Как помочь ребенку адаптироваться к школе?
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Кажется, что совсем недавно вы привели вашего ребенка впервые в детский сад, а сейчас он уже выпускник и собирается попрощаться со своим дошкольным детством. Ребенку предстоит полностью перестроиться под школьные реалии. Задача взрослых - помочь ему адаптироваться к новой школьной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей

Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Приветствие.

Упражнение «снежный ком». Первый родитель называет свое имя, следующий повторяет и добавляет свое и т.д.

Основная часть

Кажется, что совсем недавно вы привели вашего ребенка впервые в детский сад, а сейчас ваш оперившийся птенец собирается покинуть его стены и попрощаться со своим дошкольным детством. Ваш ребенок начинает новую страничку своей жизни под названием «школьная пора». Момент поступления в школу - очень волнительный как для самого первоклашки, так и для его родителей. Надо понимать, что ребенку предстоит полностью перестроиться под школьные реалии. Насколько все изменится для него, ребенок не осознает. Задача взрослых подготовить его, помочь адаптироваться и как можно быстрее и безболезненнее влиться в новую среду.

Переход ребенка из детского сада в школу приводит к:

-Значительному увеличению времени активного обучения и отсутствия двигательной активности

-Пребыванию длительное время в закрытом помещении с большим количеством людей

-Необходимости полного самообслуживания в раздевалке, в классе, в столовой

-Налаживанию новых отношений в новом коллективе со сверстниками

-Резкое изменение характера взаимоотношений с взрослыми

-Большому объему интеллектуальной информации

Готовность ребенка к школе условно можно разделить на пять составляющих:

Мотивационная:

-Познавательный мотив побеждает игровой мотив;

-ребенок хочет учиться;

-он любопытен, проявляет интерес к новому;

- готов выполнять обязанности, связанные с новым статусом.

Волевая:

-Ребенок способен сосредоточиться на учебной задаче;

-может поставить «я должен» над «я хочу»;

-умеет подчинять свои желания правилам;

-умеет работать в соответствии с инструкцией взрослого;

- он достаточно самостоятелен.

Интеллектуальная:

-Достаточно развиты психические процессы (внимание, память, мышление, восприятие, речь);

-Обладает достаточным набором знаний и умений (окр.мир, элементарные матем. знания, графические умения, готовность к обучению грамоте).

Социальная:

-Сформированы навыки общения;

-Есть потребность в общении со сверстниками и взрослыми;

-умеет найти выход из проблемных ситуаций;

-умеет работать в команде, учитывать интересы других , группы.

Физическая:

-Выносливость;

-Моторная координация;

-Ловкость;

-Умение действовать в быстром темпе.

Чем можем помочь ребенку, как развиваем?

Способствуем формированию правильной мотивации

- Рассказывайте детям, что такое школа, о режимных моментах, о возможности научиться новому, о том, какую пользу приносят нам знания, полученные в школе. Предложите ребенку поиграть в школу, при этом пусть он побудет как учеником, так и в роли учителя.

- Формируйте правильное представление о школе, не запугивайте школой и не идеализируйте представление о школьных буднях. Пусть ребенок четко понимает, что школа – это место, где надо стараться и трудиться. Дети в этом возрасте стремятся быть взрослыми, пусть ребенок воспринимает школу как новую ступеньку во взрослую жизнь.

- Поделитесь с ребенком интересными историями, которые случались с вами в школьные годы.

- Не концентрируйтесь на оценках. К возможным в начале обучения трудностям родители, настроенные на «оценку», могут отнестись отрицательно. Иногда даже нормальные средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи. Такой путь может привести к снижению уверенности ребенка в своих возможностях, что непременно скажется на успешности деятельности, а неуспех приведет к еще большей неуверенности и порочный круг замкнется. Кроме того происходит подмена познавательного мотива на мотив получить хорошую оценку.

Ребенку, начинающему обучение в школе необходима моральная и эмоциональная поддержка. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

- Не сравнивайте успехи ребенка с успехами других детей

- Сравнивайте ребенка только с самим собой. Замечайте, что он может сегодня, что не мог вчера.

- Если ребенок испытывает трудности, подбадривайте его. Скажите, что если что-то не получается, значит надо попробовать еще раз. Помните, что ребенок пришел в школу учиться и потому имеет право на ошибку. Помогите ребенку рассматривать ошибку как опыт, а не провал.

- Искренне радуйтесь каждому успеху ребенка. Подмечайте его сильные стороны, демонстрируйте ему свою уверенность, что у него все получится.

(Упражнение «Радуюсь искренне»)

- Будьте терпимы, объясняя ребенку то, что он не понимает. То, что нам кажется простым, не всегда является таковым для ребенка.

- Если ребенок получил замечание в школе, никогда не выясняйте отношения при всех. Разговаривайте с ним дома, когда вы успокоились и находитесь наедине.

Развиваем волевую готовность

- Развиваем усидчивость и умение доводить дело до конца. Даем задания, которые обязательно надо закончить. Это могут быть творческие задания (рисование, лепка, раскрашивание), конструирование, пазлы. Это могут быть домашние обязанности: убрать у себя в комнате, организовать свое рабочее место. Если ребенок готов отказаться от выполнения задания, ссылаясь на то, что он устал, направляйте его, помогите ему, подбадривайте его, учите не пасовать перед трудностями. Демонстрируйте ему свою уверенность, что у него все получится. Расскажите ему сказку о преодолении трудностей. (Терапевтическая сказка «Три горы», приложение1), заведите наглядное расписание дел и отмечайте каждый успех ребенка. Обязательно хвалите успехи ребенка, он должен видеть, что вы не только подмечаете его ошибки, но и видите его успехи.

- Учите ребенка самостоятельности, пусть он делает сам все, что он способен делать самостоятельно. Если ребенок путается в последовательности действий, сделайте ему наглядный алгоритм. Так же вы можете сделать наглядный режим дня, оставлять напоминалки и т.д.

Интеллектуальная готовность

- Развиваем внимание, память. Дети, которые только готовятся пойти в школу все еще дошкольники и с ними лучше заниматься играя. Играйте и развивайте детей. Существует масса игр, способствующих развитию внимания и памяти (Дубль, мемо, что изменилось, что добавилось, повтори за мной).

- Развиваем слуховое восприятие (угадай звук, повтори за мной, что ты слышишь вокруг?)

- Развиваем мышление (выстраиваем последовательность, обобщаем, находим 4ый лишний, сравниваем, делаем умозаключения, выстраиваем логический ряд, находим противоположности).

- Делаем полезные перерывы между занятиями – кинезиологические упражнения, активизируют межполушарное взаимодействие, расслабляют и активизируют мозговую деятельность. Практическая часть. Отрабатываем следующие упражнения: «колечко», «ребро, ладонь, кулак», «ухо – нос», «змейка».

Социальная готовность

- Взаимодействие с педагогом. В начальной школе ваш ребенок в основном общается с одним педагогом. Очень важно, чтоб ребенок уважал и доверительно относился к педагогу. Старайтесь не понижать авторитет педагога перед ребенком, высказывая при нем ваши возможные недовольства. Вы как взрослые и значимые люди в жизни ребенка своим примером демонстрируйте умение тактично решать любые разногласия.

- Разбирайте с ребенком различные сложные ситуации и способы их решения (кто - то обижает вашего ребенка, ваш ребенок застенчив, ваш ребенок агрессивно реагирует или часто обижается, ваш ребенок злится, что не все получается, как он хочет…)

Физическая готовность

- Организуйте правильно распорядок дня.

- Будите ребенка спокойно, рассчитывайте время так, чтоб не было лишней спешки и суеты.

- После уроков дайте ребенку расслабиться, успокоиться. Не усаживайте сразу за уроки.

- Не перегружайте ребенка в период адаптации сильными эмоциями, походами в шумные места, места скопления людей, ограничивайте просмотр телевизора, интернета.

- Старайтесь находить каждый день время, когда вы будете принадлежать только ребенку.

- Вовремя укладывайте спать ребенка.

- Во время летнего периода старайтесь больше гулять. Физическая активность на свежем воздухе укрепляет организм, развивает общую моторику, расслабляет нервную систему ребенка.

Заключительная часть

- В конце нашей встречи хотелось бы затронуть тему ресурсного состояния родителей. Начало обучения ребенка вносит большие коррективы и в жизнь родителей, добавляется забот, требуется много терпения. Чтобы дать всю ту необходимую поддержку своему ребенку в этот сложный период адаптации к школе, важно самим быть в ресурсе. Поэтому важно уметь расслабляться, приводить себя в оптимальное состояние. (Практическая часть: дыхательное упражнение «Квадратное дыхание», техника «И это нормально…»)

- Вопросы, рефлексия.

Приложение 1

Сказка «Три горы»

За лесами, за горами находится страна «Мудрость» и правит этой страной добрая волшебница по имени «Знание». И те, кто добирается до этой страны, открывают для себя вместе с волшебницей «Знание» огромный, интересный мир новых открытий и возможностей. Но добраться в эту страну не так - то и просто. Начало у этой дороги гладкое, ровное, праздничное. Цветы, подарки вдоль нее уложены и, кажется, что легко добраться до страны «Мудрости» к волшебнице «Знание» Но скоро начнутся скалистые и льдистые горы, на которые карабкаться изо всех сил придется. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые.

Первая гора называется «Трудно». И, действительно, очень трудно по ней подниматься, и иногда хочется все бросить. Так же трудно, как трудно буквы писать, задачки и примеры решать, читать учиться. И порой кажется, что никогда ничего не получится. Но есть волшебные слова, которые помогают преодолеть эту гору «Если трудно, будь смелей! За дело ты берись скорей! Трудность я преодолею, я могу и я сумею!» Если эти слова себе чаще говорить, одолеешь ты эту гору, научишься справляться с трудностями и подойдешь ко второй горе.

Вторая гора называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но также скучно, как, например буквы и цифры по строчке аккуратно писать, стихи заучивать. И так хочется вскочить с места, побежать, поиграть. Так хочется все бросить, но ты не бросай, а про себя повторяй волшебные слова «Со скукой справлюсь я своей, чтоб работу закончить поскорей» И тогда научишься ты справляться со скукой и подойдешь к третьей горе.

Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Называется она «Неудача». Вроде бы все получается, но ошибки в пути постоянно попадаются, и неверные тропы сами собой выбираются. А деревья вокруг тропы будто «двойки» выстраиваются и шепчут: «Поделом тебе за ошибки твои!». Но и для того, чтобы справиться с этой горой есть слова волшебные «Ошибок вовсе не боюсь и во всем я разберусь! Если ошибка приключится, буду я на ней учиться!». И тогда преодолеешь ты и эту гору и попадешь в страну «Мудрость», и встретит тебя там волшебница «Знание». И станешь ты тогда не просто ребенком, а учеником, который много знает! И будет тебе жить радостно и интересно, и откроются тебе в жизни разные дороги, и будешь ты знать, что, не смотря на все сложности, которые могут встречаться у тебя на пути, ты сможешь все!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини эссе: "Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду".

Знак       Знакомство   ребёнка с миром, где он остаётся один на  один со сверстниками, не может немедленно прибегнуть к защите (а порой просто совету, ласке мамы, папы, бабуш...

Как помочь ребенку адаптироваться к ДОУ

Информационный буклет для родителей вновь поступающих детей. Предлагаются советы по организации работы родителей с ребенком раннего и младшего дошкольного возраста в период подготовки к поступлению в ...

«Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?»

Большинству детей бывает крайне тяжело адаптироваться к детскому саду.Чтоб не травмировать психику ребенка во время адаптации, важно полное взаимопонимание родителей и воспитателей....

Консультация для родителей: «Как помочь ребенку адаптироваться к яслям?»

Даны рекомендации для родителей по прохождению адаптации детей, пришедших в ясельную группу. Описаны этапы адаптации....

Как помочь ребенку адаптироваться к яслям?

Трудности адаптационного периода.Какие факторы влияют на успешность привыкания ребенка к яслям?Как помочь ребенку адаптироваться к яслям?...