Развитие речи детей через сказку. Воспитание добрых чувств.
статья по развитию речи на тему

Морина Юлия Евгеньевна

Из опыта работы над сказкой в группе раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_cherez_skazku.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей через сказку. Воспитание добрых чувств.

В период раннего детства ребенок совершает огромный скачок в своем развитии. Не случайно специалисты считают развитие ребенка от года до трех лет необычайно важным этапом его жизни, а возраст три года называют серединой пути психологического развития человека от момента рождения до зрелого возраста. Ни в какие другие периоды жизни воспитание и психологический микроклимат вокруг малыша не имеют так много далеко идущих последствий, не определяют в такой степени личностные качества ребенка, его интеллектуальные и физические возможности.

Для ребенка раннего возраста общение со взрослым является необходимым условием его полноценного развития. В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание малыша. Он не только начинает понимать инструкции, но и с удовольствием слушает все, о чем говорят старшие между собой. В этот период дети с огромным удовольствием начинают слушать стихи, сказки которые читают им взрослые. И эту уникальную возможность нельзя упускать! Минуты совместного чтения несомненно принесут радость не только малышу, но и взрослому. А тесные эмоциональные контакты, возникающие в этом случае между ребенком и родителем, воспитателем, будут способствовать лучшей адаптации маленького человека в мире взрослых и сверстников.

В моей работе это тем более значимо, так как я работаю в группе раннего возраста, где большая часть детей имеет проблемы с развитием речи. Это, как правило, дети не говорящие, или говорящие отдельными аморфными словами – корнями, отдельными слогами. Диагностирование этих детей в начале года показывает, что страдают не только речевые возможности, но и  эмоциональная сфера этих детей. Адаптация у большинства из них проходит долго и тяжело.

Считаю основной своей целью создание эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий (психологических, интеллектуальных, физических) для развития неповторимой индивидуальности ребенка, его творческих способностей.

Наряду с различными видами деятельности (игровой, художественно – продуктивной, музыкальной,  занятиями по развитию речи) особое внимание я уделяю знакомству детей с художественным словом. Это короткие стихи (например, А. Барто), напевные, ритмичные народные потешки, пестушки и, конечно же, сказки.

В русском фольклоре множество сказок, которые очень любимы маленькими детьми. Тексты их, на первый взгляд, просты и наивны, но малышам они очень нравятся. Язык сказок ритмичен, он дает детям много поэтического наслаждения, облегчает восприятие. Сюжет прозрачен и прямолинеен, ничего лишнего, ничто не мешает ребенку познать мораль сказки вцелом, возможность предугадать действия героев, они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают богатство оттенков слов: травка, травушка-муравушка, водичка студеная… Прозвища героев ярки, выразительны: Мышка – норушка, Зайка – побегайка, Волчок – серый бочок… Малыши их быстро запоминают. Уже само чтение создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят прочесть еще. Это чрезвычайно важный момент зарождения любви к художественному слову.

Для маленького ребенка каждый день несет с собой открытия, имеющие исключительную важность для формирования его личности: это и общение со взрослыми и детьми, наблюдение за жизнью взрослых, явлениями природы и, конечно, это информация, которую дети получают из чтения художественной литературы. Книги, сказки являются для малыша неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, приобщают ребенка к духовному богатству.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Читая детям сказку, мы видим, что они охотно  откликаются на события, явления окружающего мира, выражают свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка особенно побуждает активность ребенка, настраивает малыша на сопереживание, сочувствие. Ребенок мысленно проходит с героем весь путь, в результате этого у него появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное – новые эмоциональное отношение к окружающему, к людям, предметам, явлениям.

После прочтения сказок необходимо создать такие игровые  условия, в которых дети и персонажи как бы сблизятся, войдут в контакт друг с другом.

В раннем возрасте особенно важна игровая мотивация на всех занятиях. И тут любимые герои сказок приходят на помощь воспитателю. Мы и лепим крошки для курочки Рябы и дорожку для Колобка, украшаем шарфик для Зайки, переднички для Внучки и Бабки, строим из кубиков Теремок, в подвижных играх имитируем движения Лисички – сестрички, Мишки – косолапого, поем для них песни. В режимных моментах наши старые знакомые тоже бывают незаменимы. Мягкий ласковый Зайка, одетый на руку воспитателя, поздоровается утром, поможет малышу зайти в группу, помашет вместе с ним маме из окошка. Лисичка поможет научить мыть руки и одеваться. Кот уговорит лечь спать и промурлычит песенку. Незадачливый Мишка часто просит его чему-то научить, помочь правильно выполнить задание (т.е. стимулирует к познавательной деятельности). Непоседа – Колобок, перемещаясь по всей группе, поможет правильно понять предлоги (под, над, в, за, вокруг, на…) Замкнутому ребенку, ребенку не в настроении, часто легче общаться с такой «живой» игрушкой, чем напрямую с воспитателем.

Много лет я использую в работе с детьми излюбленные произведения кумулятивного типа: «Репка», «Колобок», «Теремок» «Курочка- Ряба», «Заюшкина избушка», «Маша и Медведь». Малышам легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому предпочитаю для первого знакомства со сказкой рассказывание. Это требует определенной подготовки. Сначала прочитываю сказку несколько раз, чтобы выучить наизусть и точнее определить характер действующих лиц, подобрать соответствующие интонации, чтобы их раскрыть. Рассказывать стараюсь так, чтобы у каждого создалось впечатление, что рассказываю сказку только ему, не одергиваю, не делаю замечания (только небольшие остановки, паузы) Использую жесты, мимику, слежу, чтобы дети не напугались. Чтобы деткам было еще интереснее, использую сюрпризные моменты ( одеваю платок и очки – бабушка Ариша, беру ученого кота-игрушку, волшебный сундучок). К сожалению, часто  современные дети плохо понимают обращенную речь, с раннего детства имея доступ к всевозможным гаджетам, без постоянно движущегося видеоряда им бывает не уютно. Тогда рассказ сказки сопровождаю показом на фланелеграфе.

Иногда на занятии рассказываю сказку дважды, а то и в третий раз. Это не надоедает детям, поскольку я обеспечиваю им активность во время слушания: предлагаю выполнить имитационные движения ( показать, какая большая выросла репка, как ее тянут-потянут, как дед яичко бил-бил и т.д.); использую различные наглядные пособия (тот же фланелеграф, фигурки настольного театра), поощряю попытки детей инсценировать отрывки из сказки.

На занятиях посвященных повторению сказки, я уже могу не прибегать к показу. Помогаю малышам вспомнить содержание  отдельных  фрагментов произведения, предусмотрев задания, которые позволят ребятам сменить позу, выполнить ряд упражнений, связанных с движениями: показать, как мышка бежала и хвостиком махнула, как ходит старенькая Бабка, как лягушка-Квакушка прыгает к теремку и т. п. Припоминаются и воспроизводятся отрывки, наиболее интересные в плане обогащения речи («Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился!», «Козлятушки – дитятушки, отомкнитеся, отворитеся!»)

Все сказки, с которыми я знакомлю детей в течение года, представлены в группе и как настольный театр и как театр на фланелеграфе, и в виде книжек-раскладушек с липучками из серии «Живое чтение». Кроме того, к каждой сказке мною сделаны развивающие игровые задания, которые помогают детям не только лучше запомнить сказки, но и закрепить программные лексические темы. Все эти материалы успешно используются как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми.

Еще несколько лет назад кто-то из детей принес в группу свою книжку. Так случайно у нас появилась сказка  «Про  маму». Сказка не народная, а замечательного автора – Софьи Леонидовны Прокофьевой, но чем то схожа с народными. Несложный содержание, повторение сюжетных ходов, знакомые герои. Детям сказка очень полюбилась. Особенностью восприятия литературы в этом возрасте является тесная зависимость понимания смысла произведения от личного опыта ребенка. То, что хорошо ему известно и совпадает с его представлением о вышеизложенном, познается легко и правильно. Видимо сюжет сказки, действия персонажей оказались эмоционально близки и понятны малышам. Ведь у кого, порой, не случалось, как у капризного Зайчонка, небольших конфликтов с мамой. Может быть даже приходилось обижать ее, любимую, а может от кого-то она даже «уходила» ( пусть не в лес, а в магазин, или в другую комнату), но как это все знакомо и понятно… И как замечательно и счастливо все, в конце-концов  закончилось!

Я заметила, что в свободные минуты пред обедом, или вечером, если я спрашивала, какую сказку почитать, мне несли сказку «Про маму». Нет, другие сказки мы тоже читали, но капризный Зайчонок побил все рекорды  популярности.

Исходя из выше изложенного, выпускное занятие по развитию речи я решила посвятить любимой сказке детей. Учитывая, что интерес ребенка этого возраста к игре во многом определяется яркостью, привлекательностью дидактических пособий, я с особой тщательностью подошла к изготовлению наглядного материала (фигурок персонажей, сказочных домиков). Малыши обожают кого-нибудь спасать. И на этот раз они прошли по сказочному лесу и помогли Зайчонку найти маму. Удалось вовлечь в диалог малоактивных деток, никто не отказался отвечать на вопросы.

Зная, что возможности сказки безграничны, я решила использовать ее для изготовления набора игровых заданий. Задания помогают:

-Активизировать речь, развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику;

-Дать представление об окружающем мире.

- Научить ориентироваться в пространстве, отличать предметы по цвету, размеру, форме.

Выполняются после рассказывания сказки. Включают в себя фрагмент сказки(помогающий вспомнить сюжет) и само задание. Выполняются одним –двумя детьми совместно с воспитателем. В процессе выполнения я всегда даю положительную оценку своим воспитанникам, помогаю, объясняю, делаю перерыв, если вижу, что ребенок устал, отвлекается. В процессе игры, беседы возникает наше взаимное общение. Никакие другие впечатления в жизни не могут равниться с таким общением : оно порождает взаимопонимание между ребенком и мной.

Опыт работы со сказкой «Про маму» позволяет мне утверждать, что результаты такой работы ощутимы: у детей формируется устойчивый интерес к художественному слову, они сами проявляют инициативу к прочтению, или обыгрыванию сказки. Развивается произвольное внимание, память, улучшаются речевые возможности, воспитывается чувство эмпатии. Поэтому  и дальше я планирую продолжить аналогичную работу т.к. это еще открывает широкий простор моему творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора.

Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша!Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он                    ...

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей через сказку"

Часто после знакомства со сказками "Репка" и "Колобок"  дети испытывают трудности в воспроизведении содержания сказок. Может быть, это происходит из-за большого количест...

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие речи детей через сенсорное воспитание»

Для всестороннего развития личности в нашей группе создана хорошая предметно-развивающая среда, но для достижения положительных результатов в  работе по своей теме, мною были внесены изменения...

Развитие речи детей через сказку.

Развитие речи детей через сказку....

Консультация для родителей "Развитие речи детей через сказку"

Скахка ишрает огромную роль в развитии речи детей раннего возраста...

Консультация для родителей. «Развитие речи детей через сказку»

Мир детей не похож на мир взрослых. В нём тесно переплелись фантазия и реальность....

«Развитие речи детей через сказку»

laquo;Развитие речи детей через сказку»...