ребята, я предлагаю вам найти недостающие части к картинкам.

- Что же у вас получилось?

          Беседа по картинкам:

Расскажите, что чувствуют эти персонажи. Ответы детей

Какие звуки приносит с собой Радость? Какого цвета радость?         Ответы детей

Часто ли к вам приходит радость? Ответы детей

Когда у Вас веселое настроение, с кем вы делитесь своей радостью?

Ребята, как вы думаете, что нужно делать для того, чтобы настроение всегда было хорошим? Ответы детей (не ссориться, не драться, не обзывать друг друга, уважать и т. п.) 

Какие вы молодцы! Но нам пора продолжать путешествие. Посмотрим на наш навигатор. Что за остановка впереди?  

«Волшебный круг».

Цель: познакомить с новым способом избавления от неприятных эмоций. 

Дети: у нас впереди очень красивая  картинка, давайте подъедем к ней на нашей автомобиле и рассмотрим.

Педагог - психолог:

C:\Users\Win 7\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC00077.jpgЧто вы видите на рисунке? Ответы детей (большой красивый круг).Обратите внимание на узор, какой он? (необычный, разный) 

А знаете, почему мандала называется «волшебный круг»?

Потому что в процессе создания мандалы человек успокаивается, обретает жизненные силы и хорошее настроение. Хотите самостоятельно создать такой рисунок?  

Ответы детей.

В кармашке лежат фломастеры и карандаши, а еще бусинки, камешки для украшения.

Пожалуйста, выберите понравившуюся картинку и приятного творчества. (звучит тихая, спокойная музыка)

Педагог – психолог предлагает обсудить процесс работы:

Что ты сейчас чувствуешь? Ответы ребенка

Ты доволен результатом? Ответы ребенка

Хотел ли ты что-нибудь изменить? Ответы ребенка

- У вас получились замечательные рисунки, давайте украсим ими нашу доску и отправимся дальше.

Педагог – психолог: Я хочу вам предложить познакомиться с альбом  

«Я- утверждаю».

Цель — познакомить дошкольников в занимательной форме с позитивными утверждениями для достижения желаемых результатов, научить детей создавать позитивные утверждения.

–П-п.: - Ребята, что же такое позитивные утверждения – это как сказочные заклинания, только более эффективные, вы можете выбрать уже готовые, а можете придумать их сами!

Задание «Добавь слово»

Инструкция: детям предлагается альбом с позитивными утверждениями, но в ней есть чистые листы, куда можно записать придуманные ими утверждения. Например, начнем с краткого утверждения «Я хороший человек», и попросим ребенка добавить что-то, к примеру «Я хороший человек и очень добрый друг», и так повторить несколько раз. Затем повторить вместе все, что мы составили в полном объеме.

- Эти утверждения ребята помогут вам сохранять хорошее настроение и быть уверенными в себе.

Задание на дом «Я - утверждаю»

Цель: закрепить знания детей о позитивных утверждениях, научить использовать позитивные утверждения в разных ситуациях.

П.-п.: - Я предлагаю вам дома с родителями, для того чтобы научиться преодолевать страхи, обрести уверенность в себе и своих силах, быть добрее и всегда в хорошем настроении повторять фразы-утверждения перед сном.

Психолог раздаёт детям раздаточный материал (листы с перечнем фраз-утверждений)

3. Заключительная часть. Рефлексия. 

Педагог – психолог:  

- Друзья мы прибыли в пункт «Хорошее настроение» и наше путешествие подошло к концу. Понравилось ли вам путешествие? Ответы детей

- Кому занятие понравилось – поднимите левую руку и улыбнитесь.

- Кому было интересно – поднимите правую руку и еще раз улыбнитесь.

- А теперь давайте друг другу поаплодируем.

Заряд хорошего настроения, приобретённый в нашем путешествии, сохранится у вас надолго. Я желаю вам удачи и успехов.

Ритуал прощания 

Дети кладут руку ладошкой на руку ведущему и произносят «До новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Физкультурные занятия с элементами дзюдо" для детей старшего дошкольного возраста

Данный материал является авторской методической разработкой использования альтернативных, нетрадиционных методик  в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. В данном м...

Занятие с элементами тренинга для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Большое сердце»

Занятие  подготовлено для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, проводится в форме психологического тренинга, с элементами телесно-ориентированной терапии, дыхательной гимнастики, т...

Занятие с элементами сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста "Серое Ухо"

Занятие направленно на снятие внутреннего напряжения у детей испытывающих страх темноты, общую боязливость....

Занятие с элементами тренинга для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Доброе сердце»

Занятие подготовлено для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, проводится в форме психологического тренинга, с элементами телесно-ориентированной терапии, дыхательной гимнастики, творчес...

Логопедическое занятие с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста по теме "Цветочная полянка"

Обобщение и уточнение знаний у детей по теме "Цветы" через народные игры, упражнения....

Физкультурное занятие с элементами ЛФК для детей старшего дошкольного возраста

Формирование мышечного корсета, выработка выносливости мышц, развитие координационных способностей, профилактика плоскостопия и нарушения осанки, а так же их коррекция.Занятия проводятся в носках. Для...