Особенности работы с дошкольниками при формировании навыков безопасного поведения.
статья на тему

Рындина Надежда Николаевна

Современная педагогическая наука интенсивно изучает новые аспекты содержания воспитания в современном обществе. Исследуются проблемы интерсоциального воспитания, формирования экологической культуры, нравственного воспитания на основе общечеловеческих ценностей, формирования нового экономического мышления и т.д. К числу новых направлений педагогических исследований относится изучение процесса воспитания культуры личной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nad.nik_.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с дошкольниками при формировании навыков безопасного поведения

Работа, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения, должна осуществляться ступенчато:

- сначала важно заинтересовать детей вопросами бытовой безопасности;

- затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях, упражнять дошкольников в умении применять эти правила.

В педагогической литературе выделено 3 этапа работы с детьми: обогащающий, имитационный, практический.

Целью первого (обогащающего) этапа является накопление и систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в быту. Это: представления о бытовых источниках опасности, возможных ситуациях, сопряженных с травматизмом, мерах предосторожности при обращении с предметами домашнего обихода и доступных приемах оказания первой помощи.

На данном этапе ведущее место занимает обучение, преимущественно представленное системой дидактических игр, а также чтением и обсуждением художественной литературы, использованием фотографий. Необходимо отметить, что большое внимание должно уделяться мотивации деятельности. Особая роль здесь отводится игровому персонажу – Стобеду (герой произведений Д. Орловой), который рассказывает истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности), и «открывает» вместе с детьми правила поведения, а также загадывает загадки, приносит картинки и разные задания и т. п. На примерах из жизни Стобеда педагог показывает, что может случиться, если не соблюдать правила безопасности. Даже в самом имени персонажа отражена эта идея, и уже при первом знакомстве с маленьким человечком дети, отвечая на вопрос «Как вы думаете, почему его так зовут?», говорят: «У него беда была», «Беда – это плохо ему было». Использование игрового персонажа дает возможность детям исправлять его ошибки, объяснять Стобеду необходимость выполнения правил и тем самым лучше усваивать правила.

Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, для формирования каких представлений о правилах безопасного поведения в быту она предназначена. Игры типа «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди», «Соедини по точкам» направлены на закрепление знаний об источниках опасности. Углублению знаний об угрожающих ситуаций и правилах безопасности посвящены игры «Так и не так», «Высоко – низко», «Убери на место» и др. На закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях направлены игры «Мы - спасатели», «Сто бед» и  др.

Необходимо отметить, что роль взрослого различна: при ознакомлении с игрой педагог выступает как организатор детской деятельности, затем как участник, в дальнейшем наблюдает, поясняет, подсказывает.[1]

Дошкольникам проще запомнить жизненно важные правила безопасности, если они зарифмованы, например:

Если появился сильный дым,

Ты не прячься, позвони по 01.

Для того чтобы дошкольники увидели реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, поняли необходимость их соблюдения, знали, к чему может привести нарушение мер предосторожности, можно использовать следующие приемы: педагог читает детям рассказы и стихотворения и вместе с воспитанниками анализирует поступки героев, фрагмент рассказа служит иллюстрацией к определенной опасной ситуации, анализ произведения с целью определения детьми мер предосторожности.

Таким образом, в процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.

Ознакомление дошкольников с правилами поведения является лишь началом работы по формированию поведенческих умений. Необходима организация второго (имитационного) этапа, цель которого состоит в формировании у детей умений безопасного поведения в быту.

Согласно существующей в дошкольной педагогике и психологии точке зрения, нормы и правила поведения становятся «достоянием» ребенка только при условии, если они преломляются через внутренний мир самого дошкольника, через его собственную активную деятельность. Свою активность ребенок проявляет, прежде всего, в игровой деятельности. Следовательно, освоение опыта безопасного поведения, овладение соответствующими умениями и введение их в повседневную жизнь должно осуществляться на основе игры.

Учитывая сложность предлагаемого детям содержания и трудность при демонстрации, предлагается использовать ситуативно-имитационное моделирование как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделировать угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка.

Определены условия реализации метода ситуативно-имитационного моделирования в работе с детьми:

- использование макета домашней обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды;

- предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей;

- введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;

- поддержание адекватного эмоционального фона.[2]

Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.
Специально изготавливается макет кухни и комнаты, где разыгрываются ситуации опасного и неопасного поведения в быту. В дополнение к макету вырезаются из бумаги и дерева мебель, инструменты, бытовая техника и др.
Для обогащения игрового уголка группы подбираются пластмассовая посуда, столовые приборы, предметы бытовой техники. Все это необходимо для имитирования действий с потенциально опасными предметами быта и моделирования опасных ситуаций.

На данном этапе можно использовать тренинги с телефоном для формирования умений обращения за помощью в случае необходимости и закрепления у дошкольников своего домашнего адреса.

Третий этап (практический) посвящен формированию умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода.

Детей можно учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая деятельность в основном должна осуществляться дома родителями.

В дошкольном учреждении полученные умения закрепляются и развиваются. С детьми можно проводить занятия по методике трудового обучения, разработанной М. В. Крулехт, Э. Г. Гульянц: по изготовлению мебели, приготовлении салата из моркови и т. п. Наряду с этим широко использовать проблемные ситуации типа «Нарежем хлеб к обеду», «Поможем маме: стираем, гладим» и т. п. Здесь у детей имеется возможность попрактиковаться в освоенных умениях пользования потенциально опасными предметами быта и оценить умения других детей.

Для закрепления приемов оказания помощи при порезах, ожогах, ушибах проводятся специальные занятия с участием медицинской сестры.
Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер.


[1] Башинова, С.Н. Советы психолога по основам безопасности жизни детей. Детский сад от А до Я. / С.Н. Башинова, М.Г. Матвеева, Э.Э. Ульянова // Научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2007. №4. – С. 24

[2] Белая, К.Ю.  Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина. – М.: Альтера, 2006. – С. 80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Перспективное планирование работы ДОУ по охране жизни и здоровья дошкольников, ознакомлению с ПДД и формированию навыков безопасного поведения в нестандартных ситуациях» (для всех участников образовательного процесса)

Данный материал адресован моим коллегам по работе, Зам.зав.по ВМР ДОУ,  а также воспитателям . Разработка основана на положительном опыте работы нашего педагогического коллектива в целом и в част...

«Формирование навыков безопасного поведения на дороге у старших дошкольников через активное взаимодействие с родителями» (из опыта работы)

XXI в. – век бурного развития техники. В этих условиях особенно важно сформировать правила поведения ребенка дошкольного возраста на улице, разработать технологии, способствующие эффективному развитию...

«Психологические особенности формирования навыков безопасного поведения дошкольника на дороге»

Дети больше чем взрослые уязвимы в дорожном движении и объясняется это прежде всего их психологическими особенностями....

Формы работы с дошкольниками направленные на формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

                В методической рекомендации  представлен материал по работе с детьми и родителями по профилактике детского дорожного ...

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ» (система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)

Рабочая программа «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»(система работы педагогов в дошкольном учреждении по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников)...

«Формы и методы, используемые в работе с дошкольниками по формированию навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах»

Данная работа направлена на обучении детей правилам дорожного движения и направлена на воспитание ​грамотного и дисциплинированного участника дорожного движения....