«Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата»
методическая разработка по психологии (младшая группа)
Повышение психологической компетентности педагогов-психологов ДОУ в коррекционно- развивающей работе по развитию мелкой моторики с детьми с нарушением опорно- двигательного аппарата.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «МУРЗИЛКА» |
Методический семинар |
«Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата» |
Пояснительная записка |
Выполнила: педагог- психолог
Тонких Ольга Александровна
с. Восход
2024 г
Цель: повышение психологической компетентности педагогов-психологов ДОУ в коррекционно- развивающей работе по развитию мелкой моторики с детьми с нарушением опорно- двигательного аппарата.
Задачи:
- ознакомить со спецификой развития детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата;
- значение и роль развития мелкой моторики у детей с НОДА;
- первичная диагностика детей с НОДА;
- методы используемые в коррекционно-развивающей работе по развитию мелкой моторики у детей с НОДА.
Коллеги, сегодня на методическом семинаре в центре внимания дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА).
Одним из главных и неотъемлемых условий благополучной социализации детей-инвалидов является их право на образование. Получение образования позволяет им полноправно участвовать в общественной жизни и успешно самореализовываться в различных сферах. Гарантирование права детей-инвалидов на образование является одним из приоритетных направлений государственной социальной и образовательной политики в России. Оно закреплено в Конституции РФ, статье 43, а также в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА) представляют собой различные ограничения в здоровье детей. Внешне они проявляются по- разному в зависимости от степени, характера и локализации поражения двигательного аппарата. Причин возникновения таких нарушений очень много, к ним относятся:
- различные заболевания (полиомиелит, детский церебральный паралич, генетические заболевания, поражения головного и спинного мозга и др.);
- травмы;
- врожденные деформации опорно-двигательного аппарата;
Главное отличие таких детей – ограничение в движении.
По статистике, почти 90% детей с НОДА составляют дети с церебральным параличом (ДЦП).
ДЦП – это неврологическое заболевание, возникающее вследствие поражения головного мозга в период эмбрионального развития или в раннем детском возрасте. У детей с ДЦП отмечаются нарушения двигательных функций, расстройства внимания и речи, а также возможны эмоциональные нарушения. Моторные расстройства имеют различную степень выраженности.
Нарушения мелкой моторики у детей с ДЦП является одной из наиболее распространенных проблем, которая может привести к трудностям в выполнении повседневных задач, таких как письмо, рисование и даже застегивание одежды. Это происходит потому, что мелкая моторика включает в себя большое количество разнообразных движений, от простых жестов (захват игрушки) до очень сложных движений ( писать и рисовать), и требует слаженной работы мышц кисти и пальцев рук. Развитие мелкой моторики происходит естественным путем на основе общего двигательного развития и требует времени и терпения. Благодаря этому развитию, дети получают возможность развивать свои навыки и умения в разных сферах жизни.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.
У детей с ДЦП моторная функция нарушена, поэтому помимо двигательных присутствуют и речевые дефекты. Следовательно, улучшение мелкой моторики будет способствовать развитию интеллекта и речи. Поэтому очень важно развивать мелкую моторику.
Эта тема стала для меня актуальной, после того как в наш детский сад (в первую группу раннего развития) пришел ребенок с ДЦП. Ребенок передвигается при помощи взрослого, речь слабо развита, интеллект сохранен, отсутствует жевательный рефлекс.
Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида носит малоинформативный характер, поэтому я пригласила маму ребенка на консультацию, чтобы подробно узнать о течении болезни, способах реабилитации и в целом понять, на каком этапе принятия болезни ребенка находится мама. Мне очень повезло – мама полностью приняла заболевание ребенка, и активно проходят реабилитацию (ЛФК, массаж, занятия с логопедом.). Так же у ребенка имеется сопутствующий диагноз ЗПРР. Следующим этапом моей работы стала диагностика ребенка по методике Стребелевой Е.А., по результатам которой можно сказать следующее:
- ребенок заинтересованно сотрудничает с взрослыми;
- сразу принимает задания, понимает условия этих заданий и стремится к их выполнению;
- самостоятельно во многих случаях не может найти адекватный способ выполнения и часто обращается за помощью к взрослому;
- после показа способа выполнения задания педагогом самостоятельно справляется с заданием;
При проведении диагностики я заметила у ребенка что:
- слабо развит хватательный рефлекс;
- мелкая моторика развита на низком уровне.
На основе методики диагностики мелкой моторики И.Ю. Левченко мною были проведены дополнительные обследования ребенка.
Левченко Ирина Юрьевна предлагает методику, направленную на определение ведущей руки и подвижности пальцев рук. Для проведения данной методики необходимы следующие предметы: игрушка (крупная – для захвата кистью, мелкая – для захвата пальцами), четыре кубика.
- Захват крупных предметов кистью, а мелких пальцами.
- Конструирование из кубиков.
Далее упражнения на определение подвижности пальцев рук:
- Попеременное соединение всех пальцев обеих рук с большим пальцем.
- Во время пальчиковой гимнастики под счет загибать и разгибать пальцы обеих рук. Загибать, начиная с большого пальца, разгибать – с мизинца.
Протокол определения ведущей руки и подвижности пальцев
Действие | Правая рука | Левая рука |
Захват кистью | Преобладает правая рука 2 | 1 |
Захват пальцами | Преобладает правая рука 2 | 1 |
Конструирование из кубиков | Преобладает правая рука 2 | |
Попеременное соединение всех пальцев руки с большим пальцем | 2 | 1 |
Загибание пальцев | 2 | 1 |
- задание не выполнено
- задание выполнено с помощью взрослого
- задание выполнено самостоятельно
На основе диагностики можно сказать, что подвижность пальцев недостаточно сформирована.
У ребенка имеется инвалидность, но статус ОВЗ родители не оформляли.
Далее на основе федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (п. ,44, ), совместно со всеми специалистами детского сада (воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель и старший воспитатель) разработали индивидуальный образовательный маршрут, по которому мы выстраиваем свою работу с ребенком.
Были проведены консультации с педагогами по подготовке родителей и детского коллектива к приходу особого ребенка в группу. Благодаря проведенным консультациям адаптация ребенка в группе была легкой.
Для меня приоритетным направлением в работе, с этим ребенком, стало развитие мелкой моторики, которая включает в себя:
● формирование двигательной активности рук
● постановку правильного положения кисти и пальцев
● развитие хватания
● обучение манипуляциям и дифференцированным движениям
● подготовку руки к навыкам письма.
Наши занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительностью 15 минут. Маме даны были рекомендации повторять упражнения, пройденные в детском саду, дома.
Первоочередной моей задачей было закрепить навык хватательного рефлекса.
Для развития этого навыка я использовала следующие упражнения:
1. поочередно и одновременно поднять руки по команде;
2. постучать по столу кистью или кулаком;
3. погладить ладонью левой руки правую руку и наоборот;
4. поставить руку на стол ребром, потом повернуть на тыльную сторону. Те же манипуляции проделать с другой рукой;
5. предыдущее упражнение, только при поворачивании на тыльную сторону, согнуть пальцы в кулак.
Затем стали выполнять упражнения с предметами:
- перекладывать кубики с одного места на другое, переворачивать, передвигать, устанавливать один на другом, строить, снимать по одному кубику с построенной башни или домика;
- собирать пирамидку, в процессе этого упражнения одновременно закрепляли знания о цвете и счет;
- деревянный сортер и лабиринт.
- игры с прищепками – они способствуют развитию не только мелкой моторики, но и вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.
- игры на тактильное определение предмета
После успешного усвоения этих упражнений я постепенно начала включать в занятия пальчиковую гимнастику. На начальном этапе приходилось самой ставить пальцы ребенка, менять положение кисти и пальцев.
В своей работе я широко использую методы арт-терапии: песочную и изо терапию.
Ребенку с ДЦП очень тяжело удерживать карандаш или кисточку, поэтому я использую пальчиковое рисование. Оно хорошо развивает мелкую моторику и во время рисования пальцами происходит массаж кончиков пальцев, что для ребенка с ДЦП очень полезно.
На своих занятиях я использую сосновые шишки и су-джок мячик для массажа пальцев и кистей рук. Эти методы помогают развивать мелкую моторику, улучшать речевую активность и физическую работоспособность детей. Су-джок массажеры стимулируют кору головного мозга, активизируют рецепторы на ладонях и стопах, улучшают взаимодействие между полушариями головного мозга и способствуют общему укреплению организма. Детям очень нравится перекатывать по рукам колючие предметы.
Однако, для детей с ДЦП требуется более комплексный подход, который включает снятие спастики, мышечное расслабление и развитие координированных движений рук. Поэтому я начала использовать цветной кинетический песок. Игра с песком развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, эмоциональное состояние и коммуникативные навыки детей. Она также способствует развитию творческого воображения и вдохновляет на новые идеи.
После занятий у детей улучшается подвижность и гибкость кистей рук, речь становится понятнее, повышается устойчивость внимания и улучшаются движения пальцев.
Таким образом, осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторики приносят положительные результаты.
После наших занятий:
1 Кисти рук приобрели большую подвижность, гибкость, начинает исчезать скованность движений.
2 Значительно улучшилась речь ребенка, стала понятней.
3 Повысилась устойчивость внимания.
4 Улучшились движения пальцев руки.
Я считаю целесообразным продолжить работу по развитию мелкой моторики с ребенком, так как эти навыки играют важную роль в развитии речи, письма, рисования и ручного труда, а также помогают в учебе и адаптации в жизни.
Не зря же В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка – находится на кончиках его пальцев». Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику!
Благодарю за внимание!
Литература:
- Приказ Минпросвещения России от № 1022 Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Зарегистрировано в Минюсте России №72149)
- Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду// Методические рекомендации. – 2015 г.
- Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001
- Н. О. Озерецкий и Н. И. Гуревич «Психомоторика». Ленинград 1930 г
- Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2017.
- Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе».2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата через конструктивную деятельность».
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с НОДА через конструктивную деятельность ...

«Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата через конструктивную деятельность»
В данной работе раскрыты теоретические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата, особенности развития мелкой моторики у детей...
Игровые упражнения для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Данные игровые упражнения позволят родителям заниматься развитием мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата,...
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"
Актуальность темыФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноцен...

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредствам нетрадиционной техники рисования"
Актуальность проблемы условлено тем, что вследствие малой двигательной активности, мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными, это сдерживает развитие тактильной ч...
«РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»
laquo;РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА» Автор: Деулина Дарья Андреевна, воспитатель, ГБДОУ «Детский сад № 6...
