Семинар -практикум для воспитателей «Взаимодействие педагога с «трудными детьми»
методическая разработка по психологии
Семинар -практикум для воспитателей «Взаимодействие педагога с «трудными детьми»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар -практикум для воспитателей
«Взаимодействие педагога с «трудными детьми»
Подготовила :
педагог – психолог Копнина Т.Н.
Цель: повышение психологической грамотности педагогов при работе с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми.
Задачи:
- Познакомить педагогов с системой мотивов нарушения дисциплины.
- Выявить характерные личностные особенности «трудных» детей, научить объективно описывать поведение воспитанников.
- Сформировать мотивацию на работу с «трудными» детьми.
- Совместно с педагогами разработать эффективные методы взаимодействия с «трудными детьми»
Форма работы: групповая.
Методы работы: семинар-практикум.
Сроки проведения: 1 семинар, 1-1,5 часа.
Участники: педагоги всех возрастных групп.
Ход семинара:
Необходимо разделить педагогов на 3 группы с помощью упражнения «Дерево» - каждый участник выбирает 1 члена группы в команду.
Приветствие "Взгляд из детства"
Цель: показать педагогам, что в каждом возрасте окружающая действительность воспринимается по- разному и нельзя оценивать поступки детей только с высоты взрослого человека.
Инструкция: Нужно назвать себя так, как хотел, чтобы тебя называли в детстве, или так как тебя называли в детстве.
Упражнение «Ребёнок в нас».
Участники бросают мяч друг другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты была…. (называет качество, которое, на их взгляд, было присуще человеку в детстве)». В ответ каждый может либо согласиться, либо опровергнуть данное утверждение.
Детство- всем хорошо известное, но (как это ни странно звучит) мало понятное явление мира личности. Специального определения нет в психологических и педагогических словарях, однако сам термин используется широко, многопланово и многозначно. Но маленький ребёнок мало похож на взрослого. И дело не только в том, что его знания не выдерживают сравнения со знаниями взрослого. Из простых житейских наблюдений мы знаем: ребёнок чувствует и мыслит не так, как взрослый. Приобретая все новые черты в поведении, обнаруживая все большее совершенство внутренних психических качеств, ребёнок все-таки остается ребёнком. Общий психологический облик малыша сохраняет своеобразие, отличающее его от взрослого, да и от школьника (даже младшего).
Каковы же приметы этого психологического облика? Прежде всего, непосредственность, импульсивность поведения, более или менее резко выраженная на всех ступенях раннего и дошкольного детства. Чаще всего малыш действует, не особенно задумываясь, под влиянием именно тех чувств и желаний, которые возникли у него вот сейчас, в данный момент. Конечно, сами эти чувства и желания не берутся неизвестно откуда, они основаны на общих потребностях и интересах ребенка.
В раннем детстве они вызываются главным образом тем, что непосредственно окружает малыша, что попадается ему на глаза. Взрослый может все очень хорошо объяснить, а ребёнок все поймет и даже соберётся делать именно то, что у него просят, но… в решающий момент непосредственная ситуация и то, что он видит, окажут на его поведение бесповоротное влияние.
Чувства менее осознаны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко, столь же быстро могут они и гаснуть. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен - бурное веселье, а через минуту- слёзы. Управлять своими переживаниями ребёнок не умеет, почти всегда он оказывается в плену у чувства, которое его охватило в данный момент. Не умеет он «таиться», как взрослый, - у ребёнка все на виду, все выражается.
Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, всё, что имеет для него интерес и значение. Это взаимоотношения с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми : остро чувствует ребёнок и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом на обиду.
Разумеется, на протяжении раннего и дошкольного детства происходит «воспитание чувств»- и они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными.
Но любой взрослый, наблюдавший дошкольников, а тем более воспитатель, согласится, что, тем не менее, именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность ребенка- бесспорный психологический факт.
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое - трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
Ход семинара-практикума:
Непослушных детей, а тем более детей, "отбившихся от рук", принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число "трудных" обычно попадают дети не "худшие", а особенно чувствительные и ранимые. Они "сходят с рельсов" под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.
Отсюда следует вывод, что "трудный" ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике и наказаниях.
Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он "просто не слушается", "просто не желает понять ", а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.
Психологи выделили четыре основных причины нарушений поведения детей:
Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Взрослые так и сыплют замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование "я сам" двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще - воспитывают.
Это необходимо, но весь вопрос в том, КАК это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это - главное!
Третья причина - желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, учитель постоянно делает несправедливые замечания и т.д.
Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание...
И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл "плохого" поведения в этом случае можно выразить так: "Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо!.."
Наконец, четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.
Подобное "смещение неблагополучия" происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится". Это - в душе, а внешним поведением он показывает: "Мне все равно", "И пусть плохой", "И буду плохой!"
Беда "трудных" детей в том, что они не знают, как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка - это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: "Мне плохо! Помогите мне!"
И все же выявить истинную причину плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться весьма странным - нужно обратить внимание на собственные чувства.
Посмотрите, отметьте, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт, что переживания взрослых - это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.
Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своими выходками, то у нас возникает раздражение.
Если подоплека - противостояние воле воспитателя, то у последнего возникает гнев.
Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у нас - обида.
Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия мы оказываемся во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния.
Что же делать дальше?
Первый и общий ответ на него такой - постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как уже ждет от вас ребенок.
Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией. Значит, наша задача - перестать реагировать прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.
Помощь в каждом случае, конечно, будет разная.
Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Например, это могут быть совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и т.п. Стоит попробовать, и вы увидите, почувствуете, какой благодарностью отзовется ребенок.
Что же касается его привычных "выходок", то их лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.
Упаси бог вообще игнорировать этого ребенка. В таком случае сформируется асоциальный в своем поведении человек.
Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить контроль за делами ребенка. Разумное поведение воспитателя в этом случае - перестать требовать "полагающегося" поведения. Стоит "сбросить на ноль" свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень задач. Это ваш исходный плацдарм, с которого вы можете начать двигаться вперед. Делайте с ним что-нибудь вместе, сам выбраться из тупика он не может. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики!
Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят вашего ребенка.
И последнее, что очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.
Если мы научимся понимать мотивы поведения, мы сможем правильно строить общение с ребенком. Наше педагогическое вмешательство - это только создание некоторых условий, в которых дети могут изменить свое поведение, а могут и не изменить.
Общее понятие «трудный ребенок» подразумевает такие нарушения в поведении ребенка как тревожность, агрессивность и гиперактивность.
Упражнение-игра «Кто есть кто?» (по мотивам русской сказки «Заяц и лиса»).
Вам предстоит, прослушав небольшой фрагмент сказки, ответить на вопрос – какие герои напоминают детей, которых мы называем «трудными»? И каких именно детей – тревожных, агрессивных и гиперактивных.
….Вот она, лубяная избушка. Около нее сидит зайка. Печальный, что-то бормочет, тихо всхлипывая. Послушаем:
- Я ей так верил, так доверял….ну как вот так, а? …и собаки гнали, не выгнали. Да и медведь-то тоже не в силах был выгнать ее….как страшно. Как одиноко…Как холодно…Ну кто, кто спасет? Кто поможет…бедный я …слабый. Ничего у меня-то и не получается…как чувствовал, прям как чувствовал…эхххххххх….
Вот на подходе и петух. Несется, кукарекает. Да так громко, что заяц сам вздрагивает от неожиданности. Носится вокруг него, слова сказать не дает:
- Что случилось, косой? А чего плачешь? Кто, говоришь, выгнал? Да я ее, да мы ее! – машет саблей так, то свист стоит… заодно срезает нечаянно все подсолнухи в полисаде. – Ой, прости. так о чем это ты? Выгнать надо, че тут думать! Ой, смотри какие семечки…много, вкусные. Будешь? Ах, да, лиса. Выгоним, сейчас, погоди. – опять клюет семечки и на время отвлекается от зайца. – Иду, иду, уже все…Вот еще одно зернышко. Вот еще. Смотри, бабочка. Побежали ловить?. Да слышу – лиса. Иду. Иду. А ну, Лиса, отворяй дверь, уходи!
А что Лиса? Сидит в доме, чашки бьет. Скамейку уже в окно зашвырнула с досады, знает – пора ей отсюда бежать. Петух хоть и неказист с виду - а выгонит, как пить дать выгонит.
- Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам! – и снова – бах! – чугуниной о пол. И стол перевернула. Хоть так выместить злость…
Ответ: Тревожный зайка, Агрессивная лиса, Гиперактивный петух.
Все дети разные. Анализируя работы и поступки детей, опытный наблюдатель с определенной степенью достоверности может реконструировать внутреннее содержание душевной жизни другого человека, в частности, выяснить некоторые особенности его поведения.
Психолог организует выполнение практического упражнения «Портрет «особого» ребенка».
А сейчас командам нужно за пять минут составить портреты «трудных детей».
Команда № 1 ответит на вопрос: так какой же он, тревожный ребенок?
• Их отличает чрезмерное беспокойство;
• Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности;
• У них высокие требования к себе, они очень самокритичны;
• Низкая самооценка (дети думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие;
• Ищут поощрения, одобрения взрослых во всем.
Участники, назовите причины возникновения тревожности у детей.
Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой
2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными)
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
А сейчас подумайте, как помочь тревожному ребенку.
Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Задание для команды № 2. Составьте портрет агрессивного ребенка
- Часто теряет контроль над собой
- Часто спорит, ругается со взрослыми.
- Часто отказывается выполнять правила.
- Часто специально раздражает людей.
- Часто винит других в своих ошибках.
- Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
- Часто завистлив, мстителен.
- Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Назовите причины детской агрессивности
1. Неприятие детей родителями
2. Безразличие или враждебность со стороны родителей
3. Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека)
4. полное отсутствие такового (гипоопека).
5. Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
6. Запрет на физическую активность
7. Подсознательное ожидание опасности
8. Агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка.
Как помочь агрессивному ребенку
Работа воспитателей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
1. обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;
2. формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;
3. прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.
Тренинговая часть:
АГРЕССИВНОСТЬ
Психолог просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.
По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий психологом не производится.
Т. Е. в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.
Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.
Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой?». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь?».
Направления коррекционной работы:
1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
2. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ, САМООБЛАДАНИЯ.
3. ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ
4. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ (эмпатии, доверие к людям, доброты и т. д.)
Упражнение «Воздушный шарик».
Представьте себе воздушный шарик, сейчас он спокойный, расслабленный. Но вот внутри него начинает копиться гнев и агрессия: он злится на маму, которая не купила игрушку, на воспитателя, который заставляет кушать нелюбимую кашу, на друга, который нарушает правила игры. И злость постепенно копится в нем, это не может происходить бесконечно, есть два варианта его поведения дальше: или он взорвется (лопнуть шарик) или он начинает метаться в разные стороны, выплескивая на всех свой гнев (выпустить шарик) .
Задание команде № 3. Составьте портрет гиперактивного ребенка.
• находится в постоянном движении;
• спит меньше сверстников;
• беспокоен в движениях;
• плохо координирует движения;
• не регулирует свои действия;
• непоследователен в своем поведении;
• ерзает на месте;
• плохо контролирует свои эмоции;
• часто нарушает правила;
• плохо организован и слабо поддается попыткам организовать его;
• с трудом сосредотачивает внимание на чем бы то ни было.
Назовите причины гиперактивности
1. генетика;
2. социальная среда;
3. патология беременности и родов;
4. инфекции и интоксикация первого года жизни;
5. ММД (минималная мозговая дисфункция)
Как помочь гиперактивному ребенку?
1. не запрещайте ребенку бурно проявлять себя;
2. не приказывайте;
3. не заискивайте;
4. если от ребенка что – то требуется попросите;
5. раз и навсегда откажитесь от чтения нотаций;
6. вместо отказа или запрета предлагайте выбор;
7. чаще беседуйте с ребенком по душам.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
Игра «маленький зверек»
Цель: Дать возможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых приемов можно осуществлять мышечный контроль.
Психолог просит участников закрыть глаза, после чего тихим спокойным голосом произносит следующий текст «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому Вы стараетесь, сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами (соседнем стуле, Убедитесь, что зверек в полной безопасности; улыбнитесь ему еще раз. Теперь можете открыть глаза».
Обсуждение : что чувствовал каждый из участников, выполняя данное упражнение.
Трудно было сидеть неподвижно
в течение его выполнения? Если бы участник получил информацию «Сидеть неподвижно 3 минуты, что бы он чувствовал во время выполнения инструкции? А после завершения такого упражнения?
Заключительная часть.
Упражнение 10 хороших качеств.
Цель: научится не концентрировать внимание только на отрицательных чертах в поведении ребенка, видеть в нем позитивное.
Задание: назовите 10 хороших качеств самого трудного воспитанника.
Вот и подошел наш семинар - практикум к заключению.
И как бы ни сложился рабочий день, какие бы детки не поступили в наш сад, мне хочется пожелать вам именно спартанского спокойствия. И не смотря на все видимые и невидимые трудности в работе педагога, я верю, что вы не остановитесь на достигнутом, будете самосовершенствоваться, развиваться. Расти. А детей «трудных» будет меньше, а счастливых – больше.
Упражнение Мишень «Обратная связь»
Просьба оставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах. Место вашей отметки зависит от оценки работы по четырем секторам. Оценка осуществляется по 10 – бальной шкале. Используя рисунок, участники должны оценить семинар – практикум по категориям: деятельность ведущего, содержание семинара, деятельность участника (самооценка);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Общение педагога и родителей в ДОУ». Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна
Цель: повышение компетентности воспитателей в вопросах общения с родителями....

Семинар - практикум на тему: «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМна тему:«Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы»...

Семинар-практикум для воспитателей «Общение педагогов с детьми»
Семинар- практикум для воспитателей ДОУ содержит рекомендации по изучению стилей общения педагогов с детьми, полезные советы и практические задания....

СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ «ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ»
laquo;Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам и творит добро»Василий Александрович СухомлинскийЦель семинара: повышение уровня профессионального мастерст...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей и педагогов ДОУ "Творческий педагог - творческие дети"
Цель: актуализация творческого, креативного потенциала воспитателей и педагогов ДОУ, как одного из составляющих их профессиональной компетентности.Задачи:Совершенствовать профессиональное м...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка»
Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожд...

Семинар-практикум для воспитателей «Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Одним из самых главных аспектов работы воспитателя остается его взаимодействие не только с детьми, но и родителями, ведь прививая нравственные чувства детям, нам необходимо вести параллельную работу с...