Психология старшего дошкольного возраста.
статья по психологии (старшая группа)

Касьянова Анна Николаевна

      В возрастной психологии дошкольный возраст описывается как один из важнейших этапов развития личности. Именно в этот период в ребёнка закладывается восприятие себя и своих возможностей, отношение к миру и стереотипы общения.

Игра как способ развития.

Дошкольная психология определяет игру как ведущую деятельность в развитии детей этого возраста. Что означает «ведущая деятельность»? Это значит, что именно эта деятельность оказывает главное влияние на развитие личности ребёнка и всех его психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Психология старшего дошкольного возраста.

      В возрастной психологии дошкольный возраст описывается как один из важнейших этапов развития личности. Именно в этот период в ребёнка закладывается восприятие себя и своих возможностей, отношение к миру и стереотипы общения.

Игра как способ развития.

Дошкольная психология определяет игру как ведущую деятельность в развитии детей этого возраста. Что означает «ведущая деятельность»? Это значит, что именно эта деятельность оказывает главное влияние на развитие личности ребёнка и всех его психических процессов.

В процессе игры ребёнок учится контролировать своё поведение согласно выбранной роли. Так формируется его произвольное поведение. Но не стоит думать, что игра для ребенка всего лишь фантазия.  Для него игра — эмоционально насыщенная и абсолютно реальная деятельность, где он может стать кем угодно: доктором, продавцом, учителем, рыцарем или принцессой. Совместная игра помогает детям развить коммуникативные навыки, а также способствует возникновению социальных мотивов (достижение успеха, лидерства).

В процессе сюжетно-ролевой игры у дошкольника появляются следующие новообразования:

-соподчинение мотивов, то есть способность свои личные желания подчинять правилам игры;

-обучение умения общаться с другими детьми. Он овладевает навыками взаимодействия со сверстниками, получая как положительный опыт общения (дружба, общие игрушки), так и негативный (обиды, ссоры);

-усвоение слова «надо», и понимание того, что оно гораздо сильнее слова «хочу».

Познавательные процессы дошкольника.

В старшем возрасте (5–7 лет) восприятие становится не просто реакцией на раздражитель, а инструментом познания окружающего мира. Особенно развито у дошкольников зрительное восприятие. Внимание и память сохраняют свой непроизвольный характер, но к концу периода развивается их произвольность. Увеличиваются устойчивость внимания и его объём. Причём установлено, что устойчивость внимания связана с характером ребёнка. У спокойных детей она в 2 раза выше, чем у эмоциональных.

Самой важной психической функцией, влияющей на развитие дошкольника, является память. Ребёнок способен запоминать много разнообразной информации, но только тогда, когда ему интересно, и это происходит в процессе игры. Никакие специальные техники запоминания не будут работать. Развитие мышления дошкольника проходит несколько стадий. В начале у ребёнка развито наглядно-образное, и в конце начинает формироваться словесно-логическое мышление. Эти психологические особенности развития детей дошкольного возраста, а в частности — особенности мышления нужно учитывать при общении с ребёнком.

Развитие речи.

В дошкольном возрасте в психике ребёнка дозревают центры, отвечающие за речевые функции, и процесс освоения родной речи завершается. Словарный запас значительно увеличивается. В шесть лет активный словарь ребёнка насчитывает 2500–3000 слов. Однако эти показатели полностью зависят от среды, в которой дети растут. Дошкольники имеют большой словарный запас, если родители много разговаривают с ними и читают с ними сказки и рассказы (так происходит знакомство с литературной речью). Для этого периода характерно так называемое словотворчество детей, — способность образовывать причудливые формы слов или использовать слова в необычном значении.      

 Развитие личности.

     Дошкольник учится называть эмоции и распознавать их проявления в себе и других. Очень важно в этот период научить его здоровому отношению к негативным эмоциям и как их правильно выражать. Для этого у самих взрослых должен быть хорошо развит эмоциональный интеллект.

В этом возрасте ребёнок проявляет такие эмоции как сопереживание и забота. Развиваются «социальные» эмоции: чувство гордости и радость за хороший поступок, чувство стыда за плохой. Самооценка и самосознание. На этом этапе развития у ребёнка формируется способность оценивать свои действия и действия других. И именно тогда формируются самооценка и образ себя. В основе самооценки лежит «Я-концепция». Хотя правильнее было бы сказать: «Ты-концепция», поскольку сначала представление о себе у дошкольника складывается из того, как его оценивают родители. Поэтому родители должны быть осторожны в оценке своего ребенка, чаще обращать внимание на его достоинства и способности, чтобы он вырос уверенным в себе человеком.

Нравственное развитие.

Дошкольник активно усваивает нормы поведения и морали и начинает мыслить нравственными категориями: плохой — хороший, добрый – злой, честный – нечестный. Значимую роль в нравственном развитии маленького человека играют родители, и именно они передают свои ценности детям. Важным новообразованием этого возраста является подчинение личных мотивов общественным. В старшем школьном возрасте происходит соподчинение мотивов: мотивы личные уступают мотивам социальным (сделать хороший поступок, или подчиниться желанию группы). Знание норм и правил поведения, а также умение оценивать свои поступки в старшем дошкольном возрасте приводят к тому, что ребёнок учится контролировать свои действия и управлять своим поведением.

 Творческое развитие.

Как помочь ребёнку развиваться? Существует понятие «зона ближайшего развития». В психологию его ввёл известный советский психолог Л. С. Выготский. Зоной актуального развития называют умения ребёнка, которые он выполняет самостоятельно, без помощи взрослых. Также в дошкольном возрасте у ребёнка активно развиваются многие психические функции, и при содействии взрослого он может многому научиться. Только делать нужно не за него, а вместе с ним. То, что дошкольник может сделать при помощи взрослого, чуть позже он сможет сделать сам. Это и называется зоной ближайшего развития. Если вы хотите научить вашего ребёнка чему-то, сделайте это сначала вместе с ним. К тому же так мы развиваем у него уверенность в своих силах. Мы всегда куда-то торопимся, и нам кажется легче и быстрее сделать что-то за ребёнка. Но потом ожидаем, что он сам будет уметь убирать игрушки, вырезать из бумаги и складывать одежду в шкаф.

Кризис 7 лет. Конец дошкольного возраста также знаменуется кризисом. Этот период непростой как для родителей, так и для самого ребёнка. Он может проявлять упрямство, спорить, отказываться выполнять ваши поручения, предъявлять претензии и даже хитрить.

Причину такого поведения психология дошкольника видит в новой социальной роли, которую осваивает ребёнок. Он включается в новую систему отношений, где у него есть свои обязанности, которые могут показаться ребенку тяжелыми. Самая важная характеристика этого кризиса – ребёнок теперь становится не таким понятным, как раньше. Его переживания теперь сохраняются внутри и не всегда видны на поверхности. Причиной этого становится утрата детской непосредственности и желание подражать взрослому. Но только эти подражания в виде гримасничанья и кривляния не милы и смешны, а вызывают раздражение.

Как помочь ребенку пройти кризис 7 лет?

-Проявлять терпение. Ребенок может быть обидчив и вспыльчив. Это связано с его самооценкой.

-По той же самой причине ребёнок нуждается в поддержке и вере в его силы. Выражайте их ему почаще. Больше давайте одобрения его действий, нежели критики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...

Занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста (старшая группа) "Дружба - это чудо!"

Занятие направлено  эмоционально развитие , формирование  дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочение детского коллектива...

Рабочая программа педагога – психолога по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников»»

Начало школьной жизни –серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым...

Консультация для педагогов-психологов ДОУ: «Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста»

Мы познакомимся с одним из направлений арт-терапии- метафорическими ассоциативными картами, правилами работы с ними, рассмотрим обзор существующих колод МАК, которые можно использовать в работе с деть...