Семинар-практикум для педагогов
учебно-методический материал по психологии
Стимулировать педагогов к повышению уровня профессиональной компетенции в вопросах взаимодействия с агрессивными детьми.
Задачи:
- предоставить педагогам теоретическую информацию о видах агрессии у детей дошкольного возраста, мотивационной направленности детской агрессивности, а также психологическом портрете агрессивного ребенка и внешних факторах, способствующих проявлению агрессивного поведения у детей;
- развитие способности к самоанализу и пониманию других, развитие рефлексии;
- развития умения правильной постановки вопроса ребенку, который будет побуждать его оценивать себя и свои действия в проблемных ситуациях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Психолого-педагогический подход к особым детям.
Агрессивный ребенок»
В рамках психологического просвещения педагогов
Разработано, подготовлено и проведено
Педагогом-психологом
Макаровой И.Н.
Цель:
Стимулировать педагогов к повышению уровня профессиональной компетенции в вопросах взаимодействия с агрессивными детьми.
Задачи:
- предоставить педагогам теоретическую информацию о видах агрессии у детей дошкольного возраста, мотивационной направленности детской агрессивности, а также психологическом портрете агрессивного ребенка и внешних факторах, способствующих проявлению агрессивного поведения у детей
- развитие способности к самоанализу и пониманию других, развитие рефлексии
- развитие способности к пониманию и прогнозированию отношения, чувств и состояний человека в определенных ситуациях
- развития умения правильной постановки вопроса ребенку, который будет побуждать его оценивать себя и свои действия в проблемных ситуациях
План:
-Теоретический блок
-Понятие агрессии
-Виды агрессии
-Примеры агрессивного поведения в группе дошкольников
-Мотивационная направленность детской агрессивности
-Внешние факторы, способствующие проявлению агрессивного поведения у детей
-Практический блок
-Разбор педагогической ситуации – взгляд на проблему
-Игра – «Суд идет»
-Упражнение – сказка «Король и его шлейф». Импровизированное действие по сказке «Король и его шлейф»
-Упражнение «Веревки»
-Притча «Гнев»
-Подведение итогов. Обратная связь.
Понятие агрессии
Агрессия – целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. С точки зрения А. Басса:
-агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим;
-агрессия – это действия, включающие в себя намерение обиды или оскорбления;
-агрессия – это попытка нанесения другим телесных или физических повреждений;
-агрессия – это враждебное поведение в отношении окружающих людей;
агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Рассмотрим виды агрессии:
Гетероагрессия - убийства, изнасилования, побои, ненормативная лексика и т.д.
Аутоагрессия - самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания
Реактивная агрессия - ответную реакцию на ссору, конфликт
Спонтанная агрессия - под влиянием каких-то накопленных отрицательных эмоций, или при психических заболеваниях
Инструментальная агрессия - средство достижения результата: спортсмен - победа; стоматолог - удаляющий больной зуб;
Целевая (мотивационная) агрессия -нанесение вреда или ущерба объекту
Прямая агрессия - на объект, вызывающий раздражение
Косвенная агрессия - на удобные для проявления агрессии объекты, н. мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка
Вербальная - в словесной форме: угрозы, оскорбления
Экспрессивная - невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса , н. гримаса, кулак
Физическая - прямое применение силы для нанесения ущерба противнику.
Перейдем к рассмотрению примеров агрессивности в группе дошкольников, или видов агрессии у дошкольников.
Вербальная агрессия - косвенная (жалобы, обвинения, угрозы).
Вербальная агрессия – прямая (дразнилки, оскорбления).
Физическая агрессия – косвенная (принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственное физическое действие).
Физическая агрессия – прямая (непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и (или) унижения).
Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определенный повод и осуществляется в конкретной ситуации. Итак, зачем и почему ребенок проявляет агрессию?
- Чтобы привлечь к себе внимание сверстников, например: мальчик, вырвал книгу у девочки или разбросал ее игрушки, или начал громко лаять, как собака.
- Чтобы ущемить достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство. Например – заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха так тебе и надо, у тебя ничего не получиться, ты плакса и нытик».
- Ради защиты и мести. В ответ на насильственное изъятие игрушки ребенок отвечает яркой вспышкой агрессии.
- Потому что стремиться быть главным. Например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы или пытается стукнуть головой о стену.
- Чтобы получить желанный предмет, например нужную игрушку.
Обобщим эти причины по целевому назначению и мотивации проявления агрессивных действий у детей и увидим типы агрессивности.
Часто дети используют агрессию как средство привлечения внимания, их поведение направлено на получение эмоционального отклика (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такие ребята стремятся контактировать со сверстниками, получив их внимание, они успокаиваются, и прекращают свои вызывающие действия. Агрессивность здесь мимолетна и ситуативная, не отличается особой жестокостью. Цель такого контингента детей продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. У них обостренная потребность во внимании и признании сверстников, которая не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности, и в качестве средств самовыражения и самоутверждения они используют агрессивные действия. /Агрессивно- демонстративный тип
Большинство агрессивных проявлений наблюдается в ситуации защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства. Здесь агрессивные действия выступают как средства достижения определенной цели. Цель достигнута и агрессивные действия прекращаются. Агрессия здесь первичный, нормальный и единственно возможный способ достижения своей цели. Например, выталкивая с лошадки сверстника, мальчик заявляет: «А что же мне делать, я тоже хочу играть, а он мне мешает», «Он сам лезет, я не виноват». /Нормативно – инструментальный тип агрессивности
Есть контингент детей, у которых агрессивные действия наблюдаются исключительно с целью причинения вреда другому лицу.
Например, девочка прячет тапочки своей подруги и с удовольствием наблюдает за ее переживаниями. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у таких детей удовлетворение, а агрессия выступает как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости и вызывает особую тревогу. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, они злопамятны и мстительны. /Целенаправленно-враждебный тип агрессивности/
Таким образом, в основе детской агрессивности может лежать различная мотивационная направленность, в первом варианте – спонтанная демонстрация себя, во втором – достижение цели, в третьем – подавление и унижение другого. Но есть нечто общее для всех типов – такие дети невнимательны к другим, неспособны видеть и понимать другого, они сфокусированы на себе. Для таких детей очень трудно проявить сочувствие, сопереживание или содействие. Такое мировосприятие создает ощущение одиночества во враждебном мире, дети все больше противостоят всему вокруг и отдаляются от других.
Психологическая природа агрессивности такова – дети приписывают враждебные намерения окружающим, либо они мешают достижению их целей, либо не уделяют им должного внимания, либо пытаются нанести вред. Они ждут подвоха со стороны партнера и неспособны видеть мир другого человека.
Перейдем к рассмотрению внешних факторов способствующих проявлению агрессивного поведения. Знания и примеры моделей агрессивного поведения дети черпают из нескольких источников. Первый источник это семья – где одновременно могут демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.
Выделим особенности семей, где агрессивные дети.
- Родители испытывают скорее враждебные чувства к друг другу; не разделяют ценности и интересы друг друга
- Отцы часто демонстрируют модели агрессивного поведения и поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции
- Матери не требовательны к своим детям, часто равнодушны к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.
- У родителей агрессивных детей средства и методы воспитания и собственное поведение противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования.
Добавим, что агрессия деформирует семью и ребенок теряет в ней чувство безопасности и защищенности.
Вопрос к воспитателям:
Можно ли воспитать агрессивность у детей? Если можно, то, каким образом, приведите примеры?
Варианты воспитания агрессивности у детей
- Первый вариант
Если ребенок постоянно добивается нужного результата с помощью агрессии, нарабатывается тем самым стереотип агрессивного поведения. Например, при малейшем промедлении, не выполнении желаний ребенка, тот начинает кричать, топать ногами, ругается, показывает кулаки и т.д. Родитель, сдает свои позиции и уступает…
- Второй вариант
Родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно. Например, дети оторваны от матери – она работает сутками, ребенок живет с бабушкой, прибивание ребенка в больнице…
Проявляя агрессивность в таких случаях, ребенок эмоционально разряжается и заставляет маму или близких обратить на него внимание.
В таком варианте можно воспитать не только агрессора, но и замкнутого, тревожного, безынициативного ребенка, готового подчиняться всем и каждому.
Второй источник, провоцирующий агрессивное поведение – телевидение, СМИ, компьютерные игры.
Все чаще насилие стало появляться на экране, и страшно, от того, что оно теряет ореол трагичности, превращаясь в банальный эпизод повседневной жизни, а порой и выступая в роли неизбежного, законного, справедливого действия.
Сегодняшние дети смотрят ТВ гораздо чаще, чем их ровесники 10 лет назад. Часто ТВ заменяет им непосредственное общение с родителями и со сверстниками или звучит как фон, тоже радио, только добавляется видео ряд.
Родители, занятые работой и домашними делами и испытывающие все большие психологические и физические нагрузки, сами рады усадить ребенка перед экраном, дабы «под ногами не путался». А ребенок испытывает потребность в общении, и особенно ему важен контакт со значимым взрослым, мамой, папой. Отсылая ребенка к ТВ, мы подменяем живое общение.
Дети в возрасте от 6 до 10 лет, подражая действиям других людей, в том числе и героям фильмов и телепередач, приобретают социальные навыки. От чего же зависит, будет ли ребенок подражать агрессивно действующему герою? Если герой побеждает, «вознаграждается за свои действия», то дети, скорее всего, будут воспроизводить его поведение, если же он проигрывает и наказан, то нет. Присутствие родителей, их мнение и отношение к происходящим событиям на экране, также очень влияют на то, будет ли ребенок имитировать увиденное.
Важные психологические феномены, которые возникают, в ответ на телевизионное насилие:
- Изменение правил поведения, установок в различных ситуациях
(агрессия воспринимается как норма поведения, агрессивные действия происходят, даже тогда, когда ее можно избежать)
- Снижение чувствительности к насилию
(ребенок перестает сочувствовать жертвам насилия, как бы ни понимая, что агрессивное поведение вызывает страх и боль)
Важен еще такой показатель как устойчивость агрессивного поведения. Почему, например драчливый ребенок 8-9 лет, скорее всего, превратиться в раздражительного и нетерпимого взрослого, а если не превратится, то опять же почему?
Л. Хьюмен объясняет это теорией сценариев – моделей поведения, которые человек выносит из своего детского опыта. Первоначально они формируются под влиянием семейных, социальных и культурных факторов, в том числе и ТВ. Для того чтобы сценарий закрепился и мог быть воспроизведен в будущем, ребенок должен запомнить действия и их последовательность, и ключевые стимулы, запускающие эту программу поведения. А также, ребенок со слабыми или не сформированными внутренними запретами на агрессивные действия имеет большой шанс принять агрессивный сценарий в качестве основы своего поведения.
Если семья и друзья поощряют асоциальные, агрессивные поступки или спокойно на них реагируют, это способствует развитию агрессивных моделей поведения, и усвоению и закреплению таких сценариев. А когда сценарии уже закрепились, ребенок будет их воплощать, даже попав в другую среду, например, перейдя в другую школу.
Почему сложно «переписать агрессивные сценарии»? Потому, что:
- Человек, усвоивший агрессивные модели поведения, на обычные проявления недовольства окружающих реагирует, как на повод разобраться
- Таким людям сложно идти на компромисс
- Всегда находят себе оправдание и объясняют, почему необходимо поступить именно так
- Такой человек ищет среду, в которой разделяют его взгляды.
Помните и предостерегайте родителей:
- Родители, агрессивно ведущие себя с ребенком, вызывают ответную волну агрессии
- Ограждайте детей от просмотра телепрограмм и фильмов, содержащих сцены насилия
- Смотрите ТВ вместе с детьми и если видите насилие и унижение одних лиц другими, объясняйте детям, что насилие – это источник страданий и зла!
Третий источник – взаимодействие со сверстниками, именно там дети узнают о преимуществах агрессивного поведения во время игр, например. / «Я самый сильный – и мне все можно»/ Или, наоборот – о разрушающем воздействии агрессивных мер. Нам как педагогам необходимо формировать внутренний запрет на агрессию, дабы они не приняли и не воплотили в жизнь агрессивный сценарий поведения. Воспитывайте в детях миролюбие!
- Педагогам дается педагогическая ситуация и время на высказывание своей точки зрения на нее.
Вот пример педагогической ситуации: одна воспитательница, видя двух дерущихся мальчиков, кричит: "Прекратите, вы покалечите друг друга!" Другая воспитательница возражает: "Оставь их. Они хотят лишь установить, кто из них сильнее".
Вопрос педагогам: Кто прав на ваш взгляд, почему?
Выслушивается позиция педагогов /по желанию/.
Резюме ведущего:
Первая воспитательница заранее рисует в своем воображении самое худшее, катастрофичное, в то время как другая придает насильственным действиям в той же самой сцене некоторый положительный смысл.
Таким образом, наши представления, в связи с темой насилия в отношении детей, могут чрезвычайно отличаться друг от друга – это раз. А во-вторых, необходимо оценивать ситуацию здесь и теперь и с позиции конкретных детей, то, что для одного ребенка может быть насилием и унижением для другого возня и игра. Регулируйте меру педагогического воздействия. Всякий раз бежать и разнимать детей тоже нельзя, иначе ребенок, столкнувшись с подобного рода ситуацией в жизни, окажется бессилен, ведь помощника и заступника в лице педагога, то есть вас – не будет (вы постоянно с ребенком не можете находиться). Но если вы видите, что ситуация приобретает опасный оборот вмешайтесь и разберите ситуацию со всей группой, пусть дети выскажут свое мнение, поиграйте в суд, пусть кто-то будет судьей, кто-то адвокатом, кто-то свидетелем – дети будут в восторге!
- Педагогам предлагается проиграть судебный процесс, предлагаемая педагогическая ситуация к рассмотрению в суде см. в приложении 1.
Итак, оценивайте меру педагогических воздействий, и отслеживайте частоту агрессивных проявлений у детей вашей группы, и разбирайте ситуации, произошедшие у вас в группе совместно с детьми в игровой форме.
Упражнение – сказка «Король и его шлейф»
В одном королевстве жил король, как-то раз, он проезжал через дремучий лес на своей карете запряженной его любимицей лошадью. И в ухо лошади попала оса. Та встала на дыбы и помчалась вперед! Кучер был умелым, но лошадь удержать ему не удалось.
Карета свалилась на бок, король остался цел, однако его корона упала вниз с обрыва. Надо ли вам объяснять, чем для короля является корона. Символ власти!
Король, вылезая из кареты, размахивая руками, орал на кучера:
- Растяпа ты неблагодарная, неуклюжий ты прихвостень, велю высечь тебя розгами!
Говоря эту фразу, король бил кучера по спине и лицу, кучер отмахивался, как мог.
Возвращаясь во дворец пешком, король изрядно устал. Его верный слуга – кучер, вернулся к своей жене домой, угрюмый и очень усталый.
- Жена, я голоден, где ужин, сказал он, швырнув сапоги прямо у порога.
Жена сразу поняла, что дело не ладно, побежала накрывать на стол.
Когда она кормила мужа, ей пришлось выслушать пару нелепых замечаний в свой адрес.
- Каша то у тебя подгорела, что ты хозяйка, совсем сдурела, сама ешь…, швырнул он тарелку на край стола.
- Что ты орешь, без толку, я целый день по хозяйству хлопочу, за детьми приглядываю, соседка пришла, пока собак отгоняла, каша и подгорела.
Вышла она из-за стола, и направилась во двор кур кормить, да и кашу швырнула собаке.
Собака, слегка опешив, была рада и подгоревшей каше.
- Дурной ты пес, не достоин даже и подгоревшей каши, ешь, больше тебя кормить вообще не буду, пес шелудивый, молвила хозяйка.
Пес, наевшись подгоревшей каши, убежал в лес. Там высоко на дереве сидел кот, он мяукал и тихонько мотал своим пушистым хвостом из стороны в сторону.
Кошачье мяуканье стало слегка раздражать пса.
- Не ной, сказал он коту, и без тебя тошно!
Кот подумал про себя: будет мне тут, каждая дворняга указывать, здесь я хозяин!
И начал мяукать назло, еще сильнее, и хвостом размахивал пуще прежнего…
Пес был в недоумении и начал так лаять, что пена из его пасти пошла…
Кот изрядно напугавшись, пустился на утек… Он несся так быстро, что не заметил как очутился во дворе, где куры и утки кушали поданное хозяйкой зерно.
Вдруг он заметил банку варенья, которая стояла при входе в дом, капельки варенья стекали вниз, ему так захотелось лизнуть немного.
Котяра подкрался незаметно, и увидел, что на банке варенья сидела оса, и, судя по всему, лакомство ей очень нравилось.
Он начал неоднозначно мяукать. Оса не двинулась с места. Тогда кот начал шипеть и принял устрашающую позу. Снова не помогло. Тут кот, изрядно рассердившись, шмякнул своей лапищей по банке, как раз по тому месту, где сидела оса.
Оса успела вовремя улизнуть, но настроение ее изрядно попортилось, она летела, сильно махая своими маленькими крылышками и изрядно жужжа. Это был полет свирепой осы. И неизвестно долго ли она летела, если бы не карета с лошадью, которая попалась ей на пути. Она вихрем метнулась в ухо гнедой, та заржала, но это была уже другая история и совсем другая лошадь!
После представления сказки психолог предлагает изменить ход событий в качественно другую сторону.
Группа делиться на две или три подгруппы, в зависимости от количества присутствующих и участникам дается задание.
Инструкция:
Измените, диалоги сказочных героев, таким образом, чтобы ни у кого не осталось желания проявлять разного рода агрессию, возможно и сюжетная линия измениться.
Вам необходимо представить свой вариант сказки, и дать ей название.
В распоряжении игроков можно предоставить маски, куклы би-ба-бо, пальчиковый театр, или другие атрибуты, которые могут понадобиться персонажам, элементы костюмов.
На открывающемся окошке в презентации выстроена схема – сюжетная линия, с изображением сказочных персонажей. Это поможет участникам воспроизвести ход событий.
Часть группы займет место жюри и их задача состоит в том, чтобы оценить и проанализировать организацию игрового взаимодействия, представление сказки с учетом целевого назначения.
Комментарий ведущего:
Изменив диалог между героями сказки, в конструктивное русло удалось избежать и минимизировать разного рода агрессивные проявления.
Упражнение «Веревки»
Предложить добровольцу встать посередине комнаты. Ему завязывают пояс из веревки. Еще двое вызвавшихся участников встают друг напротив друга (расстояние 50-60см.), им тоже завязать пояс из веревки (участники образовали треугольник). Еще две веревки подвязать за пояс, так, чтобы получился мостик между 1 игроком и 2, 1 игроком и 3.
В руки второму участнику дают игрушку.
Дается инструкция:
Второму игроку: вы отобрали игрушку у друга, вам хотелось поиграть. Вы ни при каких обстоятельствах не готовы с ней расстаться.
Третьему игроку: вам изрядно надоел сверстник, который наглым образом забрал у вас игрушку, и не собирается вам ее отдавать, вы готовы на кардинальные действия, готовы его ударить.
Первый игрок: вы педагог, ваша задача уладить надвигающийся конфликт. Но вы ограничены в средствах взаимодействия. Используйте только жесты, мимику, и веревку. Передвигаться и говорить вам запрещено.
Второй раз, проигрывая эту ситуацию, инструкция для 2 и 3 игрока точно такая же, а первому игроку вы предлагаете, уладить конфликт без каких либо ограничений.
Но во время второго разыгрывания ситуации, присоединяется еще одна фигура – руководитель, который держит за веревку педагога и дергает его всякий раз, когда тот подходит к детям.
Проигрывать необходимо два варианта ситуации.
Вопросы игрокам и наблюдателям
- Первый раз, что вам мешало достичь вашей цели?
- Какие ограничения было сложнее всего преодолеть?
- Что вам мешало убрать веревки? Это помогло бы вам уладить конфликт?
- Что или кто, удерживает вас в конфликтных ситуациях, где ваши веревки?
Комментарий ведущего:
Достаточно всего несколько секунд, чтобы запрограммировать себя на зависимость от чего-то. Первоначально человек действительно ограничен. Но когда ограничения сняты, человек сохраняет сформированное ранее представление: «Раз веревки еще привязаны, значит, они еще для чего-то нужны, значит это правильно».
Мы часто себя ограничиваем. Где ваши веревки?
Если ребенок когда-то проявлял агрессивные действия, дрался, обзывался – помните, у вас может сформироваться отношение к нему как к агрессору.
А ведь он может измениться, да и агрессия может быть ситуативной, временной, а вовсе не его присвоенным качеством личности.
Притча «Гнев»
Ученик спросил у мастера:
- Как мне справиться с моим гневливым, агрессивным и неуправляемым характером?
- Покажи мне свой гнев и агрессию, - сказал учитель.
- Сейчас его нет, - ответил ученик.
- Хорошо, принеси мне их тогда, когда они появиться.
- Вряд ли у меня получиться, - вздохнул ученик. Гнев и агрессия возникают внезапно, и я растеряю их, пока приду к тебе.
- В таком случае, гнев и агрессия не может быть частью тебя. Иначе ты мог бы показать их в любой момент.
Резюме:
Пульт управления гневом в ваших руках. Кнопку пуск вы нажимаете сами, или не нажимаете. Тогда управляете вы!
А когда гнев и агрессия захватывают вас полностью – уже они руководят вами, пульт у них в руках, причем вы добровольно его отдали.
Когда почувствуете гнев, осознайте его. Тогда вы будете не один на один с гневом. И гнев не причинит вреда вам и окружающим!
Подведение итогов. Обратная связь.
Приложение 1
Игра-ситуация «Суд идет»
Педагогам предлагается такая ситуация:
Катя и Ваня дружат, они ходят в детский сад с ясельной группы, за обедом сидят рядом, играют часто в одни и те же игры, а именно салки, догонялки, прятки – любят бегать, прыгать и своей активностью заводят других сверстников.
Вчера, во время прогулки, Катя стала играть с Натальей, ведь у нее такая удивительная кукла была, они одевали ей одежду, кормили из ложки, соорудили ей комнату из коробки и начали ее обустраивать разными штучками, как вдруг мальчишки во главе с Ваней стали отнимать коробку. Иван сказал: «Это мое. Я ее из дома принес, чтобы сделать гараж для машин. Не отдам, и все!» Незаметно как, началась драка.
Ваня и Катя вцепились друг в друга не на шутку, Катя схватила Ивана за куртку и начала дергать и кричать: «Уходи сейчас ударю». Ваня схватил палку и начал ей махать так сильно, что задел Сашку из 4 группы, и тот начал плакать, дети увидели, что пошла кровь и закричали. Прибежала воспитатель…
Инструкция:
Уважаемые коллеги! Ситуация которая произошла, требует рассмотрения и анализа! Продемонстрируйте свои педагогические способности и творческий взгляд на ситуацию, научите детей высказывать свое мнения, говорить факты, и анализировать события. Предлагаю вам это сделать, через игру –
«Суд идет!».
Роли:
Педагог – судья
дети – участники событий: Наташа, Катя, Ваня, Саша
дети – свидетели: Даша, Олег, Семен, медицинская сестра
педагоги-аналитики, их цель: проанализировать вопросы задаваемые педагогом-судьей детям. Вопрос должен помочь ребенку оценить себя и свои действия в конкретной ситуации. А что я сделал не так? А как я своими действиями и словами мог бы предотвратить ситуацию. Какие вопросы задали бы вы ребенку, как аналитики?
Раздать инструкции:
Педагог-судья:
Добейтесь от детей, каков был реальный ход событий. Разберите ситуацию, уважайте мнение каждого, вы добьетесь успеха, если ребята померяться и сами извиняться друг перед другом. Объясните им, что мы играем в суд, и разбираем реальную ситуацию.
Катя:
Вы – девочка, очень подвижная и резвая. Ваня ваш друг. Но сегодня, вы классно играли с Наташей в ее удивительную куклу. Но пришел Ваня, и начал отбирать вами сделанную комнату для куклы, и он ее даже сломал, было очень обидно. Вы плакали от обиды. Было жаль комнатку, так старались ее сделать. И было страшно, ведь от удара палкой у Саши пошла кровь.
Ваня:
Я принес на той неделе коробку в детский сад, мы хотели сделать гараж для машин – и Катя об этом знала. И вдруг, я вижу, как они с Наташей мою коробку ломают, наклеили на нее что-то, каких-то листьев и бумажек наложили, что-то нарезали – вообще испортили мой гараж! Я разозлился, и начал махать палкой, словно пропеллером, и дальше случилось то, что случилось. Я не хотел Сашку обижать, он сам подбежал поближе посмотреть, что за шум. Я сам испугался, когда кровь увидел.
Саша:
Я бегал, играл с ребятами из своей группы. Как вдруг увидел, как Катька с Ванькой дерутся, подбежал посмотреть и Ванька мне палкой, как даст…
Мне больно было… а потом кровь пошла… и воспитатель прибежала…
Наташа:
Мы играли с Катей в дочки-матери, она делала комнатку для Ангелины – так звали нашу куклу. Как вдруг прибежал Ваня и начал отбирать коробку, Катя не хотела отдавать, и они схватились. Ванька начал махать палкой и Сашка из 4 группы прибежал, и палка по нему ударила. Я не знаю, кто виноват?
Медицинская сестра:
Вы пришли, по просьбе воспитателя об оказании помощи ребенку на улицу. Увидели палку в руках Вани, Саша плакал, а на руке у него была кровоточащая рана. Вы обработали рану и наложили бинтовую повязку.
Даша: вы играли в дочки-матери, Катя и Наташа были мамой и старшей сестрой куклы, они приводили в школу свою куклу, которая была и дочкой и сестрой для них, а вы были школьным учителем. «Я учила в школе, проводила уроки, и увидела, как Катя и Ваня вцепились друг в друга и стали ругаться и кричать, я испугалась, они очень злились – а ведь они всегда дружили. Ваня даже палку схватил и начал ей махать, Сашка пробежал, и палка по нему попала».
Олег:
«Мы с Сашкой увидели палку и подумали, что Ваня играет в мушкетеров, подбежали ближе и поняли, что это драка, начали смотреть, и вдруг палка попала прямо Сашке по руке, пошла кровь и воспитатели пришли…»
Семен:
«Мой друг Сашка. Мы любим, играть в разбойников и в человека – паука, мы бегали, и Сашка остановился и начал смотреть, как Ваня машет палкой, как-то она по нему попала, Сашке было больно, я его пожалел…»
Дети после проигрывания ситуации – игры должны понять:
Катя, зная, для чего ее друг Ваня принес коробку, должна была бы спросить разрешение на ее использование для комнатки куклы.
Ваня: мог бы уступить девочкам и не вредничать, и уж тем более не хвататься за палку – это «оружие», которое привело к травме!
Саша: любопытство сыграло злую шутку.
Наташа: постараться сразу помочь уладить конфликт между Ваней и Катей, а не молча наблюдать за ними. Позвать на помощь взрослого.
Педагог-судья: подводит детей к пониманию ситуации и помогает сделать соответствующие выводы.
Примерные вопросы к детям:
Кате
1. Где ты взяла коробку?
2. Ты знаешь, чья она?
3. Что ты чувствовала, когда Ваня отбирал у тебя комнатку?
4. А Ване было жалко (эту же коробку)?
5. Как вы начали играть с Наташей? Наташа сама тебя в игру пригласила?
Или ты спросила – «А можно с вами?»
6. Если я дам тебе еще одну коробку, как ты ее будешь использовать?
7. А ты хотела позвать Ваню в игру?
8. Кем бы он был в вашей игре?
9. Вы в следующий раз его пригласите?
Ване
1. Когда ты принес коробку?
2. Почему ты не сделал гараж сразу? Тебе что-то мешало?
3. Сколько бы коробку еще тебя ждала, чтобы превратиться в гараж?
4. Если я дам тебе еще одну коробку, ты как ее используешь?
5. Зачем тебе нужна была палка? (чтобы страшнее было)
6. А можно сделать страшное лицо? Так страшно? Пусть сделает гримасу
Спросить при этом у детей: Вам страшно? Смысл в том, что даже чтобы было еще страшнее, палка не нужна.
7. Ваня, ты хотел бы играть с девочками в дочки-матери? А если бы они попросили? Кем бы ты был?
#1058;ы хотел ударить Сашу? Почему так получилось, как ты думаешь?
9. Подумай и скажи, что чувствовал Саша, когда по нему палка попала?
10. А ты хотел, чтобы ему было больно? Тогда скажи ему об этом сейчас!
Саше
1. Как ты увидел Катю и Ваню? Что они делали? А что делал ты?
2. Как ты думаешь, Ваня хотел тебя ударить? Почему?
3. Что ты почувствовал, когда тебя ударили?
4. Если тебе дать в руки палку, ты что сделал бы?
Правила для детей:
- Когда другой говорит, не перебивай! Слушай!
- Говори тогда, когда тебе дают слово!
- Говори правду!
- Вежливо обращайся к детям и взрослым!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"
Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"
Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»
Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....