Памятка для родителей по адаптации ребенка к условиям ДОО
консультация по психологии (младшая группа)

Ващенко Наталия Николаевна

В памятке даны основные рекомендации для родителей по подготовке ребенка к посещению ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое адаптация, и как она протекает.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Ваш малыш вырос и переступает порог детского сада. В его жизни наступает самый сложный период за все время пребывание в детском саду – период адаптации. Помните, что этот период сопряжен с адаптационным стрессом для малыша и ему будут очень нужны Ваши помощь, понимание и поддержка.

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду (детский сад) и привыкание к ее условиям.

Определить успешно ли прошла адаптация можно по двум основным критериям:

  • внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность (насколько весел и доволен Ваш ребенок в саду и дома),
  • внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды (насколько легко ребенку даются режимные моменты в саду и как легко и спокойно он выполняет просьбы воспитателей),
  • полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение,
  • соответствующая возрасту прибавка в весе.

У детей в период адаптации могут нарушаться сон, аппетит, меняться эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается.

В физиологическом и психологическом плане могут наблюдаться: повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временное отставание в развитии (может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст).

В поведении могут появиться: грубость, капризность, непослушание, упрямство, агрессия, подавленность, плаксивость и т.д. Все изменения в поведении и привычках – это реакция на стресс и ребенком не контролируются. И от родителей в этот период потребуется много терпения и понимания.

Выделяют три степени тяжести адаптации:

  1. Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней без осложнений. Вес без изменений.
  2. Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в саду (ребенок начинает спать, есть и играть в саду). Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до 2 раз сроком не более 10 дней, без осложнения. Вес не изменился или несколько снизился.
  3. Тяжелая адаптация: характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев) и тяжестью всех проявлений (ребенок не спит и не ест в саду, теряет вес, часто болеет, плачет, не идет на контакт со сверстниками и взрослыми).

Насколько безболезненно пройдет этот процесс зависит от ряда факторов:

- Состояния соматического здоровья, и уровня развития ребенка. Здоровые, хорошо развитые дети легче переносят трудности социальной адаптации.

- Насколько режимные моменты детского сада близки к домашним режимным моментам (сон, питание, прогулки, игровая деятельность). Задача родителей в период подготовки к поступлению в детский сад максимально приблизить режим дня ребенка к режиму, принятому в детском саду, сформировать у малыша умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно кушать, проситься на горшок и т.д.). Если у ребенка не сформированы эти навыки, ему будет значительно труднее привыкать к детскому саду.

- Уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. До поступления в детский сад необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до сада неоднократно попадали в различные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Но не стоит активно посещать гостей или многолюдные мероприятия, когда период адаптации к саду уже начался, это будет сопряжено с дополнительным, «лишним» стрессом для ребенка.

- Помощи взрослых, которые окружают ребенка в саду и дома. В этот непростой период малышу будут очень нужны Ваши терпение, понимание и забота. Проявить их, а значит помочь малышу скорее привыкнуть к новым условиям, Вы можете соблюдая ряд правил:

  1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду. Он чувствует Ваши переживания.
  2. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (поцелуй в щечку, помахать рукой), и ритуал встречи.
  3. По возможности провожать малыша в ясли должен кто-то один, будь то мама, папа, бабушка, или дедушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
  4. Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.
  5. Разрешите ребенку брать в сад любимую игрушку, любой предмет, напоминающий о доме.
  6. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес сада и его сотрудников.
  7. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка (придерживайтесь режима, принятого в детском саду).
  8. Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период (сосание соски, качание).
  9. Создайте дома спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
  10. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра.
  11. Будьте терпимее к его капризам.
  12. «Не пугайте», не наказывайте детским садом.
  13. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.
  14. Не скупитесь на похвалу.
  15. Эмоционально поддерживайте ребенка: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для родителей по адаптации детей к условиям ДОУ

Родителям, отдавшим своих детишек в детский сад, пригодятся полезные советы....

Консультация для родителей: «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада» 2 младшая группа (1,5 – 3 года)

Консультация для родителей:«Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада»2 младшая группа (1,5 – 3 года)          СодержаниеГлава I. Проблема а...

Памятка для родителей "Успешная Адаптация ребенка к условиям детского сада"

УспешнаяАдаптация ребенка к условиямДетского сада...

Памятка для родителей по адаптации детей к условиям детского сада

Краткая информация о видах адаптации; частых ошибках родителей, т.е чего не следует делать; способы, позволяющие уменьшить стресс ребенка при поступлении в д/с...