Методическая разработка занятия "Волшебный мир эмоций"
методическая разработка по психологии
Занятие с дошкольниками 6-7 лет по развитию эмоционального интеллекта.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка с детьми 6-7 лет
на тему: «Волшебный мир эмоций»
Автор-составитель:
Николаева Наталья Юрьевна, педагог-психолог
Санкт-Петербург, 2025 г.
Методическая разработка занятия по психологии с детьми 6-7 лет.
Пояснительная записка
Актуальность: В современном образовательном процессе важнейшее значение приобретает развитие эмоционального интеллекта у детей. Исследования показывают, что эмоциональный интеллект у детей способствует более высоким достижениям в учебе, устойчивым отношениям со сверстниками и сотрудниками, а также помогает справляться со стрессом и конфликтами.
Дети в возрасте 6-7 лет активно осваивают социальные навыки, формируют представление о себе и взаимодействии с окружающими. Они находятся на этапе, когда их эмоциональная сфера начинает активно развиваться. Таким образом, на этом этапе крайне важно помочь детям научить распознавать и выражать свои эмоции, а также развивать эмпатию – способность понимать чувства других людей.
Метафора: «Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю» полностью соответствует данному занятию, так как оно включает активные методы, позволяющие детям не просто воспринимать информацию пассивно, а активно участвовать в процессе обучения, что способствует более глубокому усвоению знаний об эмоциях.
Новизна: В данной методической разработке присутствуют оригинальные подходы к организации процесса обучения. Использование детских метафорических карт, как инструмент для визуализации эмоций, помогает детям на интуитивном уровне связать слова и чувства. Такой подход позволяет детям делиться своим настроением в непринужденной обстановке.
Кроме того, занятие включает экспериментальную часть, которая станет практическим этапом для осознания и анализа эмоций. Такой активный подход не только способствует лучшему восприятию информации, но и развивает навыки критического мышления и креативности. Завершением занятия станет создание интеллект – карты с эмоциями, что позволит визуально систематизировать полученные знания.
Структура занятия, методы и формы работы с детьми были адаптированы таким образом, чтобы создавать наглядные ситуации, в которых каждый ребенок сможет найти свое место и выразить себя, а также развить как личные, так социальные навыки.
Конспект занятия
Тема: «Волшебный мир эмоций»
Возраст: Дошкольники (6-7 лет)
Количество детей: 6 человек
Цель: Формирование базовых навыков эмоционального интеллекта через распознавание, осознание и выражение эмоций, развитие социальной осознанности и эмпатии у детей.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с разными эмоциями и их проявлениями;
- учить детей распознавать свои эмоции и эмоции окружающих;
- развивать навыки самовыражения и общения.
Оборудование: детские метафорические карты, предметы (мяч, зеркало, мягкая игрушка, книжка, любые предметы обихода который визуально и функционально могут выражать эмоциональную окраску, клей-карандаш, ватман, картинки.
Ход занятия
Занятие начинается с круга
1. Приветствие. Игра «Настроение» (навык самовыражения и понимание своих эмоций)
Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Я предлагаю вам поделиться своим настроением, а в помощь нам будут волшебные метафорические карты. Подходите к столу, посмотрите внимательно на карты, выберите ту которая соответствует вашему настроению и по очереди расскажите нам.
Например, на карте нарисован щенок по имени Дружок, который смотрит на облака и улыбается. Ребенок говорит, у меня радостное настроение потому что я тоже люблю смотреть на облака и угадывать разные фигуры и этот щенок похож на мою собаку. Или, на карте нарисован тот же Дружок только с мамой, ребенок - у меня грустное настроение, потому что я скучаю по маме. В этот момент педагог, может сказать, мы все вместе постараемся сегодня на занятии, сделать все, чтобы твое настроение стало радостным, будет очень интересно и в конце занятия, ты снова поделишься с нами своим настроением, стало оно радостным, веселым или нет. Также ребенок может выбрать карту с летними полевыми цветами. и проговорить: у меня радостное настроение, я выбрал эту карту, потому что я люблю лето и цветы, это напоминание о скором приближении этого времени года и т д.
Педагог тоже делится с ребятами своим настроением. Я выбираю карту с большой черепахой и маленькими ползающими черепашками возле нее. Мне понравилась эта карта, она напоминает себя и вас таких же любознательных и забавных, которым все интересно и мое настроение радостное. (это как пример)
Спасибо ребята вам, что поделились своим настроением.
2. Основная часть занятия. Эксперимент с предметами: «Эмоции и объекты».
Цель эксперимента научить ассоциировать различные эмоции с предметами, а также развивать свою креативность и навыки в команде.
Детям предлагается выбрать различные предметы, которые могут быть связаны с определенными эмоциями.
Ребята, посмотрите у меня на столе лежат предметы, выберите предмет, который вам кажется наиболее связан с вашими эмоциями, чувствами, для их выражения. Например, мячик символизирует радость, мягкая игрушка спокойствие. Но ваш выбранный предмет может символизировать свои чувства и эмоции.
После того, как все выбрали свои предметы, каждый участник должен обосновать свой выбор и объяснить, какую эмоцию на его взгляд отражает выбранный предмет и почему. Это поможет детям лучше понять, как объекты могут быть связаны с нашими чувствами.
Ребята, а теперь предлагаю вам создать небольшие рассказы или сценку, используя свои предметы, как главные элементы. Вы можете придумать ситуацию, в которой эти предметы оживают и выражают определенные эмоции взаимодействуя друг с другом. Например, предмет символизирующий на ваш взгляд радость может «встретиться» с предметом ассоциирующимся с грустью, и они могут «поговорить» о своих чувствах.
После общения педагог задает вопросы:
- Как вам было работать с предметами для выражения эмоций?
- Что нового вы узнали о связи между объектами и чувствами?
- Ощущали ли вы себя по-другому, когда использовали предметы для объяснения своих эмоций?
- Как эти предметы помогали вам лучше понять эмоции других?
Таким образом, эксперимент с предметами не только способствует исследованию эмоционального интеллекта, но и развивает креативные способности, сотрудничество и коммуникацию среди детей.
3. Создание интеллект – карты.
Ребята, подойдите к столу (на столе ватман или листА3, клей и вырезки и картинки). Присаживайтесь. Сегодня мы с вами вместе будем создавать интеллект – карту. Посмотрите, на карте изображены три облачка. В середине написано «Наши эмоции», сверху - «Что нужно делать, когда грустно», внизу облачко - «Что делать, когда злюсь». Выберите эмоции, которые вы уже знаете и наклейте в облачко, которое в середине. Теперь выберите картинки, которые нам показывают, что нужно делать, когда нам грустно и наклейте в верхнее облачко. А сейчас, найдите картинки, которые можно наклеить в облачко, которое находится внизу «что делать, когда злюсь». Молодцы! Вот какая замечательная интеллект – карта у нас получилась, пусть она будет для вас помощником в группе, и вы всегда сможете обращаться к ней, когда кто - то из вас чувствует грусть или другие эмоции.
4. Итог занятия. Обратная связь.
- Что вам особенно запомнилось?
- Какие игровые упражнения вам понравились?
- Какие задания были для вас трудными?
- Что каждый пожелает себе на следующее занятие?
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия *Мир эмоций*
Готовясь к открытому занятию по эмоциям, много перелопатила информации (книги, интернет, телепрограммы, своя фантазия)...Этот конспект - результат кропотливой работы по этой теме. Кому пригодится - бу...

Методическая разработка по теме: "Знакомство детей с эмоциями".
Методическая раработка для детей 2-й младшей группы.Социально-эмоциональное развитие детей. Занятие расчитано на 6-8 человек, по времени на 15 минут....
Методическая разработка по теме «Развитие инициативности и самостоятельности дошкольника в общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»).
Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...

Методическая разработка. Дидактическое мультимедийное пособие "Мир эмоций" для детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка. Дидактическое мультимедийное пособие "Мир эмоций" для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка по развитию эмоций
В разработке излагается практический опыт работы с детьми с нарушением слуха младшего и среднего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад №118» города Чебоксары по развитию эмоций....

Методическая разработка Развитие эмоций и предупреждение эмоциональных отклонений для детей старшего дошкольного возраста. Тема «Путешествие в страну эмоций»
Цель: Создать непринужденную, психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон; настроить детей на позитивное восприятие друг друга; предоставить детям возможность о...

Методическая разработка "Тактильный кубик эмоций"
Многофункциональное дидактическое пособие для эмоционального развития детей 5-6 лет«Тактильный кубик эмоций» Автор:Ицхоки Д.В., педагог-психологДидактическое пособие изготовлено для д...