Развитие у детей творческого мышления и способность генерировать новые идеи, используя книги.
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)
Дети с раннего возраста проявляют удивительную способность к творчеству. Дошкольный период является наиболее подходящим временем для развития этого качества, так как в это время закладываются основы личности, формируются интересы, потребности и установки.
Способности дошкольников могут проявляться в различных видах деятельности, но их качественное влияние распространяется и на другие сферы активности. Поэтому так важно развивать творческое мышление у детей уже в дошкольном возрасте.
Психологи и педагоги также отмечают, что если творческие способности не используются, то с возрастом они могут угасать, несмотря на то, что интеллектуальные и жизненные возможности человека при этом увеличиваются.
Художественная литература — это не просто источник развлечения, но и мощный инструмент для развития воображения, речи и коммуникативных навыков. Она играет важнейшую роль в формировании творческой личности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие у детей творческого мышления и способность генерировать
новые идеи, используя книги.
В современном мире творческие личности становятся всё более важными для общества на всех этапах своего развития.
Жизнь стремительно меняется, и чтобы оставаться на шаг впереди, человек должен быть готов к любым переменам. Для этого ему необходимо обладать качествами, которые позволят ему творчески и эффективно реагировать на вызовы и использовать свой потенциал.
К сожалению, традиционная система обучения и воспитания пока не всегда удовлетворяет потребности общества в развитии креативных личностей.
Дети с раннего возраста проявляют удивительную способность к творчеству. Дошкольный период является наиболее подходящим временем для развития этого качества, так как в это время закладываются основы личности, формируются интересы, потребности и установки.
Способности дошкольников могут проявляться в различных видах деятельности, но их качественное влияние распространяется и на другие сферы активности. Поэтому так важно развивать творческое мышление у детей уже в дошкольном возрасте.
Психологи и педагоги также отмечают, что если творческие способности не используются, то с возрастом они могут угасать, несмотря на то, что интеллектуальные и жизненные возможности человека при этом увеличиваются.
Художественная литература — это не просто источник развлечения, но и мощный инструмент для развития воображения, речи и коммуникативных навыков. Она играет важнейшую роль в формировании творческой личности.
Литературное творчество дошкольников — это не только их личное достижение, но и предмет изучения для исследователей, стремящихся понять, как происходит становление личности.
Чтобы развить творческие способности ребёнка, необходимо не только учить его пересказывать и выразительно читать, но и формировать продуктивные навыки, такие как письмо и художественное творчество.
В этом могут помочь известные методы и приёмы, направленные на развитие творческого мышления. Например, можно использовать увлекательные игры и задания, которые заинтересуют детей.
Творческие задания — это не просто развлечение, а серьёзная интеллектуальная работа, вызывающая сильные эмоции и оставляющая глубокий след в душе ребёнка.
Важно, чтобы ребёнок делился результатами своего творчества. Это помогает ему чувствовать поддержку и мотивирует к дальнейшему развитию. Взрослый может помочь ребёнку сочинять рассказы и волшебные сказки, задавая вопросы и отвечая на них. Такой подход способствует активизации и регулированию детского творчества.
Цель этой методической разработки — помочь учителям и родителям развивать творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста с помощью методов литературного творчества.
В пособии представлены занятия, разработанные на основе известных методов развития творческого мышления, таких как «Грамматика фэнтези» Дж. Р. Р. Толкина и «Технологии ТРИЗ» С. И. Джина.
Комплекс занятий, направленных на развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста через литературное творчество
«Сказка — это радость мышления, и, создавая сказку, ребёнок утверждает свою способность к творческому мышлению» (В.А. Сухомлинский).
Формирование навыков креативного мышления осуществляется в рамках специальной образовательной программы. Ее отличительной чертой является включение методов и приемов литературного творчества, которые способствуют развитию ключевых компонентов креативного мышления, описанных в первом разделе.
Психологи разработали комплекс занятий, ориентированных на развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста. В ходе разработки изучили методы и технологии сказкотерапии, ТРИЗ, а также методы развития речи у дошкольников и «Грамматики фантазии» Дж. Родари, адаптированные для детей этого возраста. В занятиях использованы адаптированные методы Дж. Родари, методы развития речи и ТРИЗ.
Данный комплекс занятий был успешно опробован в группе детей старшего дошкольного возраста (16 человек), занимающихся в учреждении дополнительного образования ГАУ ДО ТО «Дворец творчества и спорта «Пионер» по модульной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа раннего творческого развития «Академия дошкольника», рассчитанной на один учебный год.
1. Тема: «Сказка наоборот» (на основе сказки «Репка»)
Цель: развитие внимания, памяти, навыков активного слушания, быстроты мышления, логики, фантазии и воображения.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (6–7 лет).
Инструментарий: карточки с изображением героев сказки по отдельности.
Ход занятия: занятие проводится в игровой форме.
В начале занятия педагог предлагает детям вспомнить и послушать знакомую русскую народную сказку «Репка». В процессе прослушивания педагог демонстрирует наглядный материал — героев сказки в хронологическом порядке. Затем сказка повторяется вместе с детьми с использованием наглядного материала, но уже рассказываемая всей группой.
После этого детям предлагается выполнить разминку (включается видео с разминкой), а педагог тем временем убирает с доски всех героев сказки, кроме первого — репки. После разминки педагог предлагает детям восстановить события сказки в обратном порядке, то есть с её конца. Дети работают в парах, по очереди называя события, а педагог прикрепляет к доске героев в том порядке, в котором они были названы.
Когда все герои и события восстановлены, дети совместно с педагогом читают новую получившуюся сказку. В конце занятия педагог вместе с детьми обсуждают значимость сказки, выясняют, чему она учит, и подводят итоги занятия.
Дополнительное задание: для закрепления этого упражнения детям было дано домашнее задание — вместе с родителями поиграть в похожую игру, но уже с использованием сказки «Теремок». Наглядный материал по сказке «Теремок» родители вместе с детьми готовили самостоятельно.
2. Тема: «Сон Кота Учёного»
Цель: развитие воображения, фантазии, речи, внимания и памяти, навыков активного слушания, гибкости мышления и творческой активности.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (6–7 лет).
Инструментарий: игрушка «Кот Учёный», карточки со сказочными героями и действиями.
Ход занятия: занятие проводится в игровой форме.
В начале занятия педагог приветствует детей и знакомит их с Котом Учёным, который пришёл к ним в гости. Педагог рассказывает, что гость хочет рассказать интересную историю, которая однажды с ним произошла. Однако, когда он шёл по дороге, поскользнулся, упал, ударился головой и забыл всю историю. Теперь Кот Учёный просит детей помочь ему вспомнить эту весёлую историю.
Далее педагог и дети с помощью заранее подготовленных карточек, на которых изображены сказочные герои и действия (рекомендуется сделать карточки разного цвета, чтобы не перепутать), восстанавливают хронологию событий забытой котом истории. Дети по очереди в паре вытягивают по одной карточке, педагог зачитывает то, что на ней изображено (сказочный герой и действие), и придумывают вместе мини-историю о том, как развивались события с конкретным героем при выполнении указанного действия.
Когда все дети по разу поучаствовали в процессе вспоминания истории Кота Учёного, выясняется, что это был его сон. В конце занятия педагог и дети подводят итоги, а Кот Учёный благодарит ребят за помощь и прощается с ними.
Дополнительное задание: для закрепления этого метода детям было предложено совместно с родителями с помощью таких же карточек (герои и действия) придумать историю приключения своей любимой игрушки, используя 3–4 сочетания карточек. Полученную историю нужно было нарисовать и быть готовым рассказать на занятии.
3. Тема: «Сказочный салат»
Цель: развитие речи, внимания и памяти, навыков активного слушания, гибкости мышления, логики, фантазии и воображения.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (6–7 лет).
Инструментарий: карточки со сказочными героями.
Ход занятия: занятие проходит в игровой форме.
В начале занятия педагог интересуется у детей, любят ли они салаты и какие виды салатов им знакомы. Затем он предлагает приготовить необычный сказочный салат по уникальному рецепту. Ингредиенты этого салата — сказочные персонажи из разных сказок, изображенные на карточках.
Педагог вместе с детьми выбирает несколько карточек с персонажами и перемешивает их, как ингредиенты в салате. Дети вспоминают события из сказок, связанные с выбранными персонажами, а педагог помогает им объединить эти события в одну историю.
В конце занятия педагог вместе с детьми анализирует получившуюся историю и подводит итоги урока.
Дополнительное задание: для закрепления этого приёма детям было предложено вместе с родителями приготовить похожий «сказочный салат», но уже с использованием других карточек с персонажами.
Родителям были выданы подготовленные педагогом карточки с пояснениями задания.
Для домашнего салата необходимо было придумать название, нарисовать все ингредиенты и быть готовыми кратко рассказать о нём.
4. Тема: «Волшебная елочная игрушка»
Цель: развитие воображения, фантазии, речи, внимания и памяти, навыков активного слушания и гибкости мышления.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Инструментарий: карточки с двумя существительными, не сочетаемыми друг с другом в обычной жизни.
Ход и содержание занятия: занятие проводится в игровой форме.
В начале занятия педагог вместе с детьми обращается к важным праздникам, которые отмечаются в нашей стране. Затем он задает вопрос: какой из зимних праздников считается самым волшебным? Дети высказывают свои предположения, и в итоге приходят к выводу, что это Новый год.
Педагог предлагает детям вспомнить и обсудить традиции этого праздника. Они соглашаются, что главная традиция — украшение ёлки. Педагог интересуется у детей, чем обычно украшают ёлку и как это происходит.
Затем детям предлагается стать творческими волшебниками и создать волшебную игрушку для ёлки. Однако есть одно условие: игрушка должна состоять из…
Дети выбирают две карточки с существительными и пытаются объединить их с помощью предлогов и перестановки местами. Педагог записывает самые интересные и необычные варианты.
После этого дети голосуют за понравившийся вариант. Когда они определились, педагог обсуждает с ними возможные свойства игрушки и то, кому она может пригодиться.
Затем дети фантазируют и рисуют придуманную игрушку.
В конце занятия подводятся итоги.
Дополнительное задание: чтобы закрепить упражнение, детям было предложено вместе с родителями придумать ещё одну «волшебную ёлочную игрушку». Технология выполнения задания также была объяснена родителям.
Получившееся сочетание слов нужно записать печатными буквами в тетрадь (родитель пишет образец, а ребёнок переписывает в тетрадь). Затем необходимо нарисовать саму игрушку.
Важно обсудить её волшебные свойства, как она появилась на ёлке и для кого.
5. Тема: «Письмо из сказки»
Цель: развитие внимания и памяти, вариативности мышления,
наблюдательности, воображения, навыков активного слушания, логики, обучение навыку составления определения.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Инструментарий: игрушка «Кот Учёный», письмо, картинки с различными предметами.
Ход и содержание занятия: Занятие проводится в игровой форме с использованием приёма «Эвроритм». В гости к детям приходит Кот Учёный с письмом от Бабы Яги. Она пишет, что ей в наследство от дальней родственницы достался сундук с шоколадом, но ключ от него утерян, и она не знает, где его искать. Баба Яга просит Кота объяснить, что такое шоколад, чтобы понять, стоит ли пытаться открыть сундук. Поскольку коты шоколад не едят, Кот Учёный обращается к ребятам за помощью в составлении ответного письма.
Детям предлагается объяснить, что такое шоколад. На этом этапе перед ними стоит задача дать связанное определение, а не просто перечислить отдельные признаки предмета. На разные ответы детей Кот Учёный реагирует контрпримерами: «Значит, стол – это шоколад, он же коричневый…», «Значит, шоколад – это сахар, он же сладкий…», «А если жидкий, это уже не шоколад?» и так далее.
Затем начинается обсуждение вопросов:
Что плохого в шоколаде? Какие бывают виды шоколада?
Можно ли придумать новые виды шоколада? Что будет, если в мире останется только одна плитка шоколада?
Представьте себе, что шоколада в мире много, но его никто не ест. Почему?
При анализе причин мы с детьми группируем их на три категории: связанные с шоколадом, связанные с человеком и внешние условия.
После обсуждения детям предлагается поиграть в игру «Бывает – не бывает». Педагог называет виды шоколада, а дети должны выполнить определённое действие, если такой шоколад бывает, и другие действия, если такого шоколада нет.
Затем педагог вместе с детьми выбирает 4-5 картинок на доске. Детям предлагается представить себя изобретателями и придумать, что будет, если шоколад объединить с каждым из предметов на картинке (обсуждая при этом, для чего такой шоколад нужен, чем он будет полезен и чем может навредить). В конце занятия подводится итог.
Дополнительное задание: для подготовки домашнего задания детям предлагается выбрать ещё по одной картинке на доске, запомнить её и дома, соединив с шоколадом, придумать своё изобретение, как они делали на занятии. Полученному изобретению нужно дать название, нарисовать его, продумав все важные детали функционирования, и быть готовым презентовать на следующем занятии.
6. Тема: «Что было бы, если…»
Цель: развитие внимания и памяти, вариативности мышления, наблюдательности, воображения, навыков активного слушания, логики, речи.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Инструментарий: карточки с изображение героев сказки, карточка с изображением добавленного волшебного предмета.
Ход и содержание занятия: занятие проводится в игровой форме.
В начале урока учитель спрашивает детей, знакомы ли они со сказкой «Красная Шапочка». Вместе с преподавателем ребята вспоминают всех персонажей и ключевые события, которые происходят в этой истории.
Затем учитель предлагает детям пофантазировать и представить, что в корзине с пирожками главной героини оказался волшебный клубок, указывающий дорогу. С таким необычным предметом события в сказке могут принять совершенно иной оборот.
Дети должны придумать, как Красная Шапочка будет использовать этот волшебный клубок, куда она отправится с его помощью и какие приключения её ждут. В процессе творчества учитель направляет их мысли наводящими вопросами.
В итоге у детей должна получиться совершенно новая сказка о Красной Шапочке. Учитель вместе с ребятами анализирует урок и подводит итоги.
Дополнительное задание: в качестве домашнего задания детям предлагается придумать свою сказку на основе «Дюймовочки». В этой сказке у главной героини также должен быть волшебный предмет, например, маленькая дудочка, которая заставляет окружающих танцевать.
Основа сказки остаётся прежней, но волшебный предмет, его свойства и новые события, которые происходят с героем благодаря этому предмету, дети придумывают вместе с родителями. Необходимо нарисовать и подписать героя и волшебный предмет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие у детей творческих способностей через создание целостного образа глиняной игрушки."
Система работы с дошкольниками по обучению лепке из глины. Авторская "Программа дополнительного образования с дошкольниками в возрасте от 3 до 7 лет "Глиняные забавки"...

«Развитие у детей творческих способностей через приобщение детей к народному творчеству». для детей подготовительной к школе группы 2016 г.
проект формирование основ народного творчества через художественно - творческую деятельность....

Развитие воображения и творческого мышления у детей в ходе обсуждения прочитанного.
Поговорим о том, как стимулировать воображение и творческое мышление ребенка в ходе обсуждения прочитанного....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ,ВООБРАЖЕНИЯ, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Чтобы развивать творческую личность - ребенка необходимо удивлять, изумлять, очаровывать, учить видеть в обычном – необычное....
Консультация для родителей «Роль сказок в развитии воображения и творческого мышления у детей»
Сказки — это неотъемлемая часть детства, которые пронизывают все культуры и поколения. Они не только увлекают детей своими захватывающими сюжетами и фантастическими персонажами, но и...
"Развитие у детей творческих и художественных способностей"
quot;Развитие у детей творческих и художесвенных способностей средствами нетрадиционных техник рисования в рамках реализации парциальной программы "Творческая полянка"...

