Коррекционные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста
консультация по психологии
Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Не секрет, что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу
По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: «Коррекционные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».
Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Не секрет, что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу
По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Цель:
обеспечить дошкольнику возможность сохранения психического и физического здоровья посредством внедрения здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- Сформировать у дошкольника необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ;
- Научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- Способствовать гармоничному развитию личности ребенка.
Коррекционные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
У современных детей часто обнаруживается сочетание нарушения речи, развития психических процессов (памяти, внимания, мышления) и эмоциональной сферы. В связи с этим наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из детей гиперактивны или наоборот замкнуты. Дети нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения. Для этого используются коррекционные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Коррекционная оздоровительная работа в детском саду осуществляется комплексно, в течение всего дня с участием медицинских, педагогических работников: воспитателей, педагогв-психологов, музыкальных руководителей, логопедов.
Коррекционные здоровьесберегающие технологии.
Арт – терапия
(лат. аrs – искусство, творчество, греч. therapeia – лечение, исцеление) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Для этого применяются различные пособия, дидактические и музыкальные игры, развивающие тренажеры, методические разработки.
1.Изотерапия
Лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности, лепки, аппликации.
Занятия направлены на совершенствование восприятия и детского воображения. Творчество помогает ребенку раскрыться, улучшить мелкую моторику, образное мышление, воображение.
2.Сказкотерапия.
Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть пути их решения. Используется для диагностической, психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читают, но и обсуждают с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Активно включая сказки в занятия с детьми, педагоги развивают фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию, моральным ценностям и вере в себя. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.
3. Музыкотерапия.
Одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание, способствует коррекции психофизического здоровья.
Музыкотерапия бывает пассивная (рецептивная) – это слушание музыки. Активные формы слушания музыки сочетаются с просмотром репродукций и стихотворной формой, движениями (танцем).
Детям полезно слушать классику и колыбельные, музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.
4. Песочная терапия.
Эффективное средство психологической диагностики и коррекции сложных психоэмоциональных нарушений. Игры с песком помогают ребенку избавиться от страхов, преодолеть напряжение, снизить агрессию, улучшить коммуникативные навыки, стабилизировать психоэмоциональное состояние, а также развивают внутренний мир, логическое мышление и воображение.
5. Танцевальная терапия.
Творческая двигательная деятельность, основанная на выражении пластикой тела определенных чувств, состояний, эмоций и переживаний. Вид психотерапии, при котором, во время движения происходит интеграция эмоционального и физического аспектов жизни ребенка. Дети не только выражают и переживают эмоции, но и снимают напряжение, усталость. Улучшается равновесие, координация, пластика, чувство ритма, умение согласовывать услышанное с движением тела.
6.Игротерапия.
Метод психотерапевтического воздействия с использованием игры. Игра – основной вид деятельности дошкольников. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряжение, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, улучшает коммуникативные навыки, межличностные отношения.
7.Аутотренинг.
Метод, предполагающий обучение ребенка мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания, воображения, умению контролировать умственную активность с целью повышения значимости деятельности. Обучение и коррекция производится посредством музыки, слова, создания благоприятной психологической обстановки.
Нейрогимнастика.
Нейрогимнастика представляют собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга через движение.
Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей технологией, предполагающей укрепление физического здоровья, коррекцию нарушенных психических процессов и эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Нейрогимнастика задействует мозг малыша, развивает концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, улучшает координацию движений, обучает самоконтролю, активизирует работу правого и левого полушария.
Показания и противопоказания
Нейроупражнения активно применяются в работе с детьми, которые развиваются соответственно возрастной норме и с различными нарушениями в развитии:
- трудности с концентрацией внимания;
- признаки гиперактивности;
- низкий уровень памяти;
- ребёнок плохо ориентируется в пространстве, не может запомнить дорогу домой, путает левую и правую стороны;
- отстаёт от сверстников в развитии;
- сложности с социализацией и адаптацией в коллективе; выражением эмоций
- у него плохо развита мелкая моторика
Польза нейрогимнастики
- повышает физическую и умственную работоспособность;
- обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;
- улучшает функции памяти; концентрацию внимания;
- активирует мыслительную активность;
- способствует более активной подвижности кистей рук;
- развивает творческие способности ребенка;
- стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики;
- ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений;
- снимает нервное напряжение и усталость мышечной системы;
- обеспечивает более быструю адаптацию ребенка к сложным жизненным ситуациями, которые несут в себе стрессовую нагрузку;
- предотвращает развитие неврологических заболеваний, связанных с нарушениями восприятия времени и окружающего пространства.
Структура каждого занятия включает в себя:
- дыхательные — снижают гиперактивность, помогают лучше управлять эмоциями;
- двигательные — помогают наладить синхронную работу обоих полушарий мозга, улучшают координацию, ориентацию в пространстве, навыки письма и чтения;
- глазодвигательные — развивают межполушарное взаимодействие, облегчают восприятие информации во время занятий;
- растяжка — снимает напряжение, тонизирует и помогает подготовить руку к письму;
- для развития мелкой моторики — способствуют развитию интеллекта;
- массаж и релаксация — для расслабления мышц и нервной системы, снятия гипертонуса.
Советы родителям и педагогам.
1.Выполняйте упражнения ежедневно. Хорошее настроение ребёнка — обязательное условие: если малыш не в духе, перенесите занятие на другое время.
2.Обязательно демонстрируйте все упражнения и помогайте ребёнку правильно выполнять их.
3.Перед сном заниматься не стоит: нейрогимнастика бодрит. В остальном время и место не имеют большого значения. Упражнения на растяжку и расслабление можно выполнять в перерывах между занятиями в детском саду и дома, а некоторые упражнения можно делать даже на прогулке или в общественном транспорте.
4.Если какое-то упражнение даётся ребёнку легко — пришло время усложнить его и ускорить темп или добавить дополнительные движения.
5.Занимайтесь не дольше 7–10 минут в день в зависимости от возраста ребёнка. Всего в комплексе должно быть не больше 5–6 упражнений.
6.Время от времени меняйте упражнения, чтобы занятия не наскучили ребёнку.
Арттерапевтические и нейропсихологические методики - это не только лёгкий и увлекательный способ «прокачать» мозг и тело, который подходит как взрослым, так и детям: это ещё и прекрасный вариант совместного времяпрепровождения, своеобразный ежедневный ритуал, который может стать вашей семейной традицией.
Список литературы.
1. Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.
2.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. — 264 с.
3. Деннисон П., Деннисон Г. Образовательная кинестетика для детей. Москва, 1998.
4. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
5. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.
6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
7. Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.
8. Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.
9. Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
10. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика». – Ростов н/Д.: Феникс, 2019.
11. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учеб. пособие. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
Выступление на родительском собрании...

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...

Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и нав...
Выступление на педагогическом совете с результатами работы по использованию здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми дошкольного возраста...

План работы по самообразованию по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
План работы с детьми, родителями и педагогами....







