Программа просвещения родителей Авторитет
консультация по психологии

Зверева Елена Юрьевна

Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семья

оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только

непосредственным целенаправленным воздействием взрослых ее членов, но и всем образом жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл steg_zv_avtoritet.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Программа просвещения родителей

Авторитет

Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семья

оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только

непосредственным целенаправленным воздействием взрослых ее членов, но и всем образом жизни. Взаимодействие в семье требует взаимопонимания,

ответственности, умения организовать отношения на принципах равенства,

сотрудничества, уважения.

Уважение к старшим, доброжелательное отношение к людям,

эмоциональная близость и доверие формируются родительским авторитетом.

Вместе с тем, современные родители часто жалуются на отсутствие уважения

со стороны детей, которые позволяют себе обзывать родителя, хамить или

даже бить.

Авторитет часто путают с послушанием и пытаются изменить

ситуацию усиливая давление на ребенка, ужесточая требования и применяя

все больше наказаний. Велик соблазн завоевать детский авторитет любой

ценой: через подчинение или манипуляции. Если настоящий авторитет

формируется через взаимное уважение и доверительное эмоциональное

общение, то ложный (неконструктивный) авторитет достигается при помощи

различного рода манипуляций.

Виды ложного авторитета

Авторитет доброты. Мама и папа выступают в роли «добрых ангелов».

Часто это родители позднего малыша или ребенка, который им «тяжело

достался», ослабленный или часто болеющий. У ребенка при таком виде

воспитания часто возникают сложности с формированием внутренних границ

и определением правил разрешенного и не разрешенного поведения,

критериями добра и зла. Именно этот вид авторитета приводит к тому, что

лидерство в доме переходит к ребенку. Крайняя форма такого авторитета –

вседозволенность, а вариантами являются перемещения авторитета от одного

родителя к другому (если папа что-то запретил, а мама разрешила, ее

авторитет резко повышается).

Авторитет чрезмерной любви. Родители в таких семьях захваливают

ребенка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей.

Все это с постоянной тревогой за жизнь и здоровье ребенка создает в семье

позицию детоцентризма и ограничивает возможности формирования у

ребенка нравственной позиции, ориентации на другого человека, способности

его понять. В дальнейшем у такого ребенка может сформироваться

иждивенческая позиция.

Дети этих двух видов воспитания трудно входят в детский коллектив.

Авторитет подавления. Зиждется на страхе и подавлении любой

инициативы. Это практически полная авторитарность (или «военный

авторитет»). Такого члена семьи все боятся и беспрекословно ему

подчиняются, но подчиняются из-за страха последствий. Такая система

отношений ограничивает возможности развития ребенка.

Авторитет расстояния. Может быть как реальным, так и

психологическим. Например, ребенок тянется к папе, так как папа живет

отдельно или постоянно в разъездах. У другого ребенка в большем авторитете

мама, так как мама считает, что с ребенком нужно соблюдать дистанцию,

чтобы не разбаловать и не стоит проявлять в отношении него любовь. Ребенок

ощущает острое чувство изоляции, авторитет строится на неудовлетворенной

потребности в эмоциональном контакте. Авторитет подменяется страхом

разлуки и дефицитом общения.

Авторитет педантизма. Обеспечивается неусыпным родительским

контролем и опекой. Здесь работает принцип навязчивого контроля. От

авторитарного педантичный родитель отличается только тем, что воздействие

осуществляется через иррациональное подавление воли ребенка: мягкое

навязывание, нравоучения, лишение инициативы и выбора. При таком

воспитании дети обычно вырастают несамостоятельными, они вынуждены

делать вид, что все, сказанное родителями, правильно.

Авторитет «подкупа». Родители «торгуются» и заслуживают

послушание ребенка. Часто такой подход к воспитанию – «слабость» людей,

которые в своем прошлом имели материальные ограничения. Они считают,

что ребенок не должен знать отказа, и дают ему все, чего не было у них. Такой

подход формирует потребительский стиль поведения ребенка, у которого

отсутствует регуляция желаний, а следовательно, и мотивации: кто больше (и

дороже) купил/подарил, тот и авторитетен.

Авторитет статуса. Родители чрезмерно выпячивают свои достижения,

подчеркивают их окружающим. В подобных семьях гордятся не тем, что

«умеют», а тем, что «имеют». Это семьи, ориентированные исключительно на потребление и конкурентные отношения с окружающими. Подчеркивая свои преимущества, выражая пренебрежение к окружающим, не имеющим

определенных компонентов статуса, взрослые формируют у детей психологию потребителей м исключительно конкретной мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста

Просветительская деятельность – это деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях ин...

Программа просвещения родителей Авторитет

Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Взаимодействие в семье требует взаимопонимания,ответственности, умения организовать отношения на принципах равенства,сотрудничества, уваж...

Программа просвещения родителей ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПИЩЕВЫЕ ПРИВЫЧКИ Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста по формированию пищевого поведения у ребенка

Пищевое поведение – общий термин, охватывающий такие поведенческиеаспекты как принятие решений о том, что, когда и в каком количествеупотреблять в пищу....

Программа просвещения родителей Трудовое воспитание Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста по включению ребенка в выполнение домашних дел

Включение дошкольника в выполнение домашних дел, приобщение его кдомашнему труду и выполнению простых поручений (заданий) имеет большое значение для развития ребенка:...

Программа просвещения родителей ПИТОМЦЫ В СЕМЬЕ, УХОД ЗА НИМИ Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста для определения и осознания ими особенностей их отношений с детьми

Входя в семью, животное вступает в особые близкие отношения с ее членами, формирует компаньонские связи, чувство близости, взаимодействия и доверия. Несомненный плюс домашних животных для родителей ...

Программа просвещения родителей ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Просвещение родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов может осуществляться в разнообразных формах:...

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ По Программе Просвещения Родителей

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ По Программе Просвещения Родителей (Законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации...