Развитие речи детей через сказку.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Развитие речи детей через сказку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_cherez_skazku.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Роль сказки в речевом развитии детей.        

 «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое знание действует воспитательно».                                                                                                                                Л. Н. Толстой

На современном этапе развития системы дошкольного образования подчёркнута необходимость целенаправленного развития социально - коммуникативных и речевых навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими, как важного фактора успешной социализации дошкольников.                                                                          Важным источником развития коммуникативных навыков и речевого творчества является художественная литература, произведения устного народного творчества.  К. И Чуковский отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка».                                                                                              Художественная литература оказывает большое влияние на  нравственное, умственное и эстетическое воспитание детей,  на развитие и обогащение речи ребёнка.                                                                                                  В поэтических образах ребёнку открывается жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, дети учатся думать, рассуждать, сравнивать,  анализировать, находить ответы на сложные       интересные вопросы.                                                                                             Художественная литература обогащает эмоции  детей, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. В стихах дети слышат музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; народные сказки раскрывают выразительность русского языка, содержат в себе юмор, сравнение, живые и образные выражения.                                        В. А. Сухомлинский даёт такое определение родному слову: « Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребёнка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребёнка  трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума».                                                                                        Сказка говорит с ребёнком на доступном  ему эмоциональном  языке, поэтому важно открыть в каждом воспитаннике творца, выработать самостоятельность, инициативность, и это проявляется в совместной деятельности, где воспитателю отводится роль помощника и товарища.            Язык сказки – это увлекательный сюжет, легко воспринимается, усваивается, запоминается. А значит,  легко усваиваются и запоминаются основные ценности, и душа человека напитывается добром.                                          В положениях, касающихся духовно – нравственного воспитания, ФГОС устанавливает духовно – нравственные ориентиры дошкольного образования, в соответствии с которыми духовно – нравственная культура складывается из установки положительного отношения к миру; способности ориентироваться в поступках людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватно проявлять свои чувства  в отношениях со взрослыми и детьми. Перед воспитателем и родителями встают такие задачи, как:                  - научить детей доброжелательным отношениям  между собой;                            - научить коллективным играм;                                                                                         - обращать внимание детей на хорошие поступки друг друга;                                -  создавать игровые ситуации, способствующие формированию заботливого отношения к окружающим;                                                                                               - воспитывать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;                                 - взаимодействовать с родителями, вовлечение их в жизнедеятельность детского коллектива.                                                                                           Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируют характер, отношение к миру, окружающим людям.  В этой позиции хочется привести слова Л. В. Обухова: « Сказка ставит, и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют чёткую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатии ребёнка, для разграничения добра и зла, для упорядочения   его сложных и амбивалентных чувств. Ребёнок отождествляет себя с положительным героем».                                                                                                      Взывая к чувствам и эмоциям ребёнка через мир сказок, через театрализованные постановки, творческие работы, продуктивную деятельность, через совместную игру, педагог имеет возможность способствовать формированию нравственного начала.                                                                       Через сказку воспитатель помогает понять детям, что такое добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие; воспитатель в доступной форме доносит до них, что  в мире немало несправедливости, что страх, сожаление, отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, уверенность в себе и оптимизм. Сказки вселяют в ребёнка надежду.  В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие  является очень важным звеном. «Сказка – это зёрнышко, из которого произрастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений» В. А. Сухомлинский.                                                                                                            Задача воспитателя установить тесный эмоциональный контакт с каждым ребёнком, используя сказки. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребёнка по отношению к другим людям, легко переносятся на персонажей художественной литературы. Я использую сказку для профилактической работы с детьми, чтобы устранить эмоциональное раздражение ребёнка, избавить его от чувства тревоги, в ситуациях взаимодействия с родителями, педагогами и детьми.                                                                                                               Наиболее  эффективным методом воспитания я считаю знакомство детей с произведениями устного народного творчества. Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нём заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались на протяжении многих веков.  Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребёнком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребёнка. В любом возрасте дети с удовольствием слушают сказки. Уверена: ребёнок вряд ли станет «трудным», если родители, воспитатели много общаются с ним и в этом общении сказка занимает не последнее место.                                                  Для того, чтобы сказка сверкала сегодня во всей своей красоте, служила благодатным источником для ролевых игр детей более нежели  телевизионные персонажи, необходимо найти доступ к народной сказке. Будем помнить, что сказка – жанр устного народного творчества. Она не читалась по книжке, её подлинная жизнь обреталась именно в слове, в речи опытного сказителя. Сегодня, лучше родителей и воспитателей никто не может утолить извечное стремление детской души к глубине и духовной возвышенности сказочного повествования.                                                                       Сказка – помогает воспитать ребёнка счастливым. И я очень надеюсь, что ребёнок, научившийся открывать душу художественному слову, почувствовавший красоту  и силу сказки, развивший своё воображение и способность радоваться, вырастет хорошим человеком, способным нести добро и радость людям

Библиографический список:                                                                                                                                                   

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов  высших и средних педагогических  учебных заведений. – М., 1999.                    
  2. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей.  Ушакова О. С.  и др./ Под ред. О. С. Ушаковой – М.: Издательство «Институт психотерапии», 2001.
  3. Аджи В. А. Конспекты интегрированных занятий в старшей группе детского сада. – Воронеж, 2006.
  4. Короткова Э. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., Просвещение,1998.
  5.  Смирнова О. Д. Приобщение дошкольников к литературе: традиции и современность. Методические  рекомендации. Мурманск,  2007.
  6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
  7. Горбушина Л.А.. Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1983.
  8. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
  9. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. Пособие./ Под редакцией О.С. Ушаковой. – Москва, 1997
  10.  Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада.  Логинова В.И. , Максаков А.И., Попова М.И. и др./ Под редакцией Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. 1984.
  11.  Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1972.
  12.  Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольников. – М., 1996.
  13.  Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М., 1967.
  14.  Венгер Л. О чем рассказывает сказка. Дошкольное воспитание. № 5. 1991.
  15.  Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.
  16.  Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга: книга для воспитателей детского сада/Под редакцией В. И. Логиновой/. – М., 1992.
  17.  Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001.
  18.  Чуковский К. И. От двух до пяти. – М.: Педагогика, 1990.
  19.  В. И. Яшина. Изучение уровня речевой подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе, Спецкурс. Диагностика готовности детей к обучению в школе. – М., 1992.                                                                        20.Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  20.  Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке « Теремок» с использованием регионального компонента и многонационального фольклора.

Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша!Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он                    ...

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей через сказку"

Часто после знакомства со сказками "Репка" и "Колобок"  дети испытывают трудности в воспроизведении содержания сказок. Может быть, это происходит из-за большого количест...

Развитие речи детей через знакомство со сказкой

Развитие речи детей через знакомство со сказкой...

Развитие речи детей через сказку. Воспитание добрых чувств.

Из опыта работы над сказкой в группе раннего возраста....

Консультация для родителей "Развитие речи детей через сказку"

Скахка ишрает огромную роль в развитии речи детей раннего возраста...

Консультация для родителей. «Развитие речи детей через сказку»

Мир детей не похож на мир взрослых. В нём тесно переплелись фантазия и реальность....

«Развитие речи детей через сказку»

laquo;Развитие речи детей через сказку»...