Песочная терапия в интеграции со сказкотерапией как метод формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ
презентация к уроку по психологии (старшая, подготовительная группа)
Для достижения максимально положительных результатов для работы с детьми, комбинируются различные методы, техники и приемы, - как традиционные, - так и не традиционные. Один из примеров - это песочная терапия в интеграции со сказкотерапией как метод формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основной целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Сензитивным периодом для развития социально – коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе, во многом зависит последующий его жизненный путь. Причин возникновения коммуникативных нарушений: - Генетическая предрасположенность (унаследована от родителей или близких родственников). - Травмы в раннем детстве (при родах, ранняя госпитализация или другие медицинские проблемы). - Неврологические расстройства (церебральный паралич, эпилепсия или синдром Дауна и др.) - Социальные факторы (недостаточная стимуляция, поддержка в семье или окружающей среде, чрезмерная «интеллектуализация» воспитания, «технологизация» нашей жизни).
Педагог-психолог играет важную роль в социально-коммуникативном развитии детей, помогает им успешно адаптироваться в обществе, развивать навыки общения и сотрудничества, а также строить положительные отношения с окружающими. Задачи педагога-психолога по социально-коммуникативному развитию дошкольников: • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; • развитие самосознания детей; • создание условий для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми; • развитие коммуникативной компетентности; • формирование адекватной самооценки и положительного отношения к окружающим людям. Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников: групповые, подгрупповые, индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности.
Методы, которые использует педагог-психолог для стимулирования коммуникативного развития дошкольников: • Групповые игры с элементами командной работы. Такие игры помогают развить навыки сотрудничества, обмена информацией и эмоциями между детьми. • Индивидуальные беседы с каждым ребёнком. В ходе этих бесед специалист выявляет особенности коммуникативного развития каждого ребёнка и предлагает индивидуальные рекомендации для его развития. • Игры и упражнения на развитие речи. Специалист создаёт ситуации, которые требуют активного общения между детьми. Например, организация детского театра или кукольного представления позволяет детям выражать свои мысли и чувства через речь. • Использование позитивных моделей поведения и общения. Педагог-психолог демонстрирует правильное общение, активно поддерживая его у детей. Он учит дошкольников быть внимательными слушателями, задавать вопросы и выражать свою точку зрения. Также педагог-психолог оказывает консультационную помощь родителям в вопросах коммуникации с ребёнком. Он предоставляет им информацию о том, как правильно общаться с ребёнком, как стимулировать его коммуникативное развитие и как решать возникающие проблемы. Для достижения максимально положительных результатов в работе с детьми ОВЗ, комбинируются различные методы, техники и приемы, — как традиционные, так и нетрадиционные. Один из примеров – это песочная терапия в интеграции со сказкотерапией как метод формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребёнком. И если ребёнок ещё плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком всё становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться, как с взрослыми, так и со сверстниками. Во время занятий наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной речевой коммуникации. Метод «песочной терапии»: 1. Усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. 2. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». 3. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. 4. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. 5. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми ОВЗ. 6. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка.
Ме тод « сказкотерапии »: Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми «особому» ребенку проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. ИГРА – ведущая деятельность ребенка В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, развивается потребность преобразовывать действительность, усваивать нормы поведения, а также развиваются интеллектуальные возможности ребенка. Таким образом, в игре развивается то, от чего впоследствии будет зависеть успешность учебной, трудовой деятельности ребенка, а самое главное - успешность его социализации.
С помощью игры и песочницы в сказочном контексте можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме. Для коррекционно-развивающей стороны характерны следующие моменты: • демонстрация вариантов правильного поведения; • считывание эмоциональных состояний детьми друг у друга; • возможность использования элементов соревнования (например, кто лучше изобразит дровосека, как Красная Шапочка испугалась, как герои потом веселились и т. п.); • использование механического воздействия (например, ведущий своими пальцами помогает ребенку округлить глаза, растянуть губы в улыбке, сдвинуть брови, рукой ребенка поставить фигурку в песок, нарисовать дороги, слепить пирожки и т. п.). Занятия содержат следующие компоненты: • организационно-деятельностный (одна из форм развивающего обучения, наряду с деловыми играми, можно отнести к активным формам обучения.); • эмоциональный (формирование эмоционально-ценностного отношения к миру); • содержательный (познание социальных норм и пр.); • компонент просоциального поведения (добровольное намерение приносить пользу, удовлетворять потребности другого индивида).
Решение психологических задач: развитие сенсорно-перцептивной, психомоторной сферы, развитие познавательных процессов, развитие коммуникативной сферы, гармонизация и развитие эмоционально-волевой сферы, развитие речи, развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения , развитие произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Используемая литература: Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. — СПб.: Речь, 2006. — 144 с. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет – ТЦ Сфера, 2017 Татьяна Грабенко Татьяна Зинкевич-Евстигнеева «Чудеса на песке» Методический практикум по песочной игротерапии, СПб.: «Златоуст», 1999. — 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста посредством различных методов и приемов
культурно-гигиенические навыки детей дошкольного возраста...
Проект " Социально -коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
Проект направлен на повышение профессионального мастерства педагогов в детском саду ,разрешение задач образовательной области " Социально-коммуникативное развитие".Совершенствование знаний педагогов о...

Социально-коммуникативное развитие и восприятие детей дошкольного возраста
Современное российское дошкольное образование переживает периодмногогранных перемен. Во-первых, осознается значимость национальных исоциальных ценностей в содержательном контексте воспитания иобразова...

буклет «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации»
буклет социально-коммуникативное и позновательное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации...

Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста....

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»
Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития...

«Сказкотерапия как метод формирование компонентов эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста с нарушением речи»
«Сказкотерапия как метод формирование компонентов эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста с нарушением речи»....
