Программа просвещения родителей Авторитет
консультация по психологии
Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семья
оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только
непосредственным целенаправленным воздействием взрослых ее членов, но и всем образом жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа просвещения родителей
Авторитет
Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семья
оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только
непосредственным целенаправленным воздействием взрослых ее членов, но и всем образом жизни. Взаимодействие в семье требует взаимопонимания,
ответственности, умения организовать отношения на принципах равенства,
сотрудничества, уважения.
Уважение к старшим, доброжелательное отношение к людям,
эмоциональная близость и доверие формируются родительским авторитетом.
Вместе с тем, современные родители часто жалуются на отсутствие уважения
со стороны детей, которые позволяют себе обзывать родителя, хамить или
даже бить.
Авторитет часто путают с послушанием и пытаются изменить
ситуацию усиливая давление на ребенка, ужесточая требования и применяя
все больше наказаний. Велик соблазн завоевать детский авторитет любой
ценой: через подчинение или манипуляции. Если настоящий авторитет
формируется через взаимное уважение и доверительное эмоциональное
общение, то ложный (неконструктивный) авторитет достигается при помощи
различного рода манипуляций.
Виды ложного авторитета
Авторитет доброты. Мама и папа выступают в роли «добрых ангелов».
Часто это родители позднего малыша или ребенка, который им «тяжело
достался», ослабленный или часто болеющий. У ребенка при таком виде
воспитания часто возникают сложности с формированием внутренних границ
и определением правил разрешенного и не разрешенного поведения,
критериями добра и зла. Именно этот вид авторитета приводит к тому, что
лидерство в доме переходит к ребенку. Крайняя форма такого авторитета –
вседозволенность, а вариантами являются перемещения авторитета от одного
родителя к другому (если папа что-то запретил, а мама разрешила, ее
авторитет резко повышается).
Авторитет чрезмерной любви. Родители в таких семьях захваливают
ребенка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей.
Все это с постоянной тревогой за жизнь и здоровье ребенка создает в семье
позицию детоцентризма и ограничивает возможности формирования у
ребенка нравственной позиции, ориентации на другого человека, способности
его понять. В дальнейшем у такого ребенка может сформироваться
иждивенческая позиция.
Дети этих двух видов воспитания трудно входят в детский коллектив.
Авторитет подавления. Зиждется на страхе и подавлении любой
инициативы. Это практически полная авторитарность (или «военный
авторитет»). Такого члена семьи все боятся и беспрекословно ему
подчиняются, но подчиняются из-за страха последствий. Такая система
отношений ограничивает возможности развития ребенка.
Авторитет расстояния. Может быть как реальным, так и
психологическим. Например, ребенок тянется к папе, так как папа живет
отдельно или постоянно в разъездах. У другого ребенка в большем авторитете
мама, так как мама считает, что с ребенком нужно соблюдать дистанцию,
чтобы не разбаловать и не стоит проявлять в отношении него любовь. Ребенок
ощущает острое чувство изоляции, авторитет строится на неудовлетворенной
потребности в эмоциональном контакте. Авторитет подменяется страхом
разлуки и дефицитом общения.
Авторитет педантизма. Обеспечивается неусыпным родительским
контролем и опекой. Здесь работает принцип навязчивого контроля. От
авторитарного педантичный родитель отличается только тем, что воздействие
осуществляется через иррациональное подавление воли ребенка: мягкое
навязывание, нравоучения, лишение инициативы и выбора. При таком
воспитании дети обычно вырастают несамостоятельными, они вынуждены
делать вид, что все, сказанное родителями, правильно.
Авторитет «подкупа». Родители «торгуются» и заслуживают
послушание ребенка. Часто такой подход к воспитанию – «слабость» людей,
которые в своем прошлом имели материальные ограничения. Они считают,
что ребенок не должен знать отказа, и дают ему все, чего не было у них. Такой
подход формирует потребительский стиль поведения ребенка, у которого
отсутствует регуляция желаний, а следовательно, и мотивации: кто больше (и
дороже) купил/подарил, тот и авторитетен.
Авторитет статуса. Родители чрезмерно выпячивают свои достижения,
подчеркивают их окружающим. В подобных семьях гордятся не тем, что
«умеют», а тем, что «имеют». Это семьи, ориентированные исключительно на потребление и конкурентные отношения с окружающими. Подчеркивая свои преимущества, выражая пренебрежение к окружающим, не имеющим
определенных компонентов статуса, взрослые формируют у детей психологию потребителей м исключительно конкретной мотивации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста
Просветительская деятельность – это деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях ин...

Программа просвещения родителей Авторитет
Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Взаимодействие в семье требует взаимопонимания,ответственности, умения организовать отношения на принципах равенства,сотрудничества, уваж...

Программа просвещения родителей ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПИЩЕВЫЕ ПРИВЫЧКИ Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста по формированию пищевого поведения у ребенка
Пищевое поведение – общий термин, охватывающий такие поведенческиеаспекты как принятие решений о том, что, когда и в каком количествеупотреблять в пищу....

Программа просвещения родителей Трудовое воспитание Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста по включению ребенка в выполнение домашних дел
Включение дошкольника в выполнение домашних дел, приобщение его кдомашнему труду и выполнению простых поручений (заданий) имеет большое значение для развития ребенка:...

Программа просвещения родителей ПИТОМЦЫ В СЕМЬЕ, УХОД ЗА НИМИ Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста для определения и осознания ими особенностей их отношений с детьми
Входя в семью, животное вступает в особые близкие отношения с ее членами, формирует компаньонские связи, чувство близости, взаимодействия и доверия. Несомненный плюс домашних животных для родителей ...

Программа просвещения родителей ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Просвещение родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов может осуществляться в разнообразных формах:...

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ По Программе Просвещения Родителей
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ По Программе Просвещения Родителей (Законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации...
