Отчет по самообразованию на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста" (средняя группа)
материал (средняя группа)

Абдразакова Елена Рахимзяновна

отчет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrrr_detey_doshkvozrasta.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Сказка»

Отчет по самообразованию

за 2017-2018 учебный год

воспитателя Абдразаковой Елены Рахимзяновны

на тему

«Развитие речи детей  дошкольного возраста»

г.Мегион.

2017-2018 уч.г.

Тема: «Развитие речи детей  дошкольного возраста»

Актуальность.

Уровень развития речи детей дошкольного возраста является одним из условий успешного обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.

Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.

Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие речи у детей дошкольного возраста».

Планируя работу над темой, определила для себя следующую цель:

  • повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
  • систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

  • изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
  • разработать перспективный план реализации проблемной темы;
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
  • определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
  • систематически проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
  • представить коллегам наработанный опыт реализации проблемной темы.

В результате работы над темой самообразования, разработала:

  • картотеку дидактических игр, упражнений по развитию речи у дошкольников;
  • картотеку артикуляционной гимнастики;
  • картотеку дыхательных упражнений;
  • картотеку пальчиковых игр;
  • памятку для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
  • лэпбук по развитию речи «Речевичек»
  • выступление на заседании методического объединения с отчетом о проделанной работе.

Практические выходы:

Месяцы

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

сентябрь

Анализ проблемы. Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи.

Консультация для педагогов «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста».

Анкетирование родителей

октябрь

Изучение литературы по теме. Повышение компетентности. Подбор литературы в соответствии с программой для чтения в режимных моментах.

Чтение художественной литературы, произведений устного народного творчества

Консультация для педагогов «Использование дидактических игр для  развития речи у детей дошкольного возраста».

Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций.

ноябрь

Освоение  и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей:

«Четвертый лишний», «Посчитай», «Скажи наоборот (подбор антонимов), «Подбери слово», «Большой, маленький» и т.д. Индивидуальная работа. Формирование грамматического строя речи

Посещение открытых занятий в ДОУ.

Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями.

декабрь

Заучивание стихотворений, разучивание песен, обыгрывание сказок, театральных миниатюр.

Консультация «Использование метода проектов, как средство речевого развития».

январь

Рассказывание по картинкам «Что сначала, что потом»

Формирование грамматического строя речи, развитие лексической стороны речи, работа над интонационной выразительностью

Консультация для педагогов «использование сюжетно- ролевых игр для развития речи у детей дошкольного возраста».

Создание памятки для родителей по развитию речи у детей.

февраль

Составление описательного рассказа по образцу воспитателя.

Обучение составлению рассказов на темы из личного опыта (о любимых игрушках, членах семьи, об отдыхе в выходные дни).

«Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

март

Пересказы с использованием мнемотаблиц

Презентация «Нетрадиционные способы заучивания стихотворений» (с использованием мнемотаблиц)

Индивидуальные беседы и консультации с родителями.

апрель

Проведение мониторинга речевого развития дошкольников.

Обмен опытом с коллегами.

Оформление стенда в приемной «Советы логопеда»

май

Конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим»

Выступление на заседании методического объединения по теме «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.

Выводы:

Диагностика развития речи детей на конец учебного года показала положительную динамику. У воспитанников усовершенствовалась диалогическая и монологическая речь, обогатился словарный запас. Много времени уделяли развитию грамматической стороны речи, работали над  фонематическими нарушениями, развивали память и логическое мышление. Ежедневно проводили артикуляционную и пальчиковые гимнастику. В режимных моментах планировали чтение художественной литературы, знакомили с произведениями устного народного творчества, работали над выразительностью речи. В дальнейшем планируем продолжать работу по составлению рассказов и пересказа с использованием мнемотаблиц, поскольку детям данная техника очень понравилась.

В следующем учебном году будем уделять больше времени театрализации, так как с театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" средняя группа

план по самообразованию для средней группы на тему "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"...

самообразование "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста" средняя группа

Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, форми...

Отчет по самообразованию тема:" Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам театральной деятельности"

Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...

Отчет по самообразованию «Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы»

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценн...