Психологический тренинг «Осенний дождь», чтобы адаптировать педагогов к рабочему режиму.
методическая разработка по психологии

Лещевая Наталья Владимировна

Цель: создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; ввести в коллективное понимание группы готовность говорить об эмоциях и чувствах.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no1_osenniy_dozhd.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг «Осенний дождь», чтобы адаптировать педагогов к рабочему режиму.

Участники: Педагог-психолог, воспитатели и узкие специалисты.

Цель: создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; ввести в коллективное понимание группы готовность говорить об эмоциях и чувствах.
 Задачи: Провести профилактику профессионального выгорания, снять психоэмоциональное напряжение при начале работы после отпуска в осенний период, формировать позитивное мировосприятие.

Материалы: Листы бумаги формата А4, карандаши, фломастеры, мелки, пастель, мольберт, аудиозапись звуков дождя.

Примерное время - 50 минут.

Приветствие

Педагоги садятся на стулья по кругу.

Педагог-психолог: Здравствуйте, друзья! Я рада вас всех видеть. За окном осень – дождь и ветер, но здесь в кабинете – уютно и тепло. Надеюсь, что время, которое мы проведем вместе, принесет вам положительные эмоции и заряд бодрости. Сегодня на тренинге я хочу, чтобы каждый из вас был активен, общителен, позитивен и в хорошем расположении духа. А начнем мы свое мероприятие как обычно с приветствия.

   Упражнение «Дождь». Педагоги выполняют релаксацию по инструкции педагога-психолога.

Педагог-психолог: А сейчас сядьте удобнее, закройте глаза и представьте, что вы просыпаетесь под звуки дождя, который стучит каплями по карнизу.

Не торопитесь открывать глаза. Вслушайтесь в ритм дождя. Почувствуйте, как капли ударяются и отлетают от препятствий на своем пути. Услышьте музыку дождя, которая зарождается внутри вас. Осенний дождь особенный: он наполняет воздух запахом преющей опавшей листвы, смывает последние яркие краски природы, заливает землю огромными лужами, делает тропинки непроходимыми, словно ограждает людей от природы, которая плавно уходит в сон.

Откройте глаза. К дождю можно относиться по-разному. Кто-то его любит, кто-то, наоборот, не выносит, но в любом случае дождь олицетворяет собой ненастье. Как и сам дождь, жизненные «ненастья» могут быть кратковременными, затяжными, ливневыми, косыми, грозовыми и даже грибными.

Тест «Вольеры в зоопарке». Два наших «Я».

Место действия — зоопарк. Перед вами два пустых вольера, в которые нужно посадить зверей (или птиц, если вам так хочется!). Что это будут за животные, решать вам. Единственное условие: на вольерах вам надо написать, как называются сидящие в них существа, а также дать каждому три подходящих эпитета.

Ключ к тесту. Тест очень прост, расшифровывать его — сплошное удовольствие, так как он очень интересный и смешной. Дело в том, что ЖИВОТНОЕ, которое вы нарисовали ПЕРВЫМ, — это то, каким вы хотите казаться окружающим вас людям. А ЖИВОТНОЕ, нарисованное вами ВТОРЫМ, — это вы настоящий. Как правило, эти два существа разительно отличаются друг от друга, к тому же к каждому из них прилагаются эпитеты, что тоже о многом может поведать!

Особое внимание следует обратить на КОНТРАСТЫ, то есть на явную разницу между двумя животными. Скажем, если в первом вольере вы нарисовали ЛЬВА, а во втором — ЗАЙЦА и льва назвали СМЕЛЫМ, а зайца — РОБКИМ, то сразу видно, в чем тут суть. Всему миру вы хотите казаться сильным и решительным человеком, тогда как на деле не являетесь таковым.

Случается и так: в первом вольере нарисована ЧЕРЕПАХА, в качестве основных ее характеристик идет МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ И СПОКОЙСТВИЕ, а во втором вольере изображен ВОЛК, который назван АГРЕССИВНЫМ И ЗЛОБНЫМ. Это явно говорит о том, что рисовавший этих зверей человек хотел бы казаться окружающим спокойным и уравновешенным, уверенным в себе и хладнокровным, но ему далеко до этого идеала, он обладает взрывным темпераментом, раздражителен и резок. Как видите, все просто.

Интересно смотреть на ВНЕШНЕЕ РАЗЛИЧИЕ двух животных. В этом тесте человек часто открыто демонстрирует, каким бы он хотел быть. Скажем, женщины нередко рисуют изящных кошек, стройных антилоп или сильных пантер и пишут на вольерах говорящие эпитеты: «мягкая», «быстрая», «опасная», «загадочная» и т. д. Такими они хотели бы быть. В противовес этому в соседний вольер они сажают существо не столь прекрасное. Мужчины же, как правило, упор делают на силу животного, его представительность и солидность.

Если ЖИВОТНЫЕ МАЛО ДРУГ ОТ ДРУГА ОТЛИЧАЮТСЯ ИЛИ ДОПОЛНЯЮТ ДРУГ ДРУГА, то это говорит о том, что вы гармонично развитый человек.

· Важный момент: если вы ПОСАДИЛИ СВОИХ ЖИВОТНЫХ В КЛЕТКИ, то есть заштриховали свои рисунки, то это говорит о вашей неуверенности, вы чувствуете себя в этой жизни не на своем месте. Возможно, вы играете не свою роль и вам тяжело все время что-то из себя изображать.

Упражнение «Вавилонская башня».

Материал: цветные маркеры, ватман, индивидуальные задания.

Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Его задача молча нарисовать то, что ему выпало. Между собой участники тоже не разговаривают. Все участники группы рисуют одновременно.  Для удобства проведения игры лучше, чтобы лист бумаги был прикреплен к стене, а количество участников не превышало 5 человек. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню.

Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ТРЕНИНГА

1. Нарисованная башня должна иметь 10 этажей

2. Вся башня имеет коричневый контур

3. Над башней развивается синий флаг»

4. В башне всего 6 окон»

5. Вдалеке от башни светит солнце

6. Слева от башни растут два дерева

7. Справа от башни растут пять кустов

8. Над башней летают восемь птиц

9. Возле башни находится собачья будка

10. Над башней расположились три тучки, из которых идет дождь

11. Около башни сидит кошка

12. Башня окружена рвом с водой

13. С крыши башни свисает веревочная лестница

Чтение притчи «Будь собой, уникальным и неповторимым» психолога Буровцевой Галины Петровны.

А сейчас послушайте притчу «Будь собой, уникальным и неповторимым».

«Фонарь жил в большом городе, на центральной улице, недалеко от аптеки. Когда садилось солнце, Фонарь включал свой жёлтый свет. Светить по ночам было его работой. Он любил свою работу и даже называл себя маленьким Солнцем. А в это самое время в далекой Карелии плыла байда. Её работой было идти по воде, стараясь обходить камни. Байда тоже любила свою работу и считала, что приносит пользу. Каждый из них делал своё маленькое, но очень важное дело. Великое счастье быть кому-то нужным: родственникам, родителям, друзьям или незнакомцам. Когда ты нужен, ты знаешь зачем живёшь и жить становится легче... А кому нужны Белые ночи Санкт - Петербурга? Какую пользу приносят они? Однако, Белые ночи многие любят, а те, кто не видел мечтают их увидеть. Значит дело не только в пользе, а ещё в чём-то? В чём? Может быть в том, чтобы быть собой, таким какой ты есть – единственным в мире, уникальным и неповторимым.»

Упражнение «Дарю улыбку»

Педагог-психолог: Сейчас я кому-нибудь улыбнусь и пошлю свою улыбку вот так.

Улыбается и «сдувает» свою улыбку с ладони.

Педагог-психолог: Тот, кому отправилась улыбка, – ловит ее в кулак и так же посылает другому. Это нужно делать быстро и хорошо.

Педагоги выполняют задание.

Педагог-психолог: Как вы себя чувствуете? Запомните это состояние! Я желаю вам хорошего дня и до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологический тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"

Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями....

психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелат...

Психологический тренинг «Наедине с собой» для педагогов детского сада.

Помочь овладеть приемами релаксации и концентрации, повышение энергетического потенциала...

Психологический тренинг по формированию позитивного мышления педагогов

Позитивное мышление – это дорога к свободе, к новому уровню жизни, к успеху и личностному росту. Каждый человек может стать успешным творцом своего будущего. Ведь наше будущее это только мысленн...

Ресурсный тренинг «Осенний дождь», чтобы адаптировать педагогов к рабочему режиму.

Чтобы помочь сотрудникам детского сада справиться с грустными мыслями и апатией во время адаптации к рабочему режиму, раздражительностью, соматическими проявлениями в виде гол...

Ресурсный тренинг для адаптации педагогов к рабочему режиму

Ресурсный тренинг составлен для адаптации педагогов после отпуска к рабочему режиму....