Особенности работы с дошкольниками с нарушением поведения
консультация по психологии

Малик Надежда Михайловна

Бывают такие ситуации, когда очень трудно педагогу взаимодействовать с ребенком из-за его "плохого" поведения. Важно разобраться , какие цели такого поведения и найти подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_detmi_s_narusheniem_povedeniya.pptx56.56 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности работы с детьми с нарушением поведения Составитель: педагог-психолог Малик Н.М.

Слайд 2

Механизмы формирования нарушения поведения у детей . По мнению аме­риканского психолога Э.Берна , механизм здесь та­ков: в трудных ситуациях ребенок экспериментирует, используя по очереди различные варианты поведе­ния, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то вре­мя как другие приносят плоды . Поняв это, ребенок принимает решение какое поведение он будет культи­вировать.» (Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб, 1996) нарушения поведения являются следствием неадекватного (часто защитного) реагиро­вания ребенка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотноше­ний со взрослыми и сверстниками. Поведение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассивно­стью или, наоборот, негативизмом, упрямством, аг­рессией.

Слайд 3

Цели плохого поведения Ребенок, который разочаровался в своей способности утвердить себя в сотрудничестве с другими людьми, будет достигать цели превосходства при помощи плохого поведения. Последователь А. Адлера Рудольф Дрейкус выделил 4 цели плохого поведения ребенка: Привлечение внимания Борьба за власть Месть за причиненные обиды Демонстрация несостоятельности

Слайд 4

Желает привлечь к себе внимание ( Причина: «Я что то значу, когда люди меня замечают») Положительная сторона : ребенок нуждается в контактах Особенности поведения: Показной: п ривлекательный, ль стивый, чувствительный Вмешивается и навязывается Робкий, несамостоятельный, п лохо ест, плаксивый Наша реакция на провокацию ребенка : «Этот ребенок занимает очень много моего времени, надоедает» Мы раздражены, потому что ребенок не реагирует на наши замечания. Реакция ребенка на наши требования : в ответ прекращает вести себя плохо, но может возобновить поведение, рассчитывая на дополнительное внимание Как взаимодействовать : Планирование совместной деятельности, не игнорировать ребенка- игнорировать плохое поведение, о бучение самодостаточности Направления работы : Модель социально-приемлемых, положительных способов привлечения внимания «Сказка о ежике , который привлекал к себе внимание»

Слайд 5

Желает властвовать над ситуацией, взрослыми, сверстниками Причина: чтобы доказать, что он главный. П оложительная сторона : нуждается в способности контролировать себя , доверять себе, чувствовать, что понимает задачу Особенности поведения : Активно или пассивно протестуют против власти взрослого. Забывчивый, бездельничает, лень, праздно мотающийся, с порит, вспыльчивый, обманывает, язвит, раздражается, делает наоборот, должен победить. Наша реакция на провокацию ребенка: ч увствуем злость на провокацию, чувствуем угрозу нашему авторитету, что ребенок не хочет сотрудничать, чувствует, что его принуждают к сотрудничеству против воли. Реакция ребенка на наши требования : ребенок продолжает вести себя плохо, несмотря на наши замечания.

Слайд 6

Как взаимодействовать Нельзя подвергать воздействию давления, так как это приведет с силовому взаимодействию. Конфликт не может быть разрешен, пока педагог опасается личного унижения. Прекращение борьбы с ребенком. Подумать, что ребенка заставило стремиться к власти. (обычно амбиции ребенка направлены против того человека, который пытался его подавить). Вносить корректировку в систему ценностей. Дать возможность проявить властность конструктивно. Направления работы: Позитивная модель проявления лидерских качеств: хороший предводитель прежде всего заботится о своих друзьях. ( Вачков . Сказки для маленьких лидеров) Включать в важные советы, принимающие важные решения. Учить принимать решения и принимать ответственность.

Слайд 7

Желает за что-то отмстить взрослому. (Я знаю, что вы против меня. Никто меня не любит. Я покажу вам какого ощущать это) П оложительная сторона: смекалка, нуждается чувствовать свою значимость Причина: ж елает за что то отмстить взрослому, думает, что их никто не любит, цель- быть правым. Цель – достичь равновесия, обижая других, сравнить счеты. «Если другие могут сделать мне плохо, я тоже могу сделать также в ответ» Особенности поведения: презрительный, ворует, наглый , буйный, жестокий, бьет детей и животных, часто обижается и винит других в несправедливости. Или: м рачный, немилосердный, любит смотреть на насилие, злобный. Наша реакция на провокацию ребенка: считаем ребенка очень неприятным, ребенок нанес удар по нашему авторитету, глубоко задел нас так, что мы более не в состоянии хорошо к нему относиться , а готовы наказать его. «Как ты мог сделать это? Я тебя проучу!» Реакция ребенка на наши требования: ребенок сердится и грубит, когда ему делают замечания, чувствует себя несправедливо обвиненным.

Слайд 8

Как взаимодействовать Трудно помочь. Не следует мстить ребенку или огорчаться. Показать уважение к ребенку. Вместо мести протянуть руку помощи. Если вы знаете, на что обиделся ребенок –попросить прощения первым. Если кто-то обидел ребенка, помочь успокоиться, утешиться. На самом деле, ребенок очень сильно страдает. Поддержание достоинства во взаимоотношениях. Предложить шанс помочь. Направления работы: Указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения Сказка про Кабанчика, Красота Души, Волшебное яблоко.

Слайд 9

Демонстрация несостоятельности. Ребенку страшно, он пытается избежать неудачи. Нуждается в смелости (я чувствую надежду, стараюсь, решителен) Особенности поведения : молчит или изображает из себя дурачка, лишь бы его оставили в покое, п севдозаторможенный , апатичный, инертный, мечтательный Причина: хотят, чтобы к ним перестали предъявлять требования. Отказ от партнерства, чтобы избежать большего унижения и неловких ситуаций. Наша реакция на провокацию ребенка: мы испробовали безуспешно все средства, а у нас опускаются в отчаянии руки, и мы признаемся «все, я сдаюсь». Реакция ребенка на наши требования: Ребенок никак не реагирует, просто сидит после наших замечаний

Слайд 10

Как взаимодействовать: Преодолевать в ребенке состояния неуверенности в себе Замечать только сильные стороны и игнорировать негативные Ставить посильные задачи Никакой критики Направления работы: Герои сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с клейстером: методика работы с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и (или) отклонения в поведении.

Методика «Игры с клейстером» адресована учителям-дефектологам, педагогам-психологам, родителям. Рекомендуется для работы с дошкольниками с двигательными нарушениями и (или) отклонениями в поведении (т...

Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями поведения

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни...

Особенности работы с дошкольниками при формировании навыков безопасного поведения.

Современная педагогическая наука интенсивно изучает новые аспекты содержания воспитания в современном обществе. Исследуются проблемы интерсоциального воспитания, формирования экологической культуры, н...

Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями поведения

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...

Особенности работы с детьми с нарушением слуха и зрения, с нарушением опорно - двигательного аппарата

нарушение слуха: особенности работы с ребенком после кохлеарной имплантации...

План индивидуальной коррекционной работы с детьми с нарушениями поведения.

Методическая разработка подойдёт для воспитателей коррекционной группы, для родителей и учителей. Коррекционное воздействие влияет   не только на поведение ребенка, но и на...

Куклотерапия как форма психологической коррекции в работе с дошкольниками с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

Проблема оказания эффективной коррекционно – реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья актуальна, как никогда.  А говоря о коррекции раннего детского аутизма, сто...