Программа просвещения родителей Привычка
консультация по психологии
Предварительный просмотр:
Программа просвещения родителей
Привычка
Привычка – привычное повторяющееся действие.
Вредные привычки – к вредным привычкам относят те, что с одной
стороны, наносят вред здоровью самого человека (курение, пьянство,
употребление наркотиков и т.п.) с другой — вызывают неприязненное, а порой и брезгливое отношение окружающих к совершаемым действиям. К наиболее распространенным вредным привычкам у детей можно отнести привычки: грызть ногти, чавкать во время еды, ковырять в носу, накручивать волосы на палец, сосать палец или язык, теребить одежду у себя и подобные им действия
Возникновение вредных привычек у ребенка нередко является
результатом следования за поведением взрослых, когда они сами не
соблюдают культуре поведения (едят только ложкой, чавкают, громко
разговаривают за столом, вытирают рот ладонью и пр.).
Но вредные привычки (грызение ногтей, кусание губ, жевание края
одежды или карандашей, теребление волос, ковыряние в носу, сосание пальца
и др.) довольно часто являются сигналом того, что ребенок испытывает
тревогу, страх, эмоциональное напряжение, недостаток близости с
родителями. С помощью таких сигналов он пытается справиться с различными переживаниями, тревогой, сниженным фоном настроения (грустью, печалью и т.п.). У средних и старших дошкольников вредные привычки могут появиться на фоне неуверенности в своих силах, неудовлетворенности своим положением в среде сверстников.
Психологи считают, что каждая вредная привычка помогает детям
справиться со страхом, тревожностью, депрессией, отсутствием родительской любви и заботы.
К сожалению, подобные привычки оказывают прямое или косвенное
негативное влияние на физическое и психическое здоровье детей. Многие из
них могут привести к мелким травмам, нарушению прикуса, возникновению
проблем в деятельности желудочно-кишечного тракта. Кроме того, вредные
привычки угрожают психическому развитию, усугубляют трудности
социализации ребенка и построения позитивных отношений со сверстниками.
На возникновение подобных действий у детей стоит немедленно
реагировать, пока они не стали вредной привычкой. Когда такие неприятные
действия становятся привычными, от них сложнее избавиться, это требует
большего терпения и времени.
Особого смысла бороться с вредными привычками нет. Если родители
заметили в поведении ребенка вредное привычное действие, следует
убедиться, что он знает все для его возраста о правилах поведения в обществе.
В случае обнаружения «пробелов» стоит их заполнить через беседы и
сообщение этих правил, личный пример.
Можно во время совершения ребенком вредных привычных действий
попробовать переключить его внимание на что-то интересное и
занимательное. Не стоит заострять внимание ребенка на этой привычке, ругать его и делать резких и/или публичных замечаний, наказывать. Следует учить ребенка приемам самоконтроля, направлять и поддерживать стремление ребенка самостоятельно справиться с вредной привычкой.
Но по-настоящему справиться с вредными внешними действиями (до
того, как они станут привычкой) можно лишь ликвидировав их причины.
Помочь выявить причины поможет специалист – детский психолог. Он
подскажет конкретные шаги по «искоренению» вредной привычки. Однако
для этого потребуется много терпения и такта со стороны родителей.
Чтобы снизить риск возникновения вредных привычек, важно, чтобы
ребенок не перевозбуждался, не был перегружен интеллектуальными
занятиями и эмоционально перенапряжен. Необходимо как можно раньше
начинать прививать ребенку полезные навыки и умения, на основе которых
будут формироваться полезные привычки; осваивать с ним правила
поведения.
Родителям полезно:
– как можно чаще проводите время вместе с ребенком, придумывать
увлекательные совместные дела и игры. Это даст почувствовать
защиту, любовь и заботу, снять страхи и нервное напряжение,
устранить недостаток телесного контакта;
– научить ребенка различным способам релаксации и снятия
напряжения (физического и эмоционального), адекватным возрасту;
– стараться поддерживать ребенка в сложных жизненных ситуациях,
быть для него опорой и защитой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста
Просветительская деятельность – это деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях ин...

Программа просвещения родителей ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПИЩЕВЫЕ ПРИВЫЧКИ Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста по формированию пищевого поведения у ребенка
Пищевое поведение – общий термин, охватывающий такие поведенческиеаспекты как принятие решений о том, что, когда и в каком количествеупотреблять в пищу....

Программа просвещения родителей Трудовое воспитание Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста по включению ребенка в выполнение домашних дел
Включение дошкольника в выполнение домашних дел, приобщение его кдомашнему труду и выполнению простых поручений (заданий) имеет большое значение для развития ребенка:...

Программа просвещения родителей ПИТОМЦЫ В СЕМЬЕ, УХОД ЗА НИМИ Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста для определения и осознания ими особенностей их отношений с детьми
Входя в семью, животное вступает в особые близкие отношения с ее членами, формирует компаньонские связи, чувство близости, взаимодействия и доверия. Несомненный плюс домашних животных для родителей ...

Программа просвещения родителей ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Просвещение родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов может осуществляться в разнообразных формах:...

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ По Программе Просвещения Родителей
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ По Программе Просвещения Родителей (Законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации...
