Сказка о спрятанных чувствах
методическая разработка по психологии (старшая группа)

Сказка о спрятанных чувствах.

В одном дремучем лесу жили – были чувства. Жили себе не тужили, как-то вместе дружили, иногда ссорились, потом мирились. Так и жили. Пока однажды в тот лес не прилетела ученая Сова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_doklad2022.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

С 01 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образование впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален ФГОС дошкольного образования — федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Введение стандарта с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку,  и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.  Согласно ФГОСам необходимо отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса (от специально организованной деятельности). Ведущими видами детской деятельности должны стать: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный  шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, Введение ФГОС повлекло за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, к педагогу стали предъявляться более высокие требования: к образованию, владению педагогическими компетенциями, современными информационными  технологиями. Введение новой системы послужило толчком для развития , самосовершенствования педагога.

Деятельность  должна стать основой обучения ребёнка т.е. уйти от монологической речи воспитателя и прийти к диалогу, к тому, что ребёнок станет самостоятельным. Другими словами, ребенок добывает знания себе сам, а воспитатель лишь сопровождает ребёнка. Дошкольник должен почувствовать себя самостоятельным и ответственным в том, что может ответить, когда ответь, как ответить. Иными словами, нет скованности. Мы перестали  загонять детей  в определённые рамки, наконец-то дали им возможность высказаться. Всем. Это не означает, что мы не занимаемся. Мы воспитатели занимаемся развитием ребёнка, знаем его все физиологические особенности, и не требуем, чтобы ребёнок читал и писал. Всему этому их научат в школе.

Как показывает практика, по отношению к ФГОС ДО у педагогов наблюдалась поначалу очень настороженная позиция. Мы только вникли в суть ФГТ, которые вводились в 2009-2013гг, приобрели массу методической литературы, затратив немалые средства, разработали образовательную программу в соответствии с ФГТ и приступили к ее реализации, как появился ФГОС ДО, который поставил новые цели и задачи, изменил структуру образовательной программы, требования к условиям ее реализации, задал новые ориентиры на результат дошкольного образования. В этих условиях педагоги оказались несколько дезориентированы, у многих снизилась мотивация к изменениям

На данном этапе, мотивация у некоторых педагогов продолжает быть сниженной.

Воспитатели «старой закалки» очень тяжело поддаются обучению работе на компьютере. Когда появились ИКТ и их стали внедрять в работу ДОУ, многие не понимали как с ними работать, к чему это приведет. А сейчас уже немыслима работа без ИКТ. Но, реальная обстановка в садах другая. Педагогам до сих пор очень тяжело осваивать редакторы, доски и современные игрушки.

Им  также некомфортно ведение занятий, как говорится в свободной форме. Темы также выбираются по старому образцу (дети интересуются другими вещами сейчас)

Как я считаю,  в данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего  креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, педагоги испытывают затруднения, связанные с реализацией ФГОС и нуждаются в методической помощи.

Это раз.

Большое значение наконец в садах уделяется работе по восстановлению преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры, формировании основ национального самосознания и любви к Отечеству, уважении и дружбы между людьми разных национальностей, взаимосвязи человека и природы, человека и семьи, человека в обществе в целом.

Как педагог, работающий в ДО школы, могу точно сказать, что приемственность работает. На протяжении четырех лет, дети знакомятся с учителями и учениками школы на совместных занятиях, мастер-классах. В последствие, дети идут в школу к тем же педагогам. Они испытывают меньший стресс, более плавно вливаются в учебный процесс. Учителям, в свою очередь, «переход» детей в школу тоже более комфортен: с детьми можно начинать работать сразу, обучать их по программе. Совместные спектакли с учениками, позволяют реализовать творческую составляющую всех педагогов и детей, раскрыть потенциал, получить представление о будущих учениках и учителях. Из 28 детей в группе моей дочери 19 пошли в один класс в школе. Ни разу я не слышала как трудно им было привыкать к учителю или другим детям.

Как я считаю,  в данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего  креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, педагоги испытывают затруднения, связанные с реализацией ФГОС и нуждаются в методической помощи.

Это раз.

Плюс ко всему, в рамках требований к материально-техническому обеспечению программы ничего не приобретено из-за отсутствия средств.

Это самая большая проблема.

Стандарт определяет требования к развивающей предметно-пространственная среде: она должна быть содержательной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Вопрос организации предметно-развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стоит особенно актуально. Педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметной среды, но средства не позволяют приобрести необходимое.  

Еще одна нерешенная проблема:
● проблема общедоступности дошкольного
образования – более 30% детей по разным причинам не охвачены системой дошкольного образования, более 10 тысяч детей нуждаются в образовательных услугах дошкольных учреждений (эти цифры постоянно увеличиваются);

● в городах и районных центрах наблюдается дефицит мест в дошкольных образова-
тельных учреждениях, а в сельской местности– их избыток (в городах на 100 мест приходится102 воспитанника, в сельской местности – 77);
● недостаточно развивается сеть учрежде-ний и групп, предназначенных для компенса-
ции здоровья и коррекции развития ребенка,тогда как наблюдается рост хронической патологии детей и возрастает потребность родителей в коррекционно-педагогической помощи;
● качество и набор услуг, предоставляемыхдошкольными учреждениями, не в полной
мере отвечают требованиям родителей;
● более 30% детей охвачены домашним воспитанием, что требует квалифицированного социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения семьи со стороны как муниципальных органов управления, так и дошкольных образовательных учреждений;
● финансовая и имиджевая непривлекательность сферы ведет к оттоку высококвали-
фицированных работников из системы дошкольного образования.Основными условиями обеспечения инноационного развития дошкольного образования является изменение факторов, сдерживающих это развитие. Среди них:
● развитие новых моделей и структур дошкольного образования;
● нормативное правовое обеспечение дошкольного образования;
● развитие новых организационно-экономических механизмов;
● обновление содержания и технологий дошкольного образования;
● развитие информационных и материально-технических ресурсов системы;
● повышение качества кадрового обеспечения;
● создание эффективных инновационных механизмов на всех уровнях системы дошколь-
ного образования;
● развитие системы менеджмента качества дошкольного образования.
Однако исследования изменений в региональных системах дошкольного образования по-
казывают, что в регионах еще недостаточно интенсивно идет активная работа, направленная на:
● создание региональных банков инноваций, открытых и доступных для педагогов;
● профессиональную экспертизу инновационных продуктов;
● издание информационных и методических материалов по авторским инновационным образовательным ресурсам,
● формирование инфраструктуры научно-методического сопровождения для дошкольных
образовательных учреждений, осваивающих инновационные методики, технологии, модели, образцы успешной проектной деятельности;
● организацию тьюторской поддержки и сопровождения дошкольных образовательных
учреждений, осваивающих инновационный опыт лидеров, как со стороны самих новато-
ров, так и с помощью специализированных консультационных и методических служб;
● формирование, обучение и научно-методическую поддержку управленческих команд в
дошкольных образовательных учреждениях,осваивающих инновационный опыт (при раз-
работке и реализации программ развития; инновационных образовательных проектов).
Разработка образовательных стандартов дошкольного образования – актуальнейшая проблема, которую пытаются решать и ученые, и педагоги в русле требований совершен-
ствования качества воспитательно-образовательного процесса. По этому вопросу очень много разночтений. Позиции многих ученых разные.В документах Министерства образования РФ выделяются следующие общие характеристики ребенка на этапе перехода от дошкольного к начальному школьному образованию.
1. Компетентность. К концу дошкольного возраста каждый ребенок обладает определен-
ной компетентностью – базовым запасом знаний и представлений об окружающем, определенными навыками и умениями в разных видах детской деятельности, сложившимися на основе его личного опыта в процессе обучения. Компетентность является основой для овладения ребенком различными предметными областями
знаний на дальнейших этапах образования

● институциональные преобразования системы дошкольного образования с целью обеспечения государственных гарантий конституционного права ребенка на получение качественного дошкольного образования, его доступности на основе выбора вариативных организационных форм,их преемственности и индивидуализации;
● создание условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка как главного ресурса
всей его жизнедеятельности;
● оптимизация технологического моделирования инновационной образовательной ин-
фраструктуры и ее ресурсного обеспечения;
● формирование нормативного правового регламента и эффективных технологий эконо-
мического сопровождения инновационного развития системы дошкольного образования;
● развитие многоуровневой системы подготовки специалистов различного профиля;
● развитие системы менеджмента качества дошкольного образования. Возможности системных преобразований определяются новыми связями моделей дошкольного образования и внедрением актуальных структур:
● центры ранней диагностики и непрерывного психолого-медико-педагогического со-
провождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
● инновационные ресурсные образовательные модули;
● службы ранней помощи ребенку и его семье;
● центры игровой поддержки развития и лекотеки;
● консультационные пункты и др. Перспективы общедоступного и качественного дошкольного образования также связаны с созданием целостной системы интегрирован-
ного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

На сколько я знаю,  АППО проводило в 2022 году мониторинг на данную тему.

Объем выборки: в исследовании приняли участие 416 дошкольных
образовательных учреждений всех 18 административных районов Санкт-
Петербурга, 290 их руководителей, 7489 педагогов и 44060 родителей детей
дошкольного возраста.

В мониторинге участвовали 31 %образовательных учреждений.

1. Инструментарий для проведения регионального мониторинга
качества дошкольного образования
Инструментарий для проведения регионального мониторинга качества
дошкольного образования ориентирован на области оценки, заданные единой
региональной методикой оценки механизмов управления качеством
образования (распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от
17.08.2021 No 2314-р «О внесении изменения в распоряжение Комитета по
образованию от 03.07.2019 No 1987-р»). Группа критериев, относящихся к
системе дошкольного образования, направлена на поддержку вариативности
содержания образовательных программ дошкольного образования, в том
числе и адаптированных образовательных программ дошкольного
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья,
организационных форм и условий их реализации.
Данная группа критериев содержит максимальный набор основных
направлений деятельности дошкольной образовательной организации,
обеспечивающих качество образовательной деятельности по реализуемым
образовательным программам дошкольного образования, в том числе
адаптированных образовательных программ дошкольного образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту -
Программ дошкольного образования).
Группа критериев системы дошкольного образования структурирована
и представлена в трёх основных разделах:
- образовательный и воспитательный процессы;
- условия образовательной среды;
- управление дошкольной образовательной организацией.
Для кластеризации критериев качества в инструментарии
регионального мониторинга дошкольного образования Санкт-Петербурга
использован подход по направлениям деятельности дошкольных
образовательных организаций

Результаты мониторинга будут заполняться в оценочный лист «Результаты мониторинга соблюдения требований ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде и кадровым условиям, созданным дошкольной образовательной организацией для
реализации основной образовательной программы», включает следующие критерии:
- развивающая предметно-пространственная среда;
- информационное обеспечение;
- финансовое обеспечение;
- кадровое обеспечение.

-проанализировать и уяснить суть целевых основ современного дошкольного образования; -сопоставить представленные в ФГТ и ФГОС ДО задачи и принципы дошкольного образования; -определить направления повышения профессиональной компетентности педагогов, составить план работы методической службы дошкольной организации по внедрению ФГОС ДО; - проанализировать условия, имеющиеся в каждом детском саду, в каждой дошкольной образовательной группе; - выявить и постараться устранить имеющиеся проблемы, находящиеся в ведении дошкольной организации.

Большой проблемой, я повторюсь, является создание условий для реализации программы: приведение материально-технической базы детского сада в соответствие ФГОС ДО. Материально-техническая база дошкольных образовательных организаций – основной столп, на котором держится вся их деятельность. Она включает в себя состояние зданий и коммуникаций, оснащенность мебелью и оборудованием в соответствии с ФГОС, создание развивающей предметно - пространственной среды, безопасной для жизни и здоровья воспитанников. В этом ряде проблем хотелось бы остановиться на состоянии зданий и коммуникаций дошкольных организаций, как основных составляющих предметно - пространственной среды.

Я думаю, что коллеги поддержат меня, так как такие проблемы есть в каждом детском саду. Чтобы начинать жить по-новому, оснащать пространственную среду компьютерными технологиями, внедрять инновационные методики, необходимо привести в порядок наше основное богатство - наши здания, не потерять их, сделать пребывание детей в них безопасным и радостным.

Хочу добавить, что в Образовательная программа должна быть универсальным вариантом, но в то же время вариативным. Неверно слепо исполнять программу,
механически следовать всему, что в ней содержится. Если программа детского сада будет представлять собой детально, пошагово и во времени регламентированную модель образовательной деятельности, то она очень скоро устаревает и не сможет служить основой для организации работы с разным контингентом детей в разнообразных ситуациях. Гибкий подход, обсуждение тем, интересующих реальных живых  детей: вот, к чему надо стремиться.

  1. Социально-коммуникативное развитие:

— нравственное воспитание,

— патриотическое воспитание,

— правовое воспитание,

— гендерное воспитание,

— коммуникативное развитие,

— трудовое воспитание,

— формирование основ безопасности жизнедеятельности.

  1. Познавательное развитие:

— ознакомление с окружающим социальным миром,

— ознакомление с окружающим природным миром,

— ознакомление с окружающим предметным миром,

— формирование элементарных математических представлений,

— экспериментирование и исследовательская деятельность,

— сенсорное развитие.

  1. Речевое развитие:

— формирование звуковой культуры речи,

— формирование словаря,

— формирование грамматического строя речи,

— развитие связной речи,

— развитие речевого творчества,

— ознакомление с художественной литературой,

  1. Художественно-эстетическое развитие:

— развитие восприятия произведений искусства и литературы,

— музыкальное развитие,

— рисование,

— лепка,

— конструирование,

— аппликация.

  1. Физическое развитие:

— охрана и укрепление здоровья,

— развитие физических качеств,

— формирование представлений о здоровом образе жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Где спрятан воздух

Развивать позновательную активность в процессе экспериментирования, разширять знания о воздухе....

Консультация для родителей:"Рисунки спрятанные в ладошках".

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей по ИЗО....

Игра «Спрятанная сказка»

Цель: развивать связную речь, строить предложения,  обогащать словарь, учить детей устанавливать логические связи....

Развитие речи детей через сказку. Воспитание добрых чувств.

Из опыта работы над сказкой в группе раннего возраста....

Конспект игрового тренинга «Сочиняем сказку с «Монстриками чувств» для детей старшей группы

Цель: знакомство детей дошкольного возраста с метафорическими ассоциативными картами «Монстрики чувств»....