Отчет по самообразованию на тему: «Развитие речи детей через сенсорное воспитание»
материал (младшая группа) на тему

Имукова Светлана Владимировна

Для всестороннего развития личности в нашей группе создана хорошая предметно-развивающая среда, но для достижения положительных результатов в  работе по своей теме, мною были внесены изменения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_opyt_raboty_po_sensorike.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

№ 2 «Белочка»

Город Нурлат Республика Татарстан

Из опыта работы на тему:

« Развитие речи детей через сенсорное воспитание»

Выполнила:

 воспитатель первой младшей группы

Имукова С.В.

        Развитие речи является одной из  основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития общей моторики и тонких движений пальцев рук. Развитие сенсорного воспитания является ощутимой основой для всех способностей ребенка: познавательных, эстетических, творческих, для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности, для развития внимания, памяти, мышления и речи. Кроме того, сенсорное воспитание направленно на то, чтобы научить детей точно, и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. д.) Чем больше развиты движения ребенка, тем лучше и быстрее  развивается у него речь.  В настоящее время возникает проблема дополнительного развития двигательной функции ребенка, особенно  движений пальцев рук, так как именно моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, координация, воображение и, собственно, речь. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

                   В начале  этого  учебного года в первую младшую группу  к нам поступило 25 детишек.  Проведя анализ уровня индивидуального развития детей по образовательной области «Речевое развитие», я поставила перед собой:

Цель: Развить активную речь детей раннего возраста в процессе игр с сенсорными материалами, которую планировала реализовать через следующие задачи.

Задачи:

Формировать у детей раннего возраста перцептивные действия (от лат. perceptio — восприятие...) — действия, направленные на решение разнообразных задач, таких как обнаружение, различение, идентификация, формирование образа, опознание);

учить обозначать их словом;

Активизировать познавательную и  речевую  деятельность на основе обогащения  сенсорного   опыта   детей;

Способствовать становлению речи через развитие мелкой моторики;

Формировать положительный эмоциональный настрой к игре, способствовать развитию диалогических и монологических форм речи;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, основы вежливого обращения.

     Для всестороннего развития личности в нашей группе создана хорошая предметно–развивающая среда, но   для достижения положительных результатов в  работе по своей теме, мною были внесены изменения и дополнения в образовательную развивающую среду:

1.    Приобретены:

         - игры и игрушки: пазлы «Собери целое из частей», «По цвету», «Чей малыш?», «Вкладыши», шнуровки,  театр по сказке «Курочка ряба», «Теремок» (по типу матрёшки). Игра на магнитах «Что к чему?» и т.д.

2.     Изготовлены своими руками:

- дидактические игры: «С какого дерева упало»,  «Что собрал ёжик», «Собери картинку», «Геометрическая полянка», «Разбери по цвету», «Цветочные полянки», «Разноцветные крышки», «Чудо прищепки», «Разноцветные поляны», «Завяжи шарики», «Разноцветные машины», «Веселые горошки», «Радужное солнышко», «Собери цветок», «Цветные яички», а также для детей изготовила ширма с различним заданиями на тактильное восприятие     и др.;

Обновили театры по сказке:  «Три медведя», «Колобок», «Теремок»;

- оформила зону «Волшебная сенсорика», в котором размещены различные пособия и игры.

- сухой мини-бассейн со сменным наполнителем (песок, фасоль, семена каштана) для развития мелкой моторики.

     Организация  деятельности между взрослыми и детьми  в любой образовательной области, в том числе и в области «Речевое развитие», проходит через следующие виды:

Самостоятельная деятельность детей;

Совместная деятельность педагога с детьми:

Образовательная деятельность;

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:

Совместная деятельность с родителями.

     В своей работе с детьми я использую следующие методы и приёмы:

-  словесный (указания, объяснения, просьбы);

-  наглядный (образец, показ предметов, действий);

-  игровой (игры: дидактические, настольно-печатные, пальчиковые, подвижные упражнения).

      Образовательная область «Речевое развитие» интегрирует со всеми образовательными областями:

       В процессе  общения воспитателя с детьми во время режимных моментов  у детей формируется ручная умелость (моют руки с мылом, снимают – вешают полотенце, держат правильно ложку, расстегивают и застёгивают сандалии, большие пуговки и кнопки) и создаётся благоприятная основа для формирования словаря, грамматически правильной речи, диалога, освоения детьми вежливых форм общения.

      В сенсорном развитии и при формировании элементарных математических представлений действия с предметами объёмными и плоскостными, разной фактуры и формы, разного размера и цвета, развивают мелкую моторику, которая способствует обогащению непосредственного чувственного опыта, формированию умения называть свойства предметов, развитию мышления, внимания.

     В познавательно - исследовательской и продуктивной  деятельности (с водой, песком, снегом, разными видами конструктора) у детей развиваются моторные навыки, в результате чего обогащается словарь, развивается монологическая  речь, воображение.

     Действия с разнообразными изобразительными материалами (карандаши, фломастеры, кисти, мелки, пластилин) развивают мелкую моторику, обогащают словарь, развивают  диалогическую речь, формируют культуру общения детей.

     В разных видах игр (сюжетно – ролевых, подвижных, дидактических, театрализованных) у детей при взаимодействии с игрушками развиваются моторные навыки, все компоненты устной речи, коммуникативная активность, обогащается чувственный опыт, создаётся эмоциональное благополучие.

     В процессе самообслуживания и выполнения элементарных трудовых поручений у детей развивается общая и мелкая моторика, которая способствует активизации словаря и закреплению форм вежливого обращения.

       Тесное  сотрудничество с семьёй является залогом успешной работы с детьми, поэтому я использую разнообразные  формы взаимодействия с родителями  по данному вопросу, которые способствуют эффективному решению поставленных задач:

1. Родительские собрания  «Развивающие игры с использованием подручных средств», «Игры с песком и водой»: 

2. Индивидуальные  беседы по развитию и закреплению речевых навыков дома;

4. Наглядная информация  «Ребенок должен играть»; «Игры по сенсорике»

5.  Коллективные консультации «Влияние общей и мелкой моторики на речь детей», «Пальчиковые игры для развития речи малышей»,

6.Сообщения на родительских собраниях «Игры с речевым сопровождением», «Роль родителей в развитии речи детей»;

Выводы

         На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

-   Целенаправленное и систематическое использование  в разных видах деятельности игр и упражнений на формирование моторных навыков способствует обогащению речи детей.

- Интеграция области «Речевое развитие» в ходе реализации других областей способствует успешному освоению детьми  раннего возраста  основной общеобразовательной программы.    

- Тесное взаимодействие педагогов и родителей способствует повышению интересов родителей к данной проблеме и активному участию их в работе над речью детей

-  Создание предметно – развивающей среды способствует развитию общей и мелкой моторики, что активизирует речевые навыки детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию. По теме: «Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности»

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, а ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.• Те...

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Отчет по самообразованию на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Годовой итоговый отчет по самообразованию на тему: «Развитие речи детей подготовительной к школе группы, посредством дидактических игр».

     С сентября 2021 - по февраль 2022 года я работала в первой младшей группе, и взяла тему самообразования: «Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических н...