Развитие у детей творческого мышления и способность генерировать новые идеи, используя книги.
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)

Макушева Наталья Александровна

Дети с раннего возраста проявляют удивительную способность к творчеству. Дошкольный период является наиболее подходящим временем для развития этого качества, так как в это время закладываются основы личности, формируются интересы, потребности и установки.

Способности дошкольников могут проявляться в различных видах деятельности, но их качественное влияние распространяется и на другие сферы активности. Поэтому так важно развивать творческое мышление у детей уже в дошкольном возрасте.

Психологи и педагоги также отмечают, что если творческие способности не используются, то с возрастом они могут угасать, несмотря на то, что интеллектуальные и жизненные возможности человека при этом увеличиваются.

Художественная литература — это не просто источник развлечения, но и мощный инструмент для развития воображения, речи и коммуникативных навыков. Она играет важнейшую роль в формировании творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnoe_myshlenie.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у детей творческого мышления и способность генерировать

новые идеи, используя книги.

В современном мире творческие личности становятся всё более важными для общества на всех этапах своего развития.

Жизнь стремительно меняется, и чтобы оставаться на шаг впереди, человек должен быть готов к любым переменам. Для этого ему необходимо обладать качествами, которые позволят ему творчески и эффективно реагировать на вызовы и использовать свой потенциал.

К сожалению, традиционная система обучения и воспитания пока не всегда удовлетворяет потребности общества в развитии креативных личностей. 

Дети с раннего возраста проявляют удивительную способность к творчеству. Дошкольный период является наиболее подходящим временем для развития этого качества, так как в это время закладываются основы личности, формируются интересы, потребности и установки.

Способности дошкольников могут проявляться в различных видах деятельности, но их качественное влияние распространяется и на другие сферы активности. Поэтому так важно развивать творческое мышление у детей уже в дошкольном возрасте.

Психологи и педагоги также отмечают, что если творческие способности не используются, то с возрастом они могут угасать, несмотря на то, что интеллектуальные и жизненные возможности человека при этом увеличиваются.

Художественная литература — это не просто источник развлечения, но и мощный инструмент для развития воображения, речи и коммуникативных навыков. Она играет важнейшую роль в формировании творческой личности.

Литературное творчество дошкольников — это не только их личное достижение, но и предмет изучения для исследователей, стремящихся понять, как происходит становление личности.

Чтобы развить творческие способности ребёнка, необходимо не только учить его пересказывать и выразительно читать, но и формировать продуктивные навыки, такие как письмо и художественное творчество.

В этом могут помочь известные методы и приёмы, направленные на развитие творческого мышления. Например, можно использовать увлекательные игры и задания, которые заинтересуют детей.

Творческие задания — это не просто развлечение, а серьёзная интеллектуальная работа, вызывающая сильные эмоции и оставляющая глубокий след в душе ребёнка.

Важно, чтобы ребёнок делился результатами своего творчества. Это помогает ему чувствовать поддержку и мотивирует к дальнейшему развитию. Взрослый может помочь ребёнку сочинять рассказы и волшебные сказки, задавая вопросы и отвечая на них. Такой подход способствует активизации и регулированию детского творчества.

Цель этой методической разработки — помочь учителям и родителям развивать творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста с помощью методов литературного творчества.

В пособии представлены занятия, разработанные на основе известных методов развития творческого мышления, таких как «Грамматика фэнтези» Дж. Р. Р. Толкина и «Технологии ТРИЗ» С. И. Джина.

Комплекс занятий, направленных на развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста через литературное творчество

«Сказка — это радость мышления, и, создавая сказку, ребёнок утверждает свою способность к творческому мышлению» (В.А. Сухомлинский).

Формирование навыков креативного мышления осуществляется в рамках специальной образовательной программы. Ее отличительной чертой является включение методов и приемов литературного творчества, которые способствуют развитию ключевых компонентов креативного мышления, описанных в первом разделе.

Психологи разработали комплекс занятий, ориентированных на развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста. В ходе разработки  изучили методы и технологии сказкотерапии, ТРИЗ, а также методы развития речи у дошкольников и «Грамматики фантазии» Дж. Родари, адаптированные для детей этого возраста. В  занятиях  использованы адаптированные методы Дж. Родари, методы развития речи и ТРИЗ.

Данный комплекс занятий был успешно опробован в группе детей старшего дошкольного возраста (16 человек), занимающихся в учреждении дополнительного образования ГАУ ДО ТО «Дворец творчества и спорта «Пионер» по модульной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа раннего творческого развития «Академия дошкольника», рассчитанной на один учебный год.

1. Тема: «Сказка наоборот» (на основе сказки «Репка»)

Цель: развитие внимания, памяти, навыков активного слушания, быстроты мышления, логики, фантазии и воображения.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (6–7 лет).

Инструментарий: карточки с изображением героев сказки по отдельности.

Ход занятия: занятие проводится в игровой форме.

В начале занятия педагог предлагает детям вспомнить и послушать знакомую русскую народную сказку «Репка». В процессе прослушивания педагог демонстрирует наглядный материал — героев сказки в хронологическом порядке. Затем сказка повторяется вместе с детьми с использованием наглядного материала, но уже рассказываемая всей группой.

После этого детям предлагается выполнить разминку (включается видео с разминкой), а педагог тем временем убирает с доски всех героев сказки, кроме первого — репки. После разминки педагог предлагает детям восстановить события сказки в обратном порядке, то есть с её конца. Дети работают в парах, по очереди называя события, а педагог прикрепляет к доске героев в том порядке, в котором они были названы.

Когда все герои и события восстановлены, дети совместно с педагогом читают новую получившуюся сказку. В конце занятия педагог вместе с детьми обсуждают значимость сказки, выясняют, чему она учит, и подводят итоги занятия.

Дополнительное задание: для закрепления этого упражнения детям было дано домашнее задание — вместе с родителями поиграть в похожую игру, но уже с использованием сказки «Теремок». Наглядный материал по сказке «Теремок» родители вместе с детьми готовили самостоятельно.

2. Тема: «Сон Кота Учёного»

Цель: развитие воображения, фантазии, речи, внимания и памяти, навыков активного слушания, гибкости мышления и творческой активности.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (6–7 лет).

Инструментарий: игрушка «Кот Учёный», карточки со сказочными героями и действиями.

Ход занятия: занятие проводится в игровой форме.

В начале занятия педагог приветствует детей и знакомит их с Котом Учёным, который пришёл к ним в гости. Педагог рассказывает, что гость хочет рассказать интересную историю, которая однажды с ним произошла. Однако, когда он шёл по дороге, поскользнулся, упал, ударился головой и забыл всю историю. Теперь Кот Учёный просит детей помочь ему вспомнить эту весёлую историю.

Далее педагог и дети с помощью заранее подготовленных карточек, на которых изображены сказочные герои и действия (рекомендуется сделать карточки разного цвета, чтобы не перепутать), восстанавливают хронологию событий забытой котом истории. Дети по очереди в паре вытягивают по одной карточке, педагог зачитывает то, что на ней изображено (сказочный герой и действие), и придумывают вместе мини-историю о том, как развивались события с конкретным героем при выполнении указанного действия.

Когда все дети по разу поучаствовали в процессе вспоминания истории Кота Учёного, выясняется, что это был его сон. В конце занятия педагог и дети подводят итоги, а Кот Учёный благодарит ребят за помощь и прощается с ними.

Дополнительное задание: для закрепления этого метода детям было предложено совместно с родителями с помощью таких же карточек (герои и действия) придумать историю приключения своей любимой игрушки, используя 3–4 сочетания карточек. Полученную историю нужно было нарисовать и быть готовым рассказать на занятии.

3. Тема: «Сказочный салат»

Цель: развитие речи, внимания и памяти, навыков активного слушания, гибкости мышления, логики, фантазии и воображения.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (6–7 лет).

Инструментарий: карточки со сказочными героями.

Ход занятия: занятие проходит в игровой форме.

В начале занятия педагог интересуется у детей, любят ли они салаты и какие виды салатов им знакомы. Затем он предлагает приготовить необычный сказочный салат по уникальному рецепту. Ингредиенты этого салата — сказочные персонажи из разных сказок, изображенные на карточках.

Педагог вместе с детьми выбирает несколько карточек с персонажами и перемешивает их, как ингредиенты в салате. Дети вспоминают события из сказок, связанные с выбранными персонажами, а педагог помогает им объединить эти события в одну историю.

В конце занятия педагог вместе с детьми анализирует получившуюся историю и подводит итоги урока.

Дополнительное задание: для закрепления этого приёма детям было предложено вместе с родителями приготовить похожий «сказочный салат», но уже с использованием других карточек с персонажами.

Родителям были выданы подготовленные педагогом карточки с пояснениями задания.

Для домашнего салата необходимо было придумать название, нарисовать все ингредиенты и быть готовыми кратко рассказать о нём.

4. Тема: «Волшебная елочная игрушка»

Цель: развитие воображения, фантазии, речи, внимания и памяти, навыков активного слушания и гибкости мышления.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Инструментарий: карточки с двумя существительными, не сочетаемыми друг с другом в обычной жизни.

Ход и содержание занятия: занятие проводится в игровой форме.

В начале занятия педагог вместе с детьми обращается к важным праздникам, которые отмечаются в нашей стране. Затем он задает вопрос: какой из зимних праздников считается самым волшебным? Дети высказывают свои предположения, и в итоге приходят к выводу, что это Новый год.

Педагог предлагает детям вспомнить и обсудить традиции этого праздника. Они соглашаются, что главная традиция — украшение ёлки. Педагог интересуется у детей, чем обычно украшают ёлку и как это происходит.

Затем детям предлагается стать творческими волшебниками и создать волшебную игрушку для ёлки. Однако есть одно условие: игрушка должна состоять из…

Дети выбирают две карточки с существительными и пытаются объединить их с помощью предлогов и перестановки местами. Педагог записывает самые интересные и необычные варианты.

После этого дети голосуют за понравившийся вариант. Когда они определились, педагог обсуждает с ними возможные свойства игрушки и то, кому она может пригодиться.

Затем дети фантазируют и рисуют придуманную игрушку.

В конце занятия подводятся итоги.

Дополнительное задание: чтобы закрепить упражнение, детям было предложено вместе с родителями придумать ещё одну «волшебную ёлочную игрушку». Технология выполнения задания также была объяснена родителям.

Получившееся сочетание слов нужно записать печатными буквами в тетрадь (родитель пишет образец, а ребёнок переписывает в тетрадь). Затем необходимо нарисовать саму игрушку.

Важно обсудить её волшебные свойства, как она появилась на ёлке и для кого.

5. Тема: «Письмо из сказки»

Цель: развитие внимания и памяти, вариативности мышления,

наблюдательности, воображения, навыков активного слушания, логики, обучение навыку составления определения.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Инструментарий: игрушка «Кот Учёный», письмо, картинки с различными предметами.

Ход и содержание занятия: Занятие проводится в игровой форме с использованием приёма «Эвроритм». В гости к детям приходит Кот Учёный с письмом от Бабы Яги. Она пишет, что ей в наследство от дальней родственницы достался сундук с шоколадом, но ключ от него утерян, и она не знает, где его искать. Баба Яга просит Кота объяснить, что такое шоколад, чтобы понять, стоит ли пытаться открыть сундук. Поскольку коты шоколад не едят, Кот Учёный обращается к ребятам за помощью в составлении ответного письма.

Детям предлагается объяснить, что такое шоколад. На этом этапе перед ними стоит задача дать связанное определение, а не просто перечислить отдельные признаки предмета. На разные ответы детей Кот Учёный реагирует контрпримерами: «Значит, стол – это шоколад, он же коричневый…», «Значит, шоколад – это сахар, он же сладкий…», «А если жидкий, это уже не шоколад?» и так далее.

Затем начинается обсуждение вопросов:

Что плохого в шоколаде? Какие бывают виды шоколада?

Можно ли придумать новые виды шоколада? Что будет, если в мире останется только одна плитка шоколада?

Представьте себе, что шоколада в мире много, но его никто не ест. Почему?

При анализе причин мы с детьми группируем их на три категории: связанные с шоколадом, связанные с человеком и внешние условия.

После обсуждения детям предлагается поиграть в игру «Бывает – не бывает». Педагог называет виды шоколада, а дети должны выполнить определённое действие, если такой шоколад бывает, и другие действия, если такого шоколада нет.

Затем педагог вместе с детьми выбирает 4-5 картинок на доске. Детям предлагается представить себя изобретателями и придумать, что будет, если шоколад объединить с каждым из предметов на картинке (обсуждая при этом, для чего такой шоколад нужен, чем он будет полезен и чем может навредить). В конце занятия подводится итог.

Дополнительное задание: для подготовки домашнего задания детям предлагается выбрать ещё по одной картинке на доске, запомнить её и дома, соединив с шоколадом, придумать своё изобретение, как они делали на занятии. Полученному изобретению нужно дать название, нарисовать его, продумав все важные детали функционирования, и быть готовым презентовать на следующем занятии.

6. Тема: «Что было бы, если…»

Цель: развитие внимания и памяти, вариативности мышления, наблюдательности, воображения, навыков активного слушания, логики, речи.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Инструментарий: карточки с изображение героев сказки, карточка с изображением добавленного волшебного предмета.

Ход и содержание занятия: занятие проводится в игровой форме.

В начале урока учитель спрашивает детей, знакомы ли они со сказкой «Красная Шапочка». Вместе с преподавателем ребята вспоминают всех персонажей и ключевые события, которые происходят в этой истории.

Затем учитель предлагает детям пофантазировать и представить, что в корзине с пирожками главной героини оказался волшебный клубок, указывающий дорогу. С таким необычным предметом события в сказке могут принять совершенно иной оборот.

Дети должны придумать, как Красная Шапочка будет использовать этот волшебный клубок, куда она отправится с его помощью и какие приключения её ждут. В процессе творчества учитель направляет их мысли наводящими вопросами.

В итоге у детей должна получиться совершенно новая сказка о Красной Шапочке. Учитель вместе с ребятами анализирует урок и подводит итоги.

Дополнительное задание: в качестве домашнего задания детям предлагается придумать свою сказку на основе «Дюймовочки». В этой сказке у главной героини также должен быть волшебный предмет, например, маленькая дудочка, которая заставляет окружающих танцевать.

Основа сказки остаётся прежней, но волшебный предмет, его свойства и новые события, которые происходят с героем благодаря этому предмету, дети придумывают вместе с родителями. Необходимо нарисовать и подписать героя и волшебный предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие у детей творческих способностей через создание целостного образа глиняной игрушки."

Система работы с дошкольниками по обучению лепке из глины. Авторская "Программа дополнительного образования с дошкольниками в возрасте от 3 до 7 лет "Глиняные забавки"...

«Развитие у детей творческих способностей через приобщение детей к народному творчеству». для детей подготовительной к школе группы 2016 г.

проект формирование основ народного творчества через художественно - творческую деятельность....

Развитие воображения и творческого мышления у детей в ходе обсуждения прочитанного.

      Поговорим о том,  как стимулировать воображение и творческое мышление ребенка в ходе обсуждения прочитанного....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ,ВООБРАЖЕНИЯ, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Чтобы развивать творческую личность -  ребенка необходимо удивлять, изумлять, очаровывать, учить видеть в обычном – необычное....

Консультация для родителей «Роль сказок в развитии воображения и творческого мышления у детей»

Сказки — это неотъемлемая часть детства, которые пронизывают все культуры и поколения. Они не только увлекают детей своими захватывающими сюжетами и фантастическими персонажами, но и...

"Развитие у детей творческих и художественных способностей"

quot;Развитие у детей творческих и художесвенных способностей средствами нетрадиционных техник рисования в рамках реализации парциальной программы "Творческая полянка"...