Методика диагностики агрессивности у дошкольников "Крокодил"
тест по психологии
Методика диагностики агресивности у дошкольников "Крокодил"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 284.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Крокодил»
( диагностика агрессивности у дошкольников)
Чтобы агрессивность не стала устойчивой чертой характера ребенка, важно своевременно распознать ее. Для дошкольного возраста используйте проективные методики. Предлагаем инструкцию и опыт работы по методике «Крокодил», которая подходит для диагностики разных форм агрессии: истинной, защитной, аутоагрессии и других.
В диагностической работе используйте проективные методики, которые позволяют качественно и количественно проанализировать агрессивные тенденции личности ребенка. Графологи и психологи-практики считают, что изображение крокодила в проективном рисунке – это символ агрессивного поведения. Изображение крокодила способствует выявлению у человека агрессивных тенденций. На рисунке проецируются такие черты характера, как злопамятность, подозрительность, враждебность.
Справка
Методика «Крокодилы» – субтест ассоциативного рисуночного теста. Его выделили в самостоятельный диагностический инструмент исследования Н. Акимовой и Л. Лебедевой
Интерпретируйте рисунок крокодила
Анализируйте рисунки крокодилов по основным принципам интерпретации стандартизированных проективных рисуночных тестов, таких как ДДЧ, «Несуществующее животное», «Кактус». Ищите отражение общего психологического состояния, возможных эмоциональных проблем ребенка в формальных показателях рисунка: силе нажима на карандаш, своеобразии линии, размере рисунков, их размещении на листе, степени тщательности и детализированности изображений, штриховке. На рисунках детей агрессивность может проявляться в двух формах: как состояние самого ребенка, а также как ощущение враждебного социума по отношению к себе.
Где находится крокодил. Обратите внимание, как изображение расположено на листе бумаги. Крокодил в верхнем левом углу – признак тревожности детей, их ориентации на прошлое. Если ребенок срезал рисунок левым краем листа, это может говорить о том, что он фиксирован на прошлом и, возможно, отрицает его. Крокодил в центре листа может быть признаком чувства неполноценности и незащищенности. Если весь рисунок сделан как «вид сверху», то можно сделать предположение о депрессивном состоянии ребенка. Рисунки анфас чаще всего свойственны людям с бескомпромиссным поведением.
ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК
|
Как крокодил прорисован. Обратите внимание на особенности линий и штриховки. Когда ребенок стирает, прорисовывает детали, возвращается к различным частям рисунка, штрихует их – он проявляет признаки повышенной тревожности. Исправления могут отражать потребность уменьшить переживание агрессии и порожденного ею страха с помощью изобразительных средств. Фиксация на какой-то части рисунка и временные задержки – индикаторы внутриличностного конфликта.
Когда ребенок тщательно вырисовывает крокодила по сравнению с другими рисунками, то это свидетельствует об актуальной агрессии. Если тщательно прорисовывает только глаза – то это говорит о повышенной восприимчивости, подозрительности в поиске проявления агрессии со стороны окружающих. А тщательная прорисовка хвоста – показатель злопамятности.
Какого цвета рисунок. Большинство детей адекватно раскрашивают крокодила – в оттенки зеленого цвета. Окраска крокодила в другие цвета спектра встречается очень редко и может говорить о креативности ребенка, образности его мышления, о дополнительном способе передачи информации. Необходимо отдельно отметить, что дети с повышенной тревожностью часто рисуют крокодила простым карандашом и не раскрашивают его. В некоторых случаях отличная от природы окраска крокодила характеризует эмоциональное состояние ребенка. Задача педагога-психолога – прояснить детали в пострисуночном опросе.
Что вокруг. Изображения воды, деревьев, земли и др. могут говорить о желании структурировать ситуацию, чтобы контролировать ее. Когда крокодил замаскирован в воде – озере, реке, бассейне – это символизирует желание скрыть враждебное поведение, отражает латентную форму агрессии.
_____________________________________________________________ Совет
Используйте проективную методику «Крокодилы» в сочетании с другими тестами, чтобы увеличить надежность результатов исследования
Что особенного на рисунке. При анализе рисунка обратите внимание, есть ли в нем прямые символы агрессии: открытая пасть, зубы, когти, шипы, агрессивная поза. Особенно показательно, когда крокодил что-то или кого-нибудь поедает. Об агрессии свидетельствуют заостренные элементы рисунка и большие размеры нарисованного крокодила.
Когда на рисунке несколько крокодилов, это тоже может указывать на высокую степень агрессивности. Выясните причины агрессии ребенка на пострисуночном опросе.
____________________________________________________________
Интерпретируйте ответы детей о рисунке
После рисования проведите опрос, чтобы отделить эмоциональное состояние ребенка от роли персонажа. Попросите его рассказать о своем крокодиле. Если в повествовании недостаточно сведений для анализа, предложите ребенку конкретные вопросы: «Где крокодил живет?», «Чем питается?», «Чем обычно занимается?», «Что любит делать больше всего?», «Чем не любит заниматься?», «Есть ли у него друзья, кто они?», «Кто живет с ним вместе?», «Кто его враги, если есть?», «Чего он боится больше всего?» Подробно запишите ответ на каждый вопрос.
Совет
Обсуждение образа жизни, географии распространения и других особенностей крокодила позволяет психологу получить дополнительную информацию о развитии интеллектуальной сферы ребенка
Где крокодил живет. В ходе опроса попросите ребенка рассказать о месте, в котором крокодил обитает. Если ребенок говорит, что крокодил живет на острове, за границей, то это может говорить о демонстративности. Если в качестве места проживания крокодила ребенок называет изолированное место, например, космос, другую планету, пещеру, колодец, лес и т. д., то можно сделать предположение, что он остро переживает чувство одиночества. Ответы «в тайге», «в непроходимых болотах», «в лесной чащобе» символизируют агрессию, страх ребенка, его желание найти защиту. Если ребенок «поселил» крокодила в неприятные условия – животное живет «в тине», «в грязи», «в луже», «в помойке» – то это может быть признаком невроза, требует более пристального внимания и дополнительного наблюдения, диагностики.
Что крокодил ест. Расспросите ребенка о том, чем питается крокодил. Ответы «ничем», «воздухом», «энергией» говорят об интравертности ребенка, ответы «всем, что попадется» – о его импульсивности. Крокодил, который питается несъедобными вещами – гвоздями, камнями, палками – встречается в рассказах детей с нарушениями коммуникативных навыков, а крокодил, который ест «людей» – в рассказах детей с ярко выраженным негативизмом и агрессией. Такие дети во время рисования часто проговаривают: «Я его совсем не боюсь», «Я их всех съем», «Всех бы вас, радостных, перекусать».
Должны насторожить рассказы детей о том, что крокодил питается неприятными элементами: слизью, трухой, клопами, тараканами – это может быть симптомом невротического расстройства. Еще более тревожные ответы детей: «внутренними органами животных», «кровью» – это признаки невроза, который граничит с агрессией.
Как себя ведет крокодил. Крокодил, который находится в постоянных поисках пищи, дает повод задуматься о трудностях и скрытых проблемах у ребенка. Крокодилы, которые совершают неординарные поступки и любят необычные занятия, встречаются у творческих и непосредственных детей.
Если в ходе пострисуночного опроса ребенок поясняет, что крокодил много спит, то это говорит об общей астении, хронической усталости самого ребенка. Крокодил, который ломает предметы, крушит все вокруг, – признак открытой физической и вербальной агрессии, негативного отношения с окружающими. Крокодил, который играет, гуляет, хорошо проводит время, характеризует образ жизни и желания самого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое обследование детей по проблемам агрессивного поведения.Практические рекомендации по профилактике агрессивного поведения.
Психодиагностическое исследование состояло из трех этапов:1. Сбор анамнестических и психодиагностических данных с использованием психодиагн...

Агрессивное поведение. Причины. Приемы работы с агрессивными детьми.
Даны рекомендации для воспитателей по работе с агрессивными детьми, а также коррекционные игры, которые можно проводить в группе детей....

Агрессивное поведение. Рекомендации родителям агрессивных детей.
Большинство родителей, сталкиваясь с агрессивным поведением своего ребенка, не придают этому факту особенного значения, считая, что такое поведение свойственно многим маленьким детям. Они думают...

Агрессивное поведение ребенка дошкольника. Коррекция агрессивного поведения у детей
Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от живот...

Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивным ребенком.
Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее. Агрессивный ребенок часто чувствует себя...
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников
Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаПонятия «агрессия» и «агрессивность». Классификация видов агрессии Причины возникновения агрессивности и особенности ее проявл...


